По литературе (направление «Цели и средства»)

Сочинение

Исследование: Альтруизм против эгоизма в русской литературе XIX века

Ромен Роллан замечательно отметил: «Если эгоистическое благополучие – единственная цель в жизни, жизнь быстро становится бесцельной».

Все мы к чему-то стремимся. С детства нам говорят родители, что надо хорошо учиться, чтобы стать успешным, найти хорошую работу и обеспечить свою жизнь. Редко кто-то ставит перед ребёнком высокие цели, призывает сделать этот мир лучше, трудиться на благо общества. Отношение к жизни, а также цели, которые ставит перед собой человек, зависят от альтруизма или эгоизма натуры. Эгоисты стремятся к собственному благополучию, альтруисты видят счастье в служении другим. Следовательно, средства для достижения таких целей будут различаться.

Вся русская литература XIX века построена на духовных исканиях и решениях важных общественных проблем. Многих прогрессивных людей того времени волновали философские вопросы и судьба страны. Хотя взгляды писателей-классиков не всегда совпадали, но в одном они сходились. Отсутствие целей и обывательское существование никому не принесёт счастья. Мещанская идеология и эгоистическое мировоззрение ведут к моральной деградации и разрушению личности. Но и «благие» цели также ставились под сомнение, если для их достижения использовались негодные средства.

Одним из борцов с мещанством стал А.П.Чехов. Он призывал уважать в себе человека, не поддаваться влиянию среды. В одном из рассказов «маленькой трилогии» писатель показывает, что происходит с человеком, если он ставит перед собой эгоистические цели. Николай Николаевич Чимша-Гималайский мечтает о собственном доме с земельным участком, на котором непременно будет расти крыжовник. С одной стороны, цель иметь собственное жильё не такая уж плохая, но средства её достижения ужасны. Герой много работает, отказывает себе во всём, женится на старой вдове с деньгами, которую, можно сказать, заморил голодом. Спустя некоторое время после её смерти Николай Николаевич всё же покупает усадьбу. Но место расположения дома неудачное, рядом находится завод, сбрасывающий отходы в речку. Крыжовник, растущий в саду, кислый и мелкий. Сам Николай Николаевич становится похожим на свинью. Он обрюзг, располнел, «того и гляди хрюкнет в одеяло». Его эгоистическая цель завела в тупик, превратив жизнь в животное существование.

В рассказе «Ионыч» герой также теряет человеческий облик. Первоначально Дмитрий Ионыч Старцев ставит перед собой цель помогать бедным, лечить людей. Однако пребывание в уездном городе оказывает на него пагубное влияние. Мещанская среда поглотила Старцева, подчинила своим законам. Он стал просто Ионычем, стремящимся к наживе. Подменив духовные ценности материальными, Старцев перестал приносить пользу обществу, его самоцелью становится обогащение. Он не гнушается никакими средствами для этого. Ионыч отбирает последнее, выкупает по мизерной цене жилье должников и не испытывает мук совести. Словно языческий бог, едет Старцев по городу, все больше удаляясь от прежнего Дмитрия Ионыча, обезличиваясь и превращаясь в скупого дельца.

7 стр., 3298 слов

На пути к благородной цели все ли средства хороши?

... тем у него больше шансов встать на путь к успеху. Обзаведитесь материальными средствами Этот пункт играет не первостепенную ... старайтесь ко всем относиться вежливо, нейтрально, зарабатывать себе врагов — не лучший способ достижения поставленных целей. Связи с ... ли ставить перед собой цели в жизни? Что такое цели, зачем они нужны, как влияет целеполагание на развитие личности человека. Заменяют ли цели ...

Н.А.Островский утверждал: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы…». Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Эгоистические цели не делают нас счастливыми. Чтобы жизнь была прожита не зря, надо посвятить её служению людям. Высокое звание гражданина обязывает подчинять личные интересы общественным. Цель каждого — сделать жизнь лучше. И средства для достижения этой цели не могут быть недостойными.