Традиции народной сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина
Одной из самых характерных особенностей сказок Щедрина является то, что сказки эти невелики по объёму, доступны по содержанию, очаровывают своим юмором и вместе с тем о многом заставляют поразмыслить.
Самым распространённым ответом на вопрос «Почему писатель для своих сатирических изобличений избрал форму сказки?» является мнение о том, что сказки создавались в эпоху реакции, и Щедрин обратился к этому жанру, чтобы обмануть цензуру.
Доля истины в таком ответе, несомненно, есть. Но в качестве возражения против такого решения вопроса можно привести заключение цензора Лебедева: «Намерение господина Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже трёх копеек, а следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что господин Салтыков называет сказками. Вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства…»
Заключение цензора Лебедева подсказывает и другой ответ на заданный вопрос. Форму сказки Щедрин избрал потому, что простому народу сказка понятна и близка. «Для детей изрядного возраста…» Кто же эти «дети»? не те ли взрослые, которые ещё нуждаются в поучении, кого надо воспитывать, кому надо открывать глаза на жизнь?
Форма сказки отвечала задачам писателя и потому, что она доступна неискушённому читателю, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность. Сама природа этого жанра отвечала художественным задачам сатирика.
Каковы же эти литературные традиции, которым следовал Салтыков-Щедрин? Безусловно, всем известна сказка А. С. Пушкина «о золотом петушке». Сатирическое изобличение «отца народа», который царствует, «лёжа на боку», который не знает, что такое правда, справедливость, человечность, приобретает под пером Пушкина особенно острый характер именно потому, что в роли обличителя выступает народный сказитель, от лица которого рассказывается сказка.
Сатирические тенденции нашли развитие и в баснях Крылова.. их также уместно вспомнить, говоря о традициях. Которым следовал Щедрин.
Проанализировав эти традиции, можно отметить, что образы помещика и генералов в щедринских сказках весьма близки аналогичным образам из сказки народной. В фольклоре барин (как и другие супротивники мужика), прежде всего, рисуется бесконечно глупым. Сравним образы щедринских мужиков со сказочными. В сказке мужик обладает сметливостью, ловкостью, находчивостью. С помощью этих качеств он побеждает своего барина и щедринский мужик, прокормивший двух генералов, умён и сноровист в труде. Но, в отличие от сказочного мужика, в дураках остаётся он сам. Он плетёт верёвочку, чтобы генералы привязали его к дереву!
Исследовательский Художественный мир сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
... зайца и т.п. Щедринские сказки не предназначены для детей, но и для взрослых они непросты. ГЛАВА II . ОБРАЗ НАРОДА В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА II . 1. МИР ПРИРОДЫ КАК ... ё перо творило сказку. Это Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Ершов, Аксаков и многие другие. Сказки этих писателей добрые. Они корнями своими уходят в русскую фольклорную сказочную традицию. Но есть писатели, ...
Ещё больше отличается от сказочного образ мужика в сказке «Дикий помещик». В ней возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время мучеников-страстотерпцев. Как «стон бесконечный», звучит «слёзная молитва сиротская»: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Не случайно говорится в сказке о мужике как о существе безликом, как о собирательном понятии: «..летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в клетушку и послали в уезд». Концовка сказки «Дикий помещик» столь же благополучна для барина, как и концовка сказки о двух генералах: с помощью всё тех же мужиков его «высморкали, вымыли». Ничего не изменилось в жизни мужика.
Почему же сатирик иначе изображает традиционные для народной сказки взаимоотношения между барином и мужиком? Народ в сказках выражал свои «ожидания и чаяния», в фольклоре воплощены исконные мечты народа о победе добра, справедливости, о торжестве обездоленных бедняков над их угнетателями. И в некоторых сказках Щедрина нашла отражение мечта народа («Медведь на воеводстве», «Ворон-челобитчик»).
Отметим специфическую особенность щедринских сказок. В стихах Некрасова «Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?..» — это полное любви и боли обращение поэта к народу. В сказках Щедрина иной облик рассказчика. Здесь писатель-сказитель, добродушный и бесхитростный.
Писатель удивительно тонко сумел воссоздать духовный облик народного сказителя, воплотив в нём то свойство русского национального характера, которое Пушкин определил как «весёлое лукавство ума и живописный способ выражаться». И лексика, и фразеология, и интонационный рисунок сказок Щедрина воспроизводят говор народного сказочника.
Но внимательно вчитываясь в текст, за маской наивного простачка-балагура мы увидим лукавую, а подчас и саркастическую усмешку человека, умудрённого горьким жизненным опытом. Вдумаешься хотя бы в начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался… И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое, рассыпчатое». Голос сказителя
Звучит явственно с самого начала. Он мудр, ироничен, прекрасно понимает комизм и трагизм взаимоотношений барина и мужика. Но откуда же тогда в народной сказке взялась газета «Весть»? перед нами не то сказитель, сумевший подняться до уровня передового мировоззрения эпохи, не то писатель, сумевший проникнуться мыслями, чувствами, мечтами народа и встать на защиту его интересов.
М.Е Салтыков – Щедрин и его творчество
... Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядного возраста» оценили творчество ... России. М.Е. Щедрин в своей сказке сочувствует народу-труженику, описывая его каторжный труд. Писатель рисует жуткую ... «сокращения». Затея кончилась катастрофически для помещика. Без крестьян помещик превратился в грязное и дикое животное, ...
Идейная близость Щедрина к народу проявилась не только в защите интересов народа, но, в частности, и в обилии богатств устно-поэтического народного творчества в произведениях.
Во всех сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц, рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей; медведи, волки, коршуны, ястребы, щуки – представители высшей царской администрации; зайцы и пескари – трусливые обыватели; коняга – обездоленный народ.
Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «в старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак» и т. п.
В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест», «бисер перед свиньями метал» и так далее.
Иногда одним только подбором пословиц и поговорок писатель характеризовал своих героев. Так, в сказке «Вяленая вобла» под видом воблы изображён буржуазный либерал, у которого «ни лишних чувств, ни лишних мыслей, ни лишней совести – ничего нет». Вся сущность либералов, которые были верной опорой реакции, выражена в одурманивающем «каляканье» воблы: «Не растут уши выше лба! Не растут!», «Тише едешь – дальше будешь», «носа не совать» и т. п.
Манера письма позволяла Щедрину рисовать такие стороны русской жизни, какие иным путём осветить было бы невозможно. Он не мог прямо говорить, что народ в царской России бесправен, что политика самодержцев – политика угнетения и произвола, и писал о том, что воеводу-медведя прислали в трущобу для того, чтобы он «лесных мужиков» к «одному знаменателю привёл».
Эти примеры показывают, как мастерски пользовался Щедрин эзоповской манерой письма, о которой говорил: «Она нимало не затемняет моих намерений, а, напротив, делает их только общедоступными».