К1-Проблема 1 – 0
Хорошо | Плохо |
Сочинения по тексту С. Михалкова. «Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему – проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве». * «Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?» | Сочинения по тексту С. Михалкова. «Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность». «Проблема, которую хотел нам показать С. Михалков такова: дети в настоящее время не читают книг». «В своем тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?» «Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, — духовная бедность людей, не читающих книги». |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 5 – 0 б. 1. Пример1 + комментарий + Смысловая связь между ними 2. Пример2 + комментарий |
Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами.
№ | Связь между примерами- иллюстрациями | Вопросы | Способ выражения в сочинении |
Детализация | Можно ли привести подробности? Какие? | … так, например, … … укажем детали … | |
Указание на следствие | Как это может сказаться на…? Из чего это следует? Что с этим связано? | … вот почему … | |
Подтверждение | Как это подтверждается автором? | … в подтверждение этих мыслей автора … | |
Объяснение | Почему? Чем это можно объяснить? | … автор объясняет это тем, что … … объясняется это тем, что … | |
Определение | Что обозначает это слово? | … это слово автор понимает по- своему … … значение этого слова определяет … | |
Аналогия | На что это похоже? | … как и … здесь прослеживается (обнаруживается) … | |
Выделение | Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? | … автор текста фиксирует внимание … | |
Сопоставление и противопоставление | С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено? | … сравним … … автор противопоставляет … … автор сравнивает … |
Хорошо | Плохо |
«Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимания на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути». | Сочинение по тексту С. Михалкова «В этом рассказе С. Михалков рассказывал о том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не смогли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных поэтов». В этом сочинении в качестве комментария к исходному тексту дан простой пересказ фрагмента. Сочинение по тексту С. Михалкова «Главная проблема этого текста – роль книги в жизни человека. Сергей Михалков пишет о том, что бешеный темп жизни приводит к тому, что времени на прочтение важнейших и бессмертных литературных произведений практически не остаётся. Этот убыстряющийся ритм жизни не может не сказываться на развитии личности. Примером, подтверждающим это, может служить разговор Михалкова с ребятами, живущими в легендарных местах, описанных Некрасовым в поэме «Дед Мазай». Дети знали много о науке и технике, и тем не менее у них не хватало времени на главное – чтение художественной литературы». В сочинении прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема. Сочинение по тексту С. Михалкова «Сергей Михалков утверждает, что молодёжь читает фантастику, детективы : Ребята, с которыми разговаривал автор в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Классические произведения из разных эпох их не интересуют». Здесь допущены фактические ошибки, связанные с пониманием проблематики исходного текста. |
К3-Позиция1-0
Хорошо | Плохо |
Сочинения по тексту С. Михалкова «Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы». «Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован». «Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными». | Сочинения по тексту С. Михалкова «Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов». «Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь». «Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям». |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | 1 -0 |
Логические (рациональные) | Иллюстративные | Ссылки на авторитет |
1. Выводы науки 2. Статистика 3. Законы природы. 4. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения. 5. Данные экспериментов и экспертиз. 6. Свидетельства очевидцев. | 1. Конкретный пример: – пример – сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); – литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).
2. Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).
|
1. Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля. 2. Цитата из авторитетного источника. 3. Мнение специалиста, эксперта. 4. Мнение очевидцев. 6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе. |
При обосновании своей точки зрения экзаменуемый может приводить суждения, привлекая следующие примеры:
Хорошо | Плохо |
Сочинение по тексту С. Михалкова «Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно». Приведенные аргументы выстроены логично, они являются аргументами из жизненного опыта и служат обоснованием позиции автора сочинения. | Сочинения по тексту С. Михалкова «Я согласна с автором во многом, но хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребенка не способен понять смысл произведения. Например, когда мне было 9 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато, изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта». «Я полностью солидарен с мнением Сергея Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например, Александра Сергеевича Пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа… …Нет, весь я не умру, Душа в заветной лире Мой прах переживёт И тленья избежит… Я, как и Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произведения великих писателей». В данных отрывках происходит подмена суждений. «Я считаю, что авторская позиция справедлива». «Я, как и большинство моих друзей и знакомых, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором». Не приведены суждения, представляющие собой обоснование заявленной точки зрения. |
К 5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста» — есть «скрепы» между абзацами | 2 – 1 – 0 |
(1)Старая поговорка гласит: «При громе оружия музы молчат». (2)Плохая поговорка.
(3)И плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу.
(4)По счастью, не все музы таковы. (5)Мне ведомы и иные. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.
(8)И так было всегда. (9)Нет никаких сомнений, что «Слово о полку Игореве» – не только вдохновенная поэма, но и военный очерк очевидца, созданный свидетелем описываемых событий. (10)Нет никаких сомнений в том, что автор «Слова» проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца. (11)В противном случае «Слово» не было бы столь достоверным и столь зримым в деталях, увидеть и запомнить которые мог только участник похода. (12)Сама тональность «Слова» не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю Игоревых полков, не могла бы быть такой, если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками.
(13)То же было и позже, в годины народных бед и военных гроз. (14)«Певец во стане русских воинов» появился в дни Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года в военном лагере под Тарутином, где находился вступивший с началом войны в ополчение В. Жуковский. (15)В разгар войны поэт Денис Давыдов стал во главе партизанского движения и бил врага и днём и ночью, в лесах и в открытом поле, в зимнюю стужу и в осеннюю распутицу.
(16)Этим славным традициям певцов-воинов следовали поэты и прозаики в Отечественной войне тысяча девятьсот сорок первого – сорок пятого годов. (17)Они отдавали кровному делу родной земли своё перо, а часто и саму жизнь. (18)Смертью храбрых пали Аркадий Гайдар, Иосиф Уткин, Семён Гудзенко… многие-многие другие – вечная им память и вечная слава.
(По И. Бражину)
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
Проблема патриотизма творческих людей. (В чем проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?) | В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения. |
К-2
«Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат». И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…». По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4-7).
В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве», «который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца». Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В заключение автор приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и … саму жизнь».
К-3
Сочинение по тексту И. Бражина
«Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».
К-4
Читайте также:
Рекомендуемые страницы: