ТЕМА. Р./Р. -ОПИСАНИЕ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И. Я. БИЛИБИНА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ОБ ИВАН-ЦЕРЕВИЧЕ, ЖАР-ПТИЦЕ И СЕРОМ ВОЛКЕ». 1899г

Сочинение

МБОУ КСОШ

ЗАТО п. КОМАРОВСКИЙ

Г. ЯСНЫЙ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

УЧИТЕЛЬ КАЛАБАЕВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

УРОК АВТОРСКИЙ

КЛАСС 5 РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Урок 210- 211

ТЕМА. Р./Р. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И. Я. БИЛИБИНА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ОБ ИВАН-ЦЕРЕВИЧЕ, ЖАР-ПТИЦЕ И СЕРОМ ВОЛКЕ». 1899г.

ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с творчеством русских художников, раскрыть

мир И.Я. Билибина через русскую сказку, понимать художественный и

сказочный образ в картине художника;

формировать умение описывать изображённое художником, понимать

сюжет и замысел, главную мысль, заложенную в сказочный фрагмент;

воспитывать любовь к русскому искусству, формировать

художественный и эстетический вкус.

Счастье на крыльях, несчастье на костылях.

Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

(Народные русские пословицы)

1.ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

  • Мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством русских художников, полюбивших мир русской сказки. Имя И.Я. Билибина нам уже знакомо.
  • Вспомните его иллюстрации к сказкам. Какие из них вам особенно запомнились?
  • Как вы понимаете эпиграф к уроку?
  • Какие цели поставите перед собой на уроке развития речи?
  • Какие умения и навыки необходимо развивать, чтобы быть грамотным зрителем и человеком?
  • Какой сказочный персонаж выбран И.Я. Билибиным для иллюстрации?
  • Знакомы ли вы с этой сказкой? Изложите кратко сюжет сказки.

2. РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

К. Д. БАЛЬМОНТ

ЖАР- ПТИЦА

То, что люди называли по наивности любовью,

То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,

Эту чудную жар-птицу я в руках своих держу,

Как поймать её, я знаю, но другим не расскажу.

Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю,

Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю.

То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда,

Мне смеётся там блаженство, где другим грозит беда.

День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская,

Мысль дрожит безбрежно, в запредельность убегая.

И меня поймут лишь души, что похожи на меня,

Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!

ЗАДАНИЕ

  • Как вы поняли смысл стихотворения?
  • Почему поэт дал ему такое название?
  • Отразилось ли в стихотворении фольклорное представление о Жар-птице?
  • По названию стихотворения вы можете определить, что сегодня речь пойдёт о Жар-птице как образе, созданном художественным воображением.

3.МИНИ-ЛЕКЦИЯ О ХУДОЖНИКЕ

10 стр., 4929 слов

Титульный . Архетипы часто проявляются в сказках, у многих народов ...

... Вероятностно, позитивность архетипа Дурака скрыта в его потенциале (дурак оказывается умным, красивым, богатым и счастливым), который освобождается в ходе развития сказочного сюжета. 2. Богатырь. вогнал в сыру землю». Богатырь – человек из ...

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) — один из наиболее известных художников-иллюстраторов былин и народных сказок начала 20 века. Русская сказка с её поэтичностью, вымыслом, вековой мудростью, меткой реалистической наблюдательностью увлекла художника, сделавшись единственной темой творчества И.Я. Билибина. Он создал свой графический стиль, свою манеру воплощения мира сказок — нарядную, яркую, радостную.

И.Я. Билибин родился в семье военного врача. Он с детства тянулся к искусству. Одновременно с учёбой в гимназии и в Петербургском университете занимался рисунком и живописью в классах Общества поощрения художеств (1895-1898), в частной художественной мастерской и в Академии Художеств (1900-1903) под руководством И.Е. Репина. Своему учителю обязан Билибин высокой безупречной техникой рисунка.

Долгие годы увлечённо изучает народное искусство, его истоки, особенности, традиции. Пристальное внимание художника привлекает деревянная архитектура, предметы крестьянского быта: одежда, вышивка, утварь, кружева.

Изучая русскую старину, стремился воссоздать стилевые особенности. Ранние работы художника — это иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке»- относятся к 1899г. Они определили не только круг тем художника, но и особенности его изобразительного языка. К иллюстрациям многих сказок Билибин возвращался неоднократно. Художник уже с обложки вводит читателя в чудесный мир сказки, изображая на ней сказочные персонажи, архитектуру, пейзаж. В иллюстрациях любовно передаётся дух седой старины, который воскрешает художник в каждой детали рисунка, с необычайной тщательностью, с подлинной достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку кафтанов, шуб, душегреек, обуви, шитых золотом сарафанов. Герои сказок органично вписаны в сказочный пейзаж и составляют целостный декоративный образ.

