Человек смотрит в будущее своим прошлым . «без прошлого нет будущего» — -рассуждение

Эссе

С детства нам говорили, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего будущего. Однако, будущее невозможно создать только из настоящего, пусть оно и впитает в себя что-то из прошлого. Только совокупность прошлого и настоящего является той базисной основой, на которой вырастает будущее.

Кто-то скажет, что можно попытаться забыть, выбросить прошлое и, довольствуясь настоящим, создать будущее. Конечно, можно, однако, любая попытка игнорировать прошлое рано или поздно приведет к тому, что это прошлое напомнит о себе в той или иной, подчас неожиданной и необычной форме его проявления, в будущем, которое (будущее) в момент такого напоминания уже станет настоящим. Напомнит в любой как отдельно взятой, так и в некой совокупности сфер жизнедеятельности человека.

И каким будет это напоминание: полезным или нет, никто заранее не знает.

Хотелось бы, конечно, чтобы полезным, но для этого надо или не забывать прошлое, или, что правильнее во всех отношениях, строить будущее из прошлого и настоящего!

Но всегда ли мы готовы строить настоящее из прошлого, а будущее из прошлого и настоящего? Нет, далеко не всегда и далеко не каждый.

Если бы мы «оглядывались» на прошлое, соизмеряя его с настоящим, учитывали и применяли прошлое, то не было бы для нас многое из настоящего, да и, несомненно, в будущем, «неожиданным». Столкнувшись с этим, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший прошлое в настоящем, и прошлое и настоящее в будущем, начинает понимать, что это «неожиданное» и вовсе не такое уж «неожиданное». А вполне закономерное и допустимо ожидаемое.

И это игнорирование прошлого и настоящего происходит в большинстве случаев, несмотря на то, что человек сохраняет веру в лучшее. Веру, реализовать которую, без учета прошлого в настоящем, и прошлого и настоящего в будущем невозможно.

Так, почему же такое происходит? Только ли потому, что человек не привык предварительно обстоятельно анализировать, «силен задним умом» или все-таки многое зависит от морально-психологического настроя человека? Морально-психологического настроя, находящего свое воплощение посредством выбираемого человеком собственного волеизъявления в его практической, главным образом созидательной деятельности.

2 стр., 636 слов

Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего

... …поэтому порой возможно нам не хватает, прошлого, чтобы сделать счастливым – настоящее. Но, все-таки, человек научился скрывать реальность, мы все почему-то ... чтобы все получилось. Что такое будущее? Это то, что будет уже на следующую секунду, на следующий день, и каждый шаг ... не так ли?, Так может быть, просто взять и развернуться к прошлому и идти, не замечая все преграды настоящего?, Ведь все ...

А может быть такое происходит потому, что не человек не привык, а его не приучили предварительно обстоятельно анализировать, не воспринимать все за «чистую монету». Не воспитали у него «врожденную» привычку, прежде чем что-то сделать, обстоятельно все «взвесить». И только поняв и осознав (именно поняв и осознав!), приступить к действиям?

Если бы все было «чистой монетой», не было бы тех «неожиданностей», столкнувшись с которыми, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший прошлое в настоящем, и прошлое и настоящее в будущем, начинает понимать, что эти «неожиданности» и вовсе не такие уж «неожиданные», а вполне закономерные и допустимо ожидаемые.

“Без прошлого нет будущего” сочинение.

Время идет, все вокруг меняется. Прошлое остается позади, сегодня мы проживаем настоящее, через какое-то время наступит будущее. И эта связь никогда не прервется. Все, что было в прошлом влияет на события в настоящем и будущем.

  • без прошлого нет будущего

Ценность семьи

семейные традиции

Очень важно помнить о своих предках, о той нелегкой жизни, которую они прожили. Стараться использовать опыт их ошибок, и не повторять проступки в своей жизни. Прошлое преподносит нам серьезный урок. Мы знаем, что самое страшное – это война, а семья бесценна. Чтобы добиться успехов, сделать хорошую карьеру и заслужить уважение, нужно много работать, стараться, идти к своей цели. Мы сами создаем свое счастье.

Опыт наших предков

семейные традиции

Так же прочитайте сочинения на следующие темы

Вариант 1:

Прошлое, будущее и настоящее связаны между собой. От многих событий в прошлом зависит то, каким будет настоящее и будущее. Вернуться в прошлое нельзя, как и нельзя его поменять.

Но из прошлого можно вынести хорошие уроки, которые помогут строить дальнейшую жизнь. Не стоит забывать прошлое. Нужно всегда относиться ко всему, что с вами происходило, с уважением.

Часто во время семейных бесед мои родители рассказывают о важных событиях, которые происходили когда-то. А бабушки и дедушки любят вспомнить свою молодость и поведать какие-то интересные истории. Получается, если бы в прошлом не встретились мои бабушки и дедушки, то не было бы моих родителей и меня. Все семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, в нашей семье очень ценят. Из них состоит вся наша жизнь.

