Характерные особенности романтической поэзии М. Ю. Лермонтова
Романтическая поэзия М. Ю. Лермонтова отличается рядом характерных особенностей. В его лирике и поэмах, таких как «Демон» и «Мцыри», проявляются основные темы и проблемы, важные для Поэта-романтика.
Одной из ключевых особенностей романтической поэзии является утверждение исключительной личности, которая выступает один на один с миром и оценивает действительность с позиции своего идеала. Герой романтика находится на голову выше обычных людей и не принимает их общество.
Из-за этого особенного отношения к миру, романтический герой испытывает одиночество, которое он воспринимает как естественное состояние. Его идеалы не понимают и не принимают окружающие люди. Вместо этого, герой романтика находит единомышленников в стихии и в мире природы. Его душа стремится за пределы скучной реальности.
Также характерной чертой романтической поэзии Лермонтова является двоемирие. Романтический герой находит равное себе начало только в общении со стихией и миром природы. Он чувствует себя чужим в общении с людьми.
В произведениях Лермонтова, написанных в разные годы, сохраняются важнейшие приметы романтического героя. Мотив одиночества присутствует в юношеском стихотворении «Парус» (1832) и в одном из последних стихотворений «Листок» (1841).
Интересно отметить, что в «Парусе» мечтой романтической души была буря, а в более позднем стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой / И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…» герой уже не находит покоя в равнодушном мире. Мир оказывается враждебным романтику во всех его проявлениях, и его душа не может успокоиться на чем-либо.
Герой романтической поэзии Лермонтова часто испытывает грусть, скорбь и страдание. Такие настроения пронизывают стихотворения «Тучи» (1840) и «Утес» (1841).
В стихотворении «Три пальмы» (1840) развивается мысль о разладе с миром. Пальмы, красивые и одинокие, ропщут о том, что их красота и возможности пропадают без пользы для людей. Но встреча с людьми оказывается роковой, и мир становится диким и пустым.
Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова, черты героя для сочинения
... образом любви. Романтический герой в поэмах Лермонтова Образ Демона из одноимённой поэмы — образ романтического героя в творчестве Лермонтова. Он бунтарь; жажда ... в грузинский монастырь. Он попадает, но не находит там людей родных ему по духу. Мцыри – мальчик из северокавказских ... его воинственными жителями в первый раз был воспроизведен русскою поэзиею, — и только в поэме Пушкина в первый ...
Исследование темы любви и природы в лирике Лермонтова
В перечисленных выше произведениях природа олицетворяется, в природе исток образов, но предметом изображения, объектом внимания является, конечно, душа человека. Обращается Лермонтов к миру человеческих отношений непосредственно. Стихотворения “И скучно и грустно”, “Как часто, пестрою толпою окружен…” (1840) выражают мировую скорбь. Ничто в мире, где вынужден находиться герой, не может быть источником радости:
Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски…
Да и взгляд в глубины собственной души убеждает, что “и радость, и муки, и все там ничтожно…”.
Все-таки природа хотя бы иногда является для поэта источником облегчающих душу впечатлений, примиряет его хотя бы ненадолго с миром людей и с миром высшим. Такая концепция в основании образной системы стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” (1837).
Общение с природой смиряет бунтующую против несовершенства жизни душу героя:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Весьма своеобразно решается в лирике Лермонтова тема любви. Взгляд на нее тоже в целом находится под влиянием романтического мироощущения. В поисках если не совершенства (оно неосуществимо), то хотя бы минутного покоя, забвения герой-романтик стихотворения “Как часто, пестрою толпою окружен…” обращается к прошлому, воспоминаниям о юношеской любви.
Впрочем, и тогда он тоже любил не столько реальную девушку, сколько “мечты моей созданье”. Совершенно откровенно говорится об этом в стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (1841).
Любовь понимается как роковая битва гордых душ, драматическое столкновение сильных характеров, борьба одиноких и непримиримых соперников:
- Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор…
(“Я не унижусь пред тобою…”, 1832)
Расставание рождает не прощение и примирение, желание счастья любимой, а упреки и обиду:
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
(No Ratings Yet)