Сказкотерапия для детей дошкольного возраста
Описание
: я уверена, что данный материал будет полезен как воспитателям и учителям, так и родителям. Ведь, если судить по многолетней практике, сегодня все дети с трудом могут выразить свои мысли, составить нормальное предложение. Я уже не говорю о том, что они совершенно лишены воображения и фантазии, потому что все время проводят за телевизорами и компьютерами, где что-то придумывать и представлять не нужно – все уже давно придумано за них. А вот уровень страхов и тревожности детей, да и подростков тоже неуклонно растет.
Поэтому сочинение сказок будет полезно практиковать и в детском саду, и в школе, и дома. Родителям сочинять сказки можно по дороге домой, играя с ребенком. В детском саду – на занятиях по речевому развитию и во время чтения художественной литературы. В школе – на уроках литературы и русского языка, во время классных часов.
Цель: создание условий для эмоционально-личностного развития детей
Задачи:
1. Развитие фантазии и воображения;
2. Изменение отношения к страшным сказочным героям;
3. Развитие умения сочинять и выражать свои мысли ясно;
4. Снижение уровня страхов детей.
В ходе проведения психологических игр с детьми старшего дошкольного возраста я часто использую сказкотерапевтические методы – чтение сказок с их дальнейшим обсуждением, анализ сказок, дописывание готовых сюжетов и сочинение новых сказок. Все это оказывает положительное влияние на общее развитие детей, речевое развитие, развитие креативности и творческости.
Особенно сложным и в то же время продуктивным методом является сочинение сказок. Известный сказкотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что «сказки, сочиняемые нами, не только отражают нашу внутреннюю реальность, проблемы, волнующие нас, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие нашему личностному развитию и разрешению затруднений». Отмечено, что сочинительство благоприятно отражается на эмоциональном состоянии детей – они становятся уравновешеннее, приобретают способность видеть хорошее в любой ситуации.
Для этого используется несколько методов:
1. Ребята называют различные слова, ничем друг с другом не связанные. А затем объединяют их в единый сюжет и таким образом сочиняя сказку или рассказ;
Сказки волшебные – Волшебные сказки собственного сочинения – ...
... для детей. Кроме того, сказки, придуманные детьми, помогают взрослым понять внутренний мир ребенка, увидеть его спрятанные эмоции, страхи или скрытые желания. А для детей – сочинение сказки ... жила долго и счастливо. Короткая волшебная сказка собственного сочинения 5 класс (зимняя). Была зима. ... характера uchim-klass.ru Радуга мыслей: Волшебная сказка моего сочинения ЗОЛОТОЙ САПОЖОК В тридевятом ...
2. Перед сочинением используется соответствующий настрой – включается спокойная музыка, детей просят закрыть глаза и представить себе то, о чем будет сочиняться сказка.
После подготовки дети уже вполне способны без дополнительных стимулов сочинить любую сказку.
Так, в ходе очередного занятия по проработке детских страхов, педагог-психолог предложила им сочинить сказку, в которой Баба Яга стала бы доброй, ведь ей, наверное, так надоело быть для всех злой.
В результате совместных усилий получилось замечательное сочинение:
В совершенно обычной семье родилась девочка, и родители назвали ее Ягой. Однажды пошла она в лес, и там заблудилась. Долго бродила девочка по темному лесу, пока не наткнулась на старую избушку. Оказалось, что в этой избушке все было заколдовано злым волшебником, и стоило малышке переступить ее порог, как она сама стала злой и страшной. Выглядеть она стала на все 100 лет. В душе ей очень хотелось стать доброй и маленькой девочкой, но она не знала, как это сделать – колдовство прочно завладело ею.
Долго ли, коротко ли, но однажды в лесу заблудились дети из той деревушки, в которой раньше жила Баба Яга. Они очень обрадовались, когда увидели, что кто-то живет в старой избушке. А увидев старую Бабу Ягу, они ни капельки не испугались, а только вежливо попросили ее показать им дорогу домой. Баба Яга уже давно знала этот путь, но пойти домой в таком виде не решалась. Зато ребятишкам, удивленная их добродушием и душевной простотой, с радостью показала дорогу.
С тех пор что-то изменилось в Бабе Яге. Она поняла, что если будет делать хорошие дела, то и она непременно расколдуется, и вернется к своим любимым маме и папе. Она, напевая песни и пританцовывая, начала расставлять таблички-указатели по всему лесу, чтобы никто из детей не блудился и тем более не входил в тот ужасный дом.
Удивительно, но чем больше доброго она начала делать, тем молодее и веселее она становилась. Наконец, наклонившись к лесному ручью напиться водицы, она увидела все ту же маленькую девочку, какой была раньше.
Она нашла волшебную метлу, которую ей подарили русалки и на ней полетела домой. Стоит ли рассказывать, как были счастливы ее родители, когда она вошла в дом?
Используемая литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/skazkoterapiyadetmi-skazok/
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству;
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.