1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент |
3 |
Включение в деловой ритм урока. Приветствие. — Начинаем урок. Что за зверь со мной играет? — Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапах коготки. — О ком эта загадка? — Выскажите своё предположение, чем мы будем заниматься сегодня на уроке по развитию речи с элементами культуры речи. Сообщение темы и цели урока
— Какие народные приметы о кошках вам известны? — Существует много фразеологизмов об этих животных. Вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить их смысл (записаны на доске): «Кот наплакал» «На душе кошки скребут» «Купить кота в мешке» «Кот из дома — мыши в пляс» — Кошка вошла в жизнь человека с древнейших времён, оставаясь абсолютно независимой, она умудрилась занять одно из первых мест в человеческой жизни. — Что вы узнали о кошках из сообщений ребят? |
Подготовка класса к работе. — О кошке. — Рассказывать, писать и читать о кошках. «Черная кошка дорогу перебежала — быть беде» «Кошка на человека тянется — к обнове» «Кошка моется — гостей зазывает» Что такое фразеологизм – образное выражение Очень мало Очень грустно, тоскливо, тревожно Приобретать, заранее не зная, что Никто не следит, все делают что хотят Рассказывают заранее подготовленные дети: 1. Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. 2. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь. На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в XVI веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии. |
Личностные : самоопределение. Регулятивные : целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
7 |
— В литературных произведениях эти животные предстают перед читателями хитрыми, иногда коварными (Кот Баюн помогает Бабе Яге), но всегда очень умными (Кот ученый). — Сейчас почитаем стихи о котах и кошках и составим предложения , выражающие основную мысль автора о кошках. Что такое основная мысль текста? (После каждого стихотворения работают в паре, составляя предложения и записывая их на листках, один из пары зачитывает.) 1.Глазки кота блестят в темноте. Кот свернулся калачиком. Ушки слушают тайную тьму. 2. Кошачьи глаза горят в темноте, как два солнца. 3. Коты поют песни и успокаивают людей. 4.Коты очень умные, их мозг похож на «мурчащий» трансформатор. 5.Настроение кошки зависит от настроения ее хозяина. Если этот хозяин есть. 6.Люди издавна приручили котов, а может, это кошки приручили нас? — Какой сделаем вывод о жизни кошек? От поступков людей зависит судьба всего живого на земле, к сожалению, люди иногда забывают о том, что они в ответе за тех, кого приручили. — Многие художники полагают, что кошки очень похожи на людей. Так думает и известная художница из Санкт-Петербурга Татьяна Родионова, с творчеством которой мы сейчас познакомимся.
Знакомство с творчеством Татьяны Родионовой под песню Андрея Усачева Планета кошек» — Какими видит котов и кошек художница? — Что необычного в ее картинах? (Необычность взгляда художницы на хвостатых любимцев в том, что она их видит в роли людей: они читают газеты, катаются на машине, гуляют с детьми, поэтому вывод может быть таким — кошки как люди, с теми же бедами и проблемами. Эта же мысль содержится и в песне Андрея Усачева: «Вот нет только кошек у кошек. Ах, как же им грустно без них»). |
Далее дети читают заранее подготовленные стихи, остальные участвуют в беседе, составляют описание того или иного представителя кошачьего семейства. 1.Валентин Гафт. Кот мой свернулся калачиком, Глазки блеснули во тьме, Это работают датчики Где-то в кошачьем уме. Ушки стоят — как локаторы, Слушают тайную тьму, Все, что в его трансформаторе, Он не отдаст никому! 2.Валентин Гафт Когда твоя кошка откроет глаза, В них солнце войдёт, как в окошко. Когда твоя кошка закроет глаза, Свет солнца останется в кошке. Недаром в ночной темноте, говорят, Кошачьи глаза, как два солнца, горят! 3.Тим Собакин. Любимый звук Звук мурррчащего Кота — самый мой любимый звук. Это вам не тра-та-та, ВведениеВ данной статье будет рассмотрена жизнь и творчество художницы Татьяны Родионовой, известной своими рисунками кошек. Она живет в пригороде Петербурга и с большим удовольствием рисует эти прекрасных животных. В своих работах она утверждает, что кошки похожи на цветы. В данной статье будут представлены ее работы, а также рассказано о ее вдохновении и методах работы. Также будет рассмотрена история ее обучения и ее влияние на мировое искусство. Биография Татьяны РодионовойТатьяна Родионова живет в пригороде Петербурга и является известной художницей, специализирующейся на рисовании кошек. Она имеет пять свободно живущих кошек, которые являются для нее источником вдохновения. Она училась в художественной школе при институте Репина в Петербурге, где приобрела навыки и знания в области изобразительного искусства. Однажды ей подарили подборку стихов о кошках, и это вдохновило ее на иллюстрацию этих стихов своими рисунками. С тех пор Татьяна Родионова занимается рисованием кошек уже восемь