Мы не должны забывать о наших предках, которые порою переживали трудные времена. А самое главное – нужно учиться на их ошибках, чтобы не повторять их в своем будущем. Благодаря прошлому мы знаем, что самое страшное на свете – это война, а самое важное – семья. Если хочешь чего-то достичь, то нужно много работать. У нас есть огромный багаж знаний, которым нужно только правильно пользоваться. И тогда жизнь будет счастливой.

Если бы не открытия, которые совершали наши предки, не было бы ни современных телефонов, ни телевизоров, ни других благ цивилизации. Все то, что есть у нас, это собранные столетием секреты. Хорошо, что мы живем сейчас и имеем возможность пользоваться бесценными советами наших предков. А еще у нас есть возможность передавать знания следующим поколениям. Нельзя прерывать цепочку, связывающую прошлое и будущее. Сегодня за нее ответственные мы и должны прилежно выполнять свою миссию.

2 стр., 895 слов

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего (2 варианта)

... своем прошлом, этот народ обрек свое будущее на смерть. Он погрузился в мрачное средневековье, где нет ни вчерашнего, ни завтрашнего дня, ни истории, ни культуры, ни прогресса. Никто из нас не ... от невежественного Гая, Кларисса знает, что раньше дома не были несгораемыми, а пожарники были нужны для того, чтобы тушить пламя. Имея разноплановые сведения о прошлом и применяя его ...

Вариант 2:

Все мы живем сегодня, но часто вспоминаем о прошлом. Без прошлого нет настоящего и будущего. Мы тесно связаны с людьми, которые жили до нас и с событиями, которые происходили раньше. Зачем современные люди заглядывают в прошлое и изучают историю? Прошлое учит нас, как избежать многих ошибок. Советы и знания, накопленные тысячелетиями, становятся необходимыми сегодня.

Благодаря нашим предкам мы можем жить в красивой, успешной и активно развивающейся стране. Мы являемся частью многовековой истории и должны с уважением относиться к историческим событиям. Наши соотечественники совершили много подвигов. Иногда они жертвовали своей жизнью, чтобы мы сегодня могли продолжать их великие дела.

К истории нужно относиться с особым трепетом, потому что она является фундаментом будущего. Я говорю и об истории страны, и об истории отдельного человека. Каждая семья бережет традиции и реликвии, которые достались им из прошлого. Так люди показывают связь с предками.

В нашем семейном альбоме сохранилось несколько старых фотографий. На них изображены родственники, которые жили сотню лет назад. Мне всегда интересно рассматривать их лица. Я часто слышу от своей бабушки истории об ее родителях, бабушках и дедушках. Это и веселые, и грустные сюжеты. Эти рассказы вдохновляют быть настоящим человеком, помогать людям и творить добро.

Если мы станем забывать свои корни, то у нас не будет светлого будущего. Все в мире связано и только осознав важность событий, которые происходили когда-то, можно двигаться дальше. Прошлое – это хороший учитель, который помогает найти ответы на многие вопросы. Мы не можем узнать свое будущее, зато мы можем проанализировать события прошлого. Это поможет преодолеть многие трудности в жизни.

Особенно это бросается в глаза при обсуждении легендарной и непростой эпохи правления царя Ивана Грозного, и наглядный пример того приведен в статье на сайте «URA.RU» (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html ):

Примеры высказываний детей:

  • «Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
  • «Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
  • «Опричники Ивана Грозного были как анархисты на службе у государства».
  • «Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
  • «При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
  • «Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
  • «Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
  • «При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
  • «Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
  • «Лучшие умы отрубил палач Скуратов».
  • «Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду».
  • «Кто не любил работать шел в опричники».
  • «Опричники помогли Ивану Грозному укрепить рубль».
  • «В Сибирь опричники не полезли, послали туда казаков».
  • «Опричникам мы обязаны присоединением Сибири».
  • «Иван Грозный после всего попробовал заставить опричников заниматься сельским хозяйством. Но ничего не получилось. Они не хотели трудиться. Пришлось их тоже убить».
  • «Иван Грозный это создатель тоталитаризма».
  • «Иван Грозный запретил все газеты».
  • «Царь положил конец боярскому беспределу, кого не убил того выгнал».
  • «Иван Грозный был враг стабильности. Его враг Курбский, впрочем, тоже».
  • «Иван Грозный разделил страну на зону террора и зону безвластия».
  • «При Иване Грозном бояре нервничали, им было действительно страшно».
  • «При Грозном происходила гибель больших масс боярского населения».
  • «Покорность народа при Иване IV выросла, но кому от этого легче, если каждую ночь снятся кровавые мальчики».
  • «При Иване Грозном военные могли хорошо зарабатывать».

Уважаемые родители!

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»*. Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы».

5 стр., 2123 слов

История и традиции компании "Транснефть"

... Главтранснефть. Чтобы сохранить единство управления, 16 нефтепроводных предприятий основали компанию "Транснефть", а на базе бывшего аппарата главка - ее ... около 10 километров обходилась в 20 копеек. 1. История развития транспорта нефти Инновационная по тем временам идея, ... прокладка крупных трубопроводных систем: в действие вступил нефтепровод Грозный - Туапсе диаметром 250 мм и протяженностью 618 ...

Безусловно, во многом «каша» в головах наших детей обусловлена снижением качества преподавания отечественной истории в школах, но присутствует и другой немаловажный фактор – это пассивность родителей в этой важнейшей сфере знаний. Необходимо и важно и самим родителям изучать историю своей Родины, доводя её потом до своих детей в доступном и популярном виде.

На нашем сайте в разделе «Ребятам об истории России» регулярно публикуются различные материалы, есть и об Иване Грозном, но для того чтобы правление Ивана не замыкалось в вашем сознании только введением опричнины и репрессиями против бояр, предлагаем для сведения краткий перечень его нововведений.

Итак, за время правления Ивана Грозного на Руси произошли следующие нововведения и события:

  • введен суд присяжных;
  • появилось бесплатное начальное образование (церковно-приходские школы);
  • введен медицинский карантин на границах;
  • появилось местное выборное самоуправление вместо воевод;
  • впервые создана регулярная армия (первая в мире военная форма появилась у стрельцов);
  • остановлены татарские набеги из Крыма (после его гибели набеги приобрели прежние масштабы – ежегодно десятки и сотни тысяч людей уводились в рабство);
  • пресечено пиратство «воровских казаков» на средней и нижней Волге;
  • установлено равенство между всеми слоями населения (крепостничество в то время на Руси не существовало: крестьянине обязаны были сидеть на земле, пока не заплатят за ее аренду, а дети их считались свободными от рождения);
  • запрещен рабский труд (судебник Ивана Грозного);
  • введена государственная монополия на торговлю пушниной;
  • территория страны увеличена в 30 раз (Прибалтика, Казань, Астрахань, Сибирь, Дикое поле, Дон);
  • эмиграция населения из Европы превысила 30 тысяч семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 руб. на семью);
  • рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч процентов;
  • за все время царствования (четверть века) не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от 3-х до 4-х тысяч человек (!!!).

    2 стр., 765 слов

    Сочинения. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве ...

    ... трагической гибели. Судьба человека в тоталитарном обществе — это только одна из многочисленных граней участи свободолюбивой личности в условиях диктата государства. Наиболее полно отразил эти грани А. И. Солженицын в романе «В ...

Что касается репрессий и человеческих жертв, том же XVI веке в Западной Европе:

  • инквизиция осудила на смерть и казнила 25 тыс. жителей Нидерландов;
  • в Германии при Карле V было казнено около 100 тыс. человек;
  • в Англии при Генрихе VIII за 14 лет было повешено 72 тыс. человек:
  • в Англии с 1558 года по 1603 при Елизавете казнили 89 тыс. человек;
  • Варфоломеевская ночь во Франции унесла жизни 20 тыс. протестантов-гугенотов (за это Римский папа наградил отличившихся специальной медалью).

Примечание к цитате

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось. А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории, создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно. Только 1-я часть первого тома всё же была издана в 1772 году.

В советское время 1-я часть I тома «Древней Российской истории» издана в Полном Собрании Сочинений М.В. Ломоносова (т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952).

Именно поэтому знаменитое высказывание М.В. Ломоносова стало расходиться в российском обществе в фольклорном варианте, дойдя так и до наших дней.

P.S. Поскольку данная статья вызвала большой интерес у читателей, только в 2014 году её прочитали более 3-х тысяч посетителей сайта, редакция посчитала возможным добавить к ней дополнительно интересный материал, касающихся двух легендарных исторических личностей России – Ивана Грозного и Иосифа Сталина, опубликованный 3 января на сайте информационного центра «AfterShock» автором «Солидарный» (первоисточник .

33 стр., 16358 слов

Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного ...

... причины обнищания русского духа в период Московского государства (во время правления Ивана Грозного). Углубляясь в прошлое, он анализировал настоящее, отыскивая в нем последствия исторической судьбы России. Историческая ... в русском обществе и в душе, менталитете русского человека. Но, изучая историю России и эпоху Ивана Грозного, Алексей Константинович не мог не поразиться и не порадоваться тому, ...

Сталин о Грозном

На АШ (AfterShock) нашёл лишь пару предложений отсюда. Считаю, что эти высказывания И.В.Сталина о царе Иване IV должны быть на ресурсе – они ни на каплю не потеряли своей актуальности.

Выступление на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о кинофильме “Большая жизнь”

«Или другой фильм — «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, — омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников, как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство, против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У Эйзенштейна старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали, как репрессии Николая Второго, и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило.

В наше время другой взгляд на опричнину. Россия, раздробленная на феодальные княжества, т.е. на несколько государств, должна была объединиться, если не хотела подпасть под татарское иго второй раз. Это ясно для всякого и для Эйзенштейна должно было быть ясно. Эйзенштейн не может не знать этого, потому что есть соответствующая литература, а он изобразил каких-то дегенератов. Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет. Это уже формалистика. Какое нам дело до формализма, — вы нам дайте историческую правду. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения и поэтому они соединяют все воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте», — тем более, что на нем марка Эйзенштейна. Как же научить людей относиться добросовестно к своим обязанностям и к интересам зрителей и государства? Ведь мы хотим воспитывать молодежь на правде, а не на том, чтобы искажать правду».

Запись беседы с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым по поводу фильма “Иван Грозный”

Сталин. Вы историю изучали?

Эйзенштейн.

Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина — это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, — образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.

Эйзенштейн

Молотов. Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I — тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

16 стр., 7808 слов

Презентация — Итоги и значение правления Ивана Грозного 1530 ...

... реформ, которые он создавал совместно с Избранной радой (неофициальное правительство Ивана Грозного в 1540-х). По его указу была сформирована сословно-представительная монархия, проведена земская реформа, а также ... осталось без управления, Василием была сформирована боярская комиссия из 7 человек. Им обязывалось оберегать Ивана до 15-летнего возраста. Помимо сына, следующими претендентами на трон ...

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин — второй.

Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии не верно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов. Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин. Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее.

Память предков, традиции, обычаи, все это приходит к нам из прошлого, передается из поколения в поколения от прадеда к деду и нам. Прошлое – это начало всего настоящего. Будущее невозможно без прошлого.

Чем живем мы сегодня? У каждого из нас есть свои привычки, устои. Каждое общество обладает своими традициями и обычаями. Все это собиралось на протяжении многих лет. Нельзя, например, отметить свадьбу без традиционного сватовства или встретить важных гостей без хлеба и соли.

Благодаря прошлому мы можем сегодня с уверенностью сказать, что

Война – это плоха, что для того, чтобы чего-то в жизни добиться, нужно трудиться. Кто-то до нас уже испробовал различные методы изобретения велосипеда или добычи огня.

И благодаря этому опыту предков мы сегодня можем кататься на горном велосипеде и пользоваться спичками, чтобы развести огонь. Мы сегодня – это тоже прошлое для наших потомков. И наши ошибки, способ жизни и опыт тоже кому-то станут хорошим уроком.

А зачем нужны эти традиции, опыт предков? Если бы не было прошлого, то общество стояло бы на месте, мы бы также пытались добыть огонь при помощи палки с камнем или ели бы пальцами без помощи кухонных

Приборов, мы бы не научились разговаривать, а также, как пещерные люди, общались бы жестами и звуками.

Даже если мы возьмем просто одну семью. Если бы не было дедушки или бабушки, то не было бы мамы или папы. А без них не появились бы мы. Значит, жизнь попросту остановилась бы.

8 стр., 3559 слов

Личность Ивана Грозного в истории

... нашего государства. Целью данной работы является изучение царствования Ивана Грозного и его личности в истории через его ... этом только Соломонию нет достаточных оснований. Известный оппонент Ивана Грозного, первый русский эмигрант-литератор князь Курбский, имел смелость писать ... другого монарха, власть которого ограничена его думцами. Итак, Иван Грозный обвиняет Адашева и Сильвестра в сговоре - ...

Прошлое – это то, чего никогда нельзя забывать. Прошлое позволяет узнать об ошибках или достижениях других и сделать так, чтобы в будущем не случилось ничего плохого или усовершенствовать что-то, чтобы потомкам стало еще лучше, чем нам. Прошлое бывает интересно вспоминать, когда собираешься в кругу семьи и рассматриваешь фотографии с отдыха прошлым летом.

В такие моменты сразу становиться тепло и радостно. Прошлое говорит, что думай о том, что ты делаешь сейчас. Ведь еще вчера твои предки дрались с динозаврами, а сегодня ты уже ездишь на машине и разговариваешь по мобильному телефону. И то, как ты проживешь сегодняшний день, позволит тебе проснуться или нет завтра.

Мы живем благодаря тому, что добыли, придумали или изобрели наши предки. Зада каждого гражданина мира не забывать, что когда-то было хуже, что наши поступки могут нас опять вернуть в прошлое. прошлое должно нас научить тому, что только наши поступки способны изменить будущее. Только усердным трудом можно чего-то добиться. Ведь именно усилиям человек добыл огонь, а обезьяна стала ходить на двух ногах.