В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.
Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:
- Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
- Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
- Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
- Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
- На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
- Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
- Установите отношения внутри каждого блока.
- Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
- Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.
Образец разбора
Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
-
В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:
1) особенно понравилась Клервиллю та барышня ;
2) с которой его посадили ;
6 стр., 2739 словКурс: Синтаксис сложного предложения — и подчинение в сложном ...
... особенностей, отличающих сложносочиненные предложения от сложноподчиненных. Эти особенности он находит в союзных сложных предложениях. Важнейшим формальным различием сочинения и подчинения Пешковский считает различие ... предложении придаточная часть находится в подчинительной связи с предикативным центром главной, и самый факт наличия придаточной части и характер ее оформления (ничем в составе ...
3) она была такова ;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.
-
Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 .
Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.
-
Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 , с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;
б) 3→4: она была такова /3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;
в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 : она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .
-
Вертикальная схема сложного предложения:
[сущ. + ук. сл.] 1 : [мест.-сказ.]3
опред. ↓ ↓сказ.
( с которой – союз. сл.)2 (какой – союз. сл.)4
-
Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.
-
Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.
1 стр., 443 слов§ 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, ...
... Е. Каменевой) 134. Сочинение. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте предыдущего упражнения. Сформулируйте тезис и раскройте его кратко (в 3-4 предложениях), опираясь на содержание текста. Сравните два сложноподчинённых ...
-
I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка , выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.
II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова ; средство связи – союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.
-
Горизонтальная схема предложения:
[сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой – союз. сл.)2 : [мест.-сказ.]3 , (какой – союз. сл.)4 .
-
Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:
Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).
-
В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .
Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:
1) мальчик был добрый ;
2) только калачнику всегда говорили ;
3) что с Селиваном требуется осторожность ;
4) потому что у него на лице была красная метинка ;
5) это даром не ставится .
-
Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Мальчик был добрый /1 но только калачнику всегда говорили /2 что с Селиваном требуется осторожность /3 потому что у него на лице была красная метинка /4 а это даром не ставится /5 .
20 стр., 9783 словСинтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. ...
... для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП). сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные При ...
Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.
-
Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 1–2: Мальчик был добрый /1 , но только калачнику всегда говорили /2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но ;
б) 2→3: только калачнику всегда говорили /2 , что с Селиваном требуется осторожность /3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;
в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность /3 , потому что у него на лице была красная метинка /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;
г) 4–5: у него на лице была красная метинка /4 , а это даром не ставится /5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а ;
д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что ), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность /3 , потому что это даром не ставится /5 ).
-
Вертикальная схема сложного предложения:
[ ] 1 , но [ гл.]2
доп. ↓
( что – союз)3
68 стр., 33617 словКонтрольно-оценочные средства по по русскому языку 11 класс на ...
... предложения с однородными членами — образные художественные средства? Почему текст выразительно передает динамику? Какова роль отглагольных существительных? Вы, должно быть, слышали где-то ... существенные союзы между однородными членами предложения. 1. ... предложения; замена предложения с прямой речью на косвенную; умение определять виды подчинительной связи ... сочинения на морально-этическую тему» Цели: форм
прич. ↓
( потому что – союз. сл.)4 , а ( – )5
-
Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.
-
Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1).
II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
-
II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).
I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что ; придаточное стоит после главного.
II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что ; придаточное стоит после главного
III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.
II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а .
-
Горизонтальная схема предложения:
[ ] 1 , но [ гл.]2 , (что – союз)3 , (потому что – союз)4 , а ( – )5 .
-
Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:
Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).