Вот Иван-царевич схватил за хвост Жар-птицу, похитительницу золотых яблок в царском саду. А в иллюстрации к «Царевна-лягушка» художник рассказывает, как Иван-царевич нашёл пущенную им стрелу в болоте у лягушки-квакушки.

В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности манеры художника: стремление предельно загрузить поверхность листа, любовь к линейному контуру, который резко очерчивает фигуры и предметы. Листы его иллюстраций красочны, нарядны, многоцветны. Художник использует насыщенные чистые краски: красную, золотую, зелёную, коричневую, без переходов и полутонов. В сочетании друг с другом они образуют холодную звучную колористическую гамму.

4. ГАЛЕРЕЯ ХУДОЖНИКА

Ива́н Я́ковлевич Били́бин (4 (16) августа 1876 — 7 февраля 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Борис Кустодиев. 1901г. Портрет художника И.Я. Билибина

5. ВИЗУАЛЬНОЕ И СМЫСЛОВОЕ ВХОЖДЕНИЕ В ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ ИЛЛЮСТРЦИИ

1.БЕСЕДА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ

  • Чем отличается иллюстрация от картины?
  • Какой фрагмент сказки изобразил художник?
  • Кто его герои?
  • Какова композиция?
  • Почему И.Я. Билибин использовал обрамление к иллюстрации? Достоверно ли отражён сказочный фрагмент?
  • Найдите текст в сказке, который можно использовать как сопроводительный к иллюстрации.
  • Что хотел донести до зрителя художник?
  • Кто изображён на первом плане?

Иван-царевич расположен художником на первом плане, ближе к зрителю, Жар-птица занимает верхнюю часть композиции. Она взлетает, устремляется ввысь.

2 стр., 922 слов

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Олеся Куприна

... красного коралла напоминает ему об Олесе. Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Олеся Популярные сегодня темы Произведение является составной частью сказочного сборника повестей ... предложил ей выйти за него замуж, сам подумал, не случится ли какого-нибудь несчастья. Мы знаем, что он несуеверный человек. И все же он захотел ...

  • Какой образ Жар-птицы создал художник на основе фольклорных представлений?
  • Что воплощает в себе этот образ?
  • Опишите жар-птицу и Иван-царевича.
  • Какую цветовую гамму рождает слово «жар»?

(Красный, пламенный, огненный, оранжевый, багровый).

  • Какой фон создал художник для героев?

2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. СБОР МАТЕРИАЛОВ

№1. РАБОТА С ТЕРМИНОМ

  • Как вы понимаете словосочетание «художественный, живописный образ»?
  • Посмотрите по толковому словарю значение этого слова.

ЗАПИСЬ СЛОВА и его значений. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОБРАЗ, — а, мн., — ов, м.1.только ед. ч. Вид, облик. Создать что-нибудь по своему образу и подобию. Потерять образ человеческий (опуститься, стать непохожим на человека, который ведёт нормальную жизнь).

В образе кого- нибудь (в виде кого-нибудь).

2.Живое, наглядное представление о ком- чём- нибудь. Светлые образы

будущего.

3.В литературе, искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления. Поэт мыслит образами.

4.В художественном произведении: тип, характер. Образ купца.

5. только ед.ч. порядок направления чего-нибудь, способ. Образ жизни.

Образ мыслей. Образ действий. Решительным образом. Таким образом

(так).

Равным образом (одинаково).

Главным образом (преимущественно).

По образу пешего хождения (пешком; разг., шутл.).

ОБРАЗ, — мн. а, — ов. То же, что икона. // уменьш. образок, — зка, м. // прил. образной, — ая, — ое.

ОБРАЗЕЦ, — зца, м. 1.Показательное или пробное изделие. Образцы бумаги.

2.То, чему нужно следовать, подражать. Образцы мужества. Служить образцом.

3.Способ устройства, вид, форма. Винтовка новейшего образца.

ЗАДАНИЕ

  • Сколько значений у слова «образ»? Какое из них используется в словосочетании «живописный образ»?
  • Чем отличается слово «образ» и «образец»? Составьте устно с каждым словом предложение.
  • Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
  • Какое пространство и какой фон использовал художник?

