Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ

Сочинение

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).

  6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  7. Установите отношения внутри каждого блока.
  8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Образец разбора

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

  1. В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

    1) особенно понравилась Клервиллю та барышня ;

    2) с которой его посадили ;

    6 стр., 2739 слов

    Курс: Синтаксис сложного предложения — и подчинение в сложном ...

    ... особенностей, отличающих сложносочиненные пред­ложения от сложноподчиненных. Эти особенности он находит в союзных сложных предложениях. Важ­нейшим формальным различием сочинения и подчи­нения Пешковский считает различие ... предложении придаточная часть находится в подчинительной связи с предикативным центром главной, и самый факт наличия при­даточной части и характер ее оформления (ничем в составе ...

    3) она была такова ;

    4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

  2. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 .

    Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

  3. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

    а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 , с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

    б) 3→4: она была такова /3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

    в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 : она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .

  4. Вертикальная схема сложного предложения:

    [сущ. + ук. сл.] 1 : [мест.-сказ.]3

    опред. ↓ ↓сказ.

    ( с которой – союз. сл.)2 (какой – союз. сл.)4

  5. Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

  6. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.

    1 стр., 443 слов

    § 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, ...

    ... Е. Каменевой) 134. Сочинение. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте предыдущего упражнения. Сформулируйте тезис и раскройте его кратко (в 3-4 предложениях), опираясь на содержание текста. Сравните два сложноподчинённых ...

  7. I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка , выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.

    II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова ; средство связи – союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.

  8. Горизонтальная схема предложения:

    [сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой – союз. сл.)2 : [мест.-сказ.]3 , (какой – союз. сл.)4 .

  9. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

  1. В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .

    Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

    1) мальчик был добрый ;

    2) только калачнику всегда говорили ;

    3) что с Селиваном требуется осторожность ;

    4) потому что у него на лице была красная метинка ;

    5) это даром не ставится .

  2. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

    Мальчик был добрый /1 но только калачнику всегда говорили /2 что с Селиваном требуется осторожность /3 потому что у него на лице была красная метинка /4 а это даром не ставится /5 .

    20 стр., 9783 слов

    Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. ...

    ... для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП). сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные При ...

    Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

  3. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

    а) 1–2: Мальчик был добрый /1 , но только калачнику всегда говорили /2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но ;

    б) 2→3: только калачнику всегда говорили /2 , что с Селиваном требуется осторожность /3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

    в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность /3 , потому что у него на лице была красная метинка /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

    г) 4–5: у него на лице была красная метинка /4 , а это даром не ставится /5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а ;

    д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что ), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность /3 , потому что это даром не ставится /5 ).

  4. Вертикальная схема сложного предложения:

    [ ] 1 , но [ гл.]2

    доп.

    ( что – союз)3

    68 стр., 33617 слов

    Контрольно-оценочные средства по по русскому языку 11 класс на ...

    ... предложения с однородными членами — образные художественные средства? Почему текст выразительно передает динамику? Какова роль отглагольных существительных? Вы, должно быть, слышали где-то ... существенные союзы между однородными членами предложения. 1. ... предложения; замена предложения с прямой речью на косвенную; умение определять виды подчинительной связи ... сочинения на морально-этическую тему» Цели: форм

    прич.

    ( потому что – союз. сл.)4 , а ( – )5

  5. Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

  6. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1).

    II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

  7. II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

    I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что ; придаточное стоит после главного.

    II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что ; придаточное стоит после главного

    III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

    II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а .

  8. Горизонтальная схема предложения:

    [ ] 1 , но [ гл.]2 , (что – союз)3 , (потому что – союз)4 , а ( – )5 .

  9. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

    Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).