лет и ее работы получили признание и популярность среди любителей искусства. Творчество Татьяны РодионовойТатьяна Родионова рисует кошек с большим мастерством и любовью. Она считает, что кошки похожи на цветы и пытается передать эту аналогию в своих работах. Ее работы отличаются яркими красками, детализацией и выразительностью. Она умело передает характер и настроение кошек, создавая неповторимые образы на своих рисунках. Рисунки Татьяны Родионовой вызывают положительные эмоции у зрителей и позволяют им увидеть кошек с новой стороны. ЗаключениеТатьяна Родионова — талантливая художница, чьи работы посвящены кошкам. Она смогла передать красоту и неповторимость этих животных в своих рисунках. Ее работы получили признание среди любителей искусства и оказали влияние на мировое искусство. Творчество Татьяны Родионовой является прекрасным примером иллюстрации искусства и любви к животным. — В Петербурге традиционно проводят выставку картин с изображением кошек. Татьяна Родионова принимала участие в выставке в 2005 году. За две недели было продано около 130 её работ. Семь работ было украдено. Это тоже сильно польстило автору: плохие работы красть не станут. Просмотр презентации под музыку. |
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные : логические — анализ объекта с целью выделения признаков. |
4. Постановка учебной задачи |
2 |
— Мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи — Откройте 2 часть учебника и найдите название темы на с.53. Эта работа для нас новая. — Какие поставим цели? — В каком тексте вы встречались с рассуждением? — Сделаем вывод, что такое рассуждение? |
Работа с картиной. Сочинение – рассуждение на тему: «О чём размышляет кот, сидя на окне?» Будем учиться строить текст – рассуждение. «20 лет под кроватью» В.Драгунского. Автор рассуждает о том, сколько он будет лежать под кроватью. Это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей. |
Регулятивные : целеполагание; познавательные: постановка вопросов. Познавательные : общеучебные: самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. |
5. Построение проекта выхода из затруднения |
10 |
— Прочитаем задание №19. Работа с учебником с. 55-56 — Откроем учебники на стр. 55-56. Обсудим следующие вопросы. Работаем в группах. Номер вопроса соответствует номеру группы. Проверяем. Слушаем и дополняем. Читаем и отвечаем на вопросы 1-7. 1. Насколько высокий дом, в котором находится окно? Дети заметят, что из окна, на котором сидит кот, видны крыши соседних домов. Значит, дом, в котором находится это окно, довольно высокий. 2. Случайно ли кот оказался на окне, или он живет в этом доме? Дети могут строить разные предположения: кот случайно зашел в подъезд погреться, или он вышел на лестничную клетку из своей квартиры и т. д. 3. Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный? ВведениеВ данном исследовании мы обратим внимание на поведение кота, сидящего на окне, и попытаемся разгадать, что происходит в его голове во время таких наблюдений. Коты известны своим любопытством и способностью замечать даже мелкие детали. Мы предполагаем, что сидение на окне является для них источником информации о внешнем мире и позволяет им удовлетворить свою природную потребность в наблюдении и исследовании окружающей среды. МетодологияДля проведения исследования было проанализировано видео-материалов, на которых запечатлены коты, сидящие на окнах. Мы обратили внимание на позу животного, выражение его лица и направление его взгляда. Также были изучены факторы окружающей среды, такие как цвет стен домов, оттенок неба и наличие движения на улице. РезультатыИз анализа видео-материалов мы выявили следующие наблюдения:
ОбсуждениеИсходя из наших наблюдений, можно предположить, что сидение на окне является для котов способом удовлетворения их природной любознательности и потребности в наблюдении окружающего мира. Коты, сидя на окне, могут фантазировать и строить планы, а также просто наслаждаться наблюдением за происходящим. ЗаключениеВыводы нашего исследования подтверждают, что сидение на окне является для котов важным источником информации о внешнем мире и позволяет им удовлетворить их природные потребности. Это также может быть способом для котов расслабиться и насладиться окружающей природой. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение более подробных аспектов поведения котов, сидящих на окнах, и их взаимодействия с окружающей средой. Устно ответив на эти вопросы, четвероклассники выберут, на какие из них они будут отвечать в своем сочинении. Можно посоветовать школьникам выбрать три-четыре вопроса из семи предложенных и составить из них план своего сочинения. Дети за- пишут план в тетрадь, а затем напишут небольшое сочинение по этому плану. — А теперь составим план из 3 пунктов, поработаем в парах. Планы готовы, зачитываем их. Почему именно из 3-х пунктов, ведь вопросов 7? . План 1. Морозное утро. 2. Размышления кота. 3. Всё на том месте. — Прежде чем написать сочинение – рассуждение, обратимся к памятке (слайды) |
Прочитывает задание вслух 1 ученик. Самостоятельно работают в группах. Высказывают дополнения. План: 1.Высказывается какая-то мысль. 2.Приводятся доказательства этой мысли. 3.Итог, то есть вывод из доказательства. Памятка. 1.Есть в предложении главные члены. 2.Правильный порядок слов. 3.Правильно связаны слова по смыслу. 4.Не повторяются одинаковые слова и выражения. 5.Правильно написаны слова и поставлены знаки препинания. Дом в котором находится это окно высокий. Из него видны только крыши домов. Кто вышел из своей квартиры, увидел открытое окно на лестничной клетке и запрыгнул на него. День был солнечный, но морозный. Отблеск солнца виден на оконной раме,а на крышах домов белеет снег. О том, что день солнечный, можно судить по золотисто-желтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и окон домов. На крышах, похоже, лежит снег, или они покрыты инеем. Что происходит внизу (под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице. Кота наверно привлекло движение транспорта, или собака, с которой вышли на прогулку, или что-то другое. Несмотря на то что мы не видим мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту явно нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице. Кот может сидеть на окне довольно долго. Его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные — моделирование, логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. Словарная работа 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
15 |
Пти чк и л е тающие, пеш е ходы, нр ави тс я с и деть, по сн еж ку, мног о этажный, подоко нн ик, про езж ающие маш и ны, сп е шат, м оро зное утро, з оло тое со лн це. Художник, он, мастер кисти, кот, он, М урзик. — Напишите сочинение-рассуждение на листочках. — Кто хочет прочитать? — А вот как написали сочинение – рассуждение ваши сверстники. Зачитываем 2 сочинения: 1.Сидя на окне, Мурзик наблюдает за птичками и пешеходами, движущимися машинами. Он размышляет о том, куда и почему спешат люди, куда едут машины. Ему хочется побегать по белому снежку и вернуться в тёплую комнату. Мой кот может часами сидеть на подоконнике и наблюдать, как оживает улица, когда наступает новое зимнее утро. Развертка исследования:2. В большом многоэтажном доме в одной из квартир жил чёрный кот. Стоял зимний, солнечный день. В раскрытое окно светило и грело солнце. Сидя на подоконнике открытого окна кот наблюдал за жизнью на улице. Он видел проходящих по улице людей, проезжающие машины. Кот смотрел на летающих птиц. Он долго сидел на окне, ему нравилось наблюдать за всеми. Он думал о том, что у всех своя жизнь. Ему тоже хотелось погулять по улице, а потом вернуться в свою тёплую квартиру. 3. «О чём размышляет кот, сидя на окне?» На картине Вилли Джеймса «Кот на окне» я вижу раскрытое окно подъезда. За окном зимний день, падает снег, крыши соседних домов покрыты инеем. На подоконнике сидит чёрный кот. Его выпустили погулять. Кот взобрался на подоконник. Он уселся поудобней. В такой позе он сидит давно. Ему нравится сидеть на окне. Кот сверху видит машины, животных, людей. Сидя на подоконнике, он наблюдает за тем, как в городе кипит жизнь. Он мечтает о прогулке по снегу. Ему хочется подышать свежим воздухом, пробежаться по первому снежку. Но кот остаётся на окне – это его любимое место. 4. План 1. Морозное утро. 2. Размышления кота. 3. Всё на том месте. «О чём размышляет кот, сидя на окне?» На картине Вили Джеймса «Кот на окне» я вижу очень высокий дом. Видно, что картина написана морозным утром. На подоконнике раскрытого окна сидит кот. Он сидит давно и размышляет о том, как едут машины и куда-то спешат пешеходы в это раннее время. Может даже наблюдает, как поднимается солнце и думает о том, что когда-нибудь увидит линию горизонта. Ведь из-за домов напротив её не видно. Он мечтает побывать на широком золотом поле и увидеть, как поднимается золотое солнце и всюду становится светло. Кот частенько мечтает о том, чтобы у него выросли крылья. И тогда он смог бы как птицы летать над крышами соседних домов и дышать свежим воздухом. Погружённый в свои мечты, он часами сидит на подоконнике, пригревшись на солнышке. |
Работают над орфограммами, подбирают синонимы. Пишут сочинение – рассуждение на листочках. Прочитывают. Прослушивают. |
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные : самоопределение |
8. Рефлексия деятельности, дом. задание (итог урока) |
3 |
Выставление оценок за работу на уроке. Запись домашнего задания. ( Закончить сочинение, проверить.) Ответы на вопросы: — Что узнал? — Что могу? — Что понравилось? — Я хочу закончить урок словами Даниэля Дефо: «У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества». Я желаю вам, чтобы ваши кошки, погуляв сами по себе, всегда возвращались домой. |
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия — Мне удалось… Меня удивило … Мне понравилось… |
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : рефлексия; Личностные : смыслообразование |