№3.КОМПОЗИЦИЯ

ПРОСТРАНСТВО:———- САД НОЧЬЮ

яблоня с красными яблоками старая яблоня с мощным

Яблоко- символ

раздвоенным стволом;

  • молодости слева — молодая яблоня
  • красоты
  • здоровья

Цветовая гамма:

  • ствол-кора ровная, гладкая, светлая;
  • тёмно-зелёная, сливается с темнотой ночи;
  • трава-зелёная, сочная, чистая, с лесными цветами.

ЖАР-ПТИЦА — изображена в полёте, взмах крыльев широкий, она устремляется ввысь.

15 стр., 7259 слов

Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Льва Толстого

... на одном основном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника. Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала» — сочинения ... знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза Иван Васильевич — главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя ...

ЦАРЕВИЧ: застал жар-птицу внезапно.

ПТИЦА — необычной формы головка с острым, широко раскрытым клювом;

  • длинные, причудливой формы перья на голове образуют корону;
  • шея и грудь покрыты мелкими, как чешуйки, перышками;
  • крылья длинные, с заострёнными краями, отливают зелёным цветом;

роскошный тяжёлый хвост с разноцветными перьями, которые

напоминают стрелы;

  • на конце каждого пера-сердечко (символ любви, страсти).

ИВАН- ЦАРЕВИЧ изображён в тот момент, когда схватил птицу за хвост;

  • от напряжения и быстрого рывка он упал;

его лицо художник изобразил в профиль, Иван- царевич

восхищён красотой птицы, не может поверить в свою удачу;

глаза устремлены на Жар-птицу, потому что от неё зависит

его счастье, судьба;

каштановые волосы откинуты назад от сильного взмаха

крыльев Жар-птицы;

одет просто: коричневый кафтан без роскошной и

затейливой отделки;

  • чёрные штаны заправлены в красные сафьяновые сапоги.
  • Какая манера художника ярко отражена в иллюстрации? (Сочные, густые тона).

  • Какими живописными средствами удалось художнику воссоздать сказочный мир?
  • Какая мысль отражена в этой иллюстрации? Чувствуется ли отношение художника к своим героям?
  • Понравилась ли вам иллюстрация? Опишите её устно.

ЗАДАНИЕ

  • Напишите сочинение-описание по иллюстрации.

МОДЕЛЬ сочинения-описания.

1.Кто художник и почему рисовал иллюстрации к сказкам?

2.Ваше первое впечатление.

3.Композиция: герои, предметы, гамма цветов,

Герои: позы, выражения лиц, одежда.

4.Главная мысль, которую стремился донести художник.

5.Вывод: в чём проявилось мастерство художника, своя оценка увиденного.

6.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ХУДОЖНИКЕ

Итак, в то памятное лето И.Я. Билибин рисовал свою первую книгу » Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Она повествовала о любви Иван-царевича к Елене Прекрасной, о борьбе за счастье, о коварных врагах, о Сером волке, разорвавшем его коня, а потом искупившим вину перед Иваном.

И.Я. Билибин создал к сказке три большие иллюстрации. Получилась тонкая, но большая по формату брошюра*.

При первом взгляде на иллюстрацию видно, что рисовал их молодой художник. Линия, которой он очерчивал контур, часто приблизительна, характеристики героев поверхностны, а Иван-царевич напоминает персонажа В.М. Васнецова, но для начинающего художника эта книжка — бесспорная удача. Иллюстрации сияют чистыми красками.

И.Я. Билибин сразу нашёл то, что в основных чертах определяет всю работу. В сказках воплощено ощущение опасности, которой подвергается человек перед лицом сил враждебного мира. Они полны воспоминаний о древних поверьях, магических образах.

С выходом первой сказки «билибинский стиль» становится популярным. Художник постоянно совершенствует свою манеру, уточняет линии, гармонизирует цветовую гамму. Выражает свой стиль в выработке определённого метода работы, которому будет следовать всю жизнь. Этот метод складывается у И.Я. Билибина во время обучения в частной художественной мастерской Тенишевой под руководством И.Е. Репина.

5 стр., 2125 слов

Жизнь и творчество И. Билибина

... родился художник Билибин, который вскоре станет известен всей России… Здесь он впервые создаст иллюстрации, ... сливаются с Западом, а народное творчество деревни и далеких глухих городков все ... же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе ... его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и ...

Художник со своим лакированным ящиком, с маленькими тюбиками тонко тёртой краски, «со своими точёными рисунками и аккуратной крашеной живописью был удивительно ярко заметен и упорно не поддавался общему течению». На протяжении всей жизни он настойчиво и последовательно совершенствовал технологию акварельного рисунка, графическую манеру.

