Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Сочинение

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием»

«Реквием» был сочинен Анной Андреевной Ахматовой еще до 1940 года, и только в 1963 году без согласия автора впервые поэму опубликовали в Мюнхене. Более 20 лет произведение знали наизусть и держали в памяти только несколько друзей Ахматовой, которым она доверяла.

Трагическая судьба, страшные годы, в которые довелось жить этой уникальной поэтессе… Вся жизнь Ахматовой проходила в стране, поступившей с ней так жестоко — отнявшей надежду на счастье, погубившей мужа и репрессировавшей единственного сына.

Поэма «Реквием» — это поминальный плач матери о сыне, крик души и самое трагическое произведение Ахматовой. Но поэма не только о страданиях одной матери, она о страданиях всего русского народа, это реквием по всей безвинной Руси. Ахматова открыто заявляет о том, что ее «Реквием» — надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа.

На протяжении всех поэмы звучит тема страдания. Возникают образы стрелецких жен, оставленных вдовами по воле Петра. Они говорят о типичности судьбы русской женщины и подчеркивают тяжесть страдания. Цитируя словосочетание «каторжные норы» Пушкина, Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».

Трагедия народа велика, она вызывает в памяти страшное событие — распятие Христа. Именно поэтому библейский сюжет использован в одной из глав поэмы. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. В этом образе сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей. Говоря о личном, Ахматова становится голосом всех страдающих матерей.

18 стр., 8622 слов

(1)Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный ...

... Х I . Написание изложения. 1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Прив ... - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду. «Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце ...

В эпилоге поэмы представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах — это мужики и сыновья; другая — в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери, и возникает тема памяти, которая не позволяет забыть ужасов происшедшего:

реквием ахматова сталинский репрессия

И в смерти блаженной боюсь

Забыть громыханье черных «марусь»,

Забыть, как постылая хлопала дверь.

И выла старуха, как раненый зверь.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию. Но поэма заканчивается не взрывом отчаяния, а нотой светлой печали:

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.