В романа-эпопее «Тихий Дон» показано национальное своеобразие донского казачества, не описанного прежде в произведениях русской литературы.
Роман начинается с описания широких просторов хутора на Дону: «изломистая кайма нацелованной волнами гальки… истоптанный конскими копытами… придорожник, часовенка на развилке; за ней — задернутая текучим маревом степь. С юга — меловая хребтина горы…». Всё здесь будто проникнуто духом свободы донского казачества: бескрайние степи, обдуваемые ветром, след недавно прошедших по траве коней и высокие горы.
Так, Шолохов описывает единение человека с природой.
Затем перед нами предстает история рода Мелеховых с середины 19 века, когда Прокофий Мелехов привез в хутор горячо любимую жену-турчанку, пойдя против правил казачества. Он отчаянно защищает её от гнёта соседей, не желающих принять «ведьму» в свою общину. Так, уже с первых страниц романа появляется описание гордых, свободолюбивых людей, способных пылко любить и бороться за счастье своих родных, близких.
Автор описывает быт, повседневную жизнь казаков на примере семьи Мелеховых. Герои — труженики — хлеборобы. Формула казацкой жизни: “Казак работает на быка, а бык на казака”: герои любят труд, ведь он основа их жизни, каждый их день наполнен хлопотами. В этом мы можем убедиться, обратившись к эпизодам рыбалки, сенокоса, ухода за скотиной.
Герои помогают соседям, хутор словно живет общинной жизнью.
Казаки отличаются военной выправкой, служат царю и отечеству. Мальчики с детства учатся военной жизни: ловко ездят верхом, познают искусство владения оружием. Семьи готовят будущим войнам коня и “справу”: казак, который призывается в армию, должен иметь отличного коня и полное обмундирование.
На протяжении всего произведения мы слышим песни, «лирические и исторические», в которых воплотились народные представления о жизненных ценностях.
На страницах романа показаны эпизоды конных состязаний, игрищ, сватовства, проводов на войну, свадебных обрядов, похорон, гуляний. Автор уделяет особое внимание изображению народной культуры: обычаям, легендам, поговоркам и пословицам.
Главные герои комедии «Горе от ума»
... пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих ... героев и их характеров пригодится ученикам 9 класса при подготовке доклада или сочинения на тему «Главные герои комедии «Горе от ума»». ... его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно ...
Но жизнь донских казаков не идеальна. «В каждом курене горько — сладкая жизнь» — пишет автор. В произведении показаны и жестокие нравы (история Аксиньи), несправедливость. Более того, приход 20 века меняет уклад жизни людей : мирная сцена косьбы прерывается тревожным известием о мобилизации, картины дружного труда сменяются «визгом, дракой, гневным ржанием».
Шолохова привлекает эпос народной жизни, ее мудрое крестьянское начало. Не зря Е. А. Костин писал о «Тихом Доне»: «В нём, в этом мире — история донских казаков, русского крестьянства… вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны…».