МАНЕРА ХУДОЖНИКА

Прежде всего И.Я. Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. В это время он работал с натуры, а также пользовался книгами, гравюрами, другим изобразительным материалом. Затем брал кальку, жёстким карандашом набрасывал на ней композицию в деталях и переносил на ватман. После этого приступал к расцвечиванию акварельных рисунков. Это был нелёгкий метод рисования. Значительных художественных результатов можно было достичь только волевой сосредоточённостью. Именно это помогало ему отрабатывать безупречную линию, которую вспоминает Левитский, «рука его должна вести осторожно, осмотрительно, без поправки, что проведено, то беспрекословно, всё сразу — техника, стиль, характер, рисунок, сердце и чувство сковано, и всё затаило дыхание — хлопнула дверь! — снова веди линию, но уже утончая её и портя, следовательно графику…» «Стальная линия» — вот его характерное самоличное определение».

«Пять квадратных сантиметров в день и ни одного миллиметра больше — предельная норма добровольного графика», — считал «Иван-железная рука», как прозвали его товарищи. И он ежедневно вырабатывал эти сантиметры колонковой кисточкой с косо срезанным концом. Кисточка в его руке больше походила на стальную иглу, которой гравёр прорезает рисунок на медной или цинковой доске.

Контурная линия, очерчивая цветовое пятно, не была изобретением И.Я. Билибина. Ею пользовались русские и западные художники. Прихотливая «музыкальная» линия становится в начале 20 века главным изобразительным средством целого стиля, получившего название «модерн».

Наиболее благоприятное влияние на становление билибинского стиля, манеры оказало народное искусство. Народ стремился при помощи искусства преобразить окружающую его жизнь. Народное искусство — всегда праздник для глаза и души. Резной, рисованный, раскрашенный, вышитый орнамент ковром покрывает ворота, наличники окон, крыльца, подзоры*, лавки, столы, печи, скатерти, посуду, полотенца. Роскошно и ярко сияет сказочный мир, созданный воображением и руками человека. И в нём, по словам поэта: «Не живёшь, а ликуешь и бредишь, иль совсем по-иному живёшь».

И.Я. Билибин щедро насыщает орнаментом свои композиции. Широкие, тяжёлые рамки, окаймляющие рисунки, — это орнамент в чистом виде. Иллюстрации в такой рамке тоже должны быть орнаментальные, объёмно- живописные, иначе они вступают в противоречие с ним. Но иллюстрации всегда рассказывают о каком-либо событии, изображают его. Возможности орнамента ограничены.

Выход один — создать такой рисунок, в котором декоративно- орнаментальное и изобразительное слилось бы в единое целое. В этом была цель И.Я. Билибина. В этом зерно его стиля.

Таким образом, в таком рисунке до предела выявляется основной конфликт изобразительного искусства — конфликт между глубинностью нашего времени и видения окружающего и плоскостью изображения на листе бумаги в графике.

8 стр., 3870 слов

Иллюстрации к роману А. Беляева ‘Остров погибших кораблей’

... создать серию иллюстраций к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей». Задачи: 1. ознакомиться с историей искусства иллюстрации; изучить основные принципы иллюстрации; изучить виды техники выполнения иллюстрации; разработка ... перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро ...

Человек живёт в пространстве окружающего мира. Эволюция выработала удивительную способность зрения — ощущать глубинность пространства, но когда человек хочет передать это пространство на бумаге или полотне, он должен глубинность пространства привести к плоскости. Такие правила называются АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИЕЙ.

В том, как на плоскости художественного произведения выстраивается объём и воссоздаётся иллюзия глубины, проявляется не только знание законов нашего видения и свод определённых правил, но и наши представления о мире, наше ощущение своего места в нём. А вот сутью изобразительного искусства как раз и является способ изображения пространства и объёма на плоскости.

Декоративно-орнаментальная и одновременно изобразительная линия, лежащая на плоскости листа и подчёркивающая её, в то же время моделирующая объём и вводящая его в пространственно-иллюзорную глубину, — вот то главное, что определяет графический стиль И.Я. Билибина.

Современники сразу осознали появление этого вида искусств. Вдохновенно пишет о нём один из близких его кругу художников критик Сергей Лукомский: «На свете не перевелись ещё добрые феи. Одна из них стала художницей от жалости к слишком трезвому человечеству, и тех пор её волшебная палочка превращает мир в графические сказки… Кроме шуток, графика — дар фей, особый язык, на котором дозволено сказать то, чего ни скажешь ни на каком другом…

Для И.Я. Билибина фея-графика нарядилась в узорный сарафан, каким ещё