Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Сочинение

Объем цитирования не должен превышать объем собственного

текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется

«незачет» за 6 невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу

в целом (такое сочинение не проверяется по критериям

оценивания).

11. Критерии оценивания сочинения.

Сочинение оценивается по пяти критериям:

1. Соответствие теме

2. Аргументация. Привлечение литературного

материала

3. Композиция и логика рассуждения

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

12. Критерии оценивания сочинения.

Для получения оценки «зачет»

необходимо иметь положительный результат

по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в

обязательном порядке),

а также «зачет» по одному из других критериев.

13. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на

2020-2021 учебный год.

Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления,

произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);

  • «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит

«быть собой»);

«Между прошлым и будущим»: портрет моего поколения» (культурные запросы,

литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);

«Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и

человечеством);

«Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его

исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания;

  • тема совести).

14. Направление «Забвению не подлежит»

Примерные темы:

1.

2.

3.

4.

Почему тема войны не уходит из литературы?

Как влияет на сущность человека война?

Какой опыт даёт человеку война?

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В.

Друнина)

5. Как судьба человека связана с историей народа?

6. Может ли человек влиять на ход истории?

7. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий

мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей

родине»?

8. В чём ценность исторического опыта?

16 стр., 7602 слов

Мастер-класс «Подготовка к итоговому сочинению по направлению ...

... более подробные. Памятка для учащихся по подготовке к сочинению по литературе Я определяю, какая из тем кажется мне наиболее конкретной и понятной, какие из подходящих художественных произведений ... Выводы и заключение. Рассуждения к вступлению и вопросы по теме. Вступление. Ключевые слова: разум, чувства… Общие рассуждения по теме 1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей. 2. ...

9. Какие времена можно назвать жестокими?

10. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что

единение всего народа – это условие победы в любой войне?

15. Направление «Забвению не подлежит»

Произведения

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

М. Шолохов «Судьба человека»

М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

М. Булгаков «Собачье сердце»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

А. Платонов «Котлован»

А. Блок «Двенадцать»

А. Фадеев «Разгром»

А. Ахматова «Реквием»

В. Распутин. «Прощание с Матёрой»

В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон».

16. Направление «Я и другие»

«Я и другие»

Направление

Примерные темы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Что мешает человеку быть счастливым?

Чем опасно равнодушие?

Важно ли понимание души другого человека?

Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

Может ли человек ставить себя выше общества?

Как разум и чувства влияют на поступки человека?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то

виноваты оба»?

В чём причины вражды между людьми?

Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

Бывает ли общественное мнение ошибочным?

В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

17. Направление «Я и другие»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин «Цыганы»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.С. Тургенев «Ася»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

18.

А.Н. Островский «Гроза»

А.Н. Островский «Бесприданница»

М. Горький «Старуха Изергиль»

М. Горький »Макар Чудра»

М. Булгаков «Собачье сердце»

А. Платонов «Юшка»

М. Горький «На дне»

19. Направление «Между прошлым и будущим »

Направление

«Между прошлым и будущим »

15 стр., 7336 слов

Характеристика и образ андрея соколова в рассказе судьба человека шолохова

... чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала…» Андрей Соколов — гордый человек:, Андрей Соколов — храбрый, смелый человек:, Будучи еще молодым человеком, Андрей Соколов участвует в гражданской войне 1917-1923 гг.:, Затем ... лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей…» Андрей Соколов — сильный мужчина. Он не любит жаловаться: «…сам я не охотник был на ...

Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

Почему так важно сохранять связь между поколениями?

Зачем человеку заглядывать в будущее?

Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю,

утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя

призванным переделать мир»?

Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного

пути?

Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту

старших?

Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

Когда родители могут гордиться детьми?

20. Направление «Между прошлым и будущим »

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Б. Васильев «Экспонат»

К. Паустовский «Телеграмма»

Ю. Бондарев «Простите нас!»

Е. Замятин. Роман «Мы»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»

21. Направление «Время перемен»

  • Как противостоять ударам судьбы?
  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку

взрослеть?

  • Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
  • Нужно ли анализировать свои ошибки?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
  • Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
  • Можно ли жить без надежды на лучшее?
  • Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной

ситуации?

22. Направление «Время перемен»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой «После бала»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)

М. Шолохов «Судьба человека»

А. Ахматова «Реквием»

В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»

23. Направление «Разговор с собой»

  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  • Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам

себя воспитать должен»?

  • Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской

классики, Вам интересны?

  • Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
  • Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
  • На пути к благородной цели все ли средства хороши?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
  • Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

24. Направление «Разговор с собой»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

2 стр., 746 слов

по литературе по направлению «Человек и общество»

... сочинения, я решил обратиться к произведениям художественной литературы. Писатели всегда проявляли интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и ... по Фаренгейту». В романе автор показывает современное общество, общество потребителей, утративших интерес к искусству ,литературе и науке. Люди теряют ...

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой «После бала»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.А. Гончаров «Обломов»

Н. Лесков «Очарованный странник»

А.И. Куприн «Олеся»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

25. Структура сочинения

1. Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает

основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. (60-70

слов)

2. Основная часть. В этой части доказывается 2-3 тезиса. Здесь

раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250)

Это доказательство строится по принципу: тезис-доказательствовывод- логический переход к новой мысли.

3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы

и оценки (40-60 слов)

26. Несколько советов по написанию сочинения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из

них, в которой вы лучше ориентируетесь. .

Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.

Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства своей точки

зрения.

Работаем в черновике. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.

Работаем в черновике. Пишем основную часть. Каждый тезис подкрепляйте

аргументами.

Работаем в черновике. Иногда лучше начать с основного текста, а не с

вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы,

вопросы и ответы на них.

Работаем в черновике. Вступление и заключении должны быть логически

связаны.

Проверьте сочинение в черновике. Исправьте речевые, орфографические,

пунктуационные и другие ошибки. Сочинение следует проверять не менее 2 раз!

Перепишите сочинение в бланк ответа. Проверьте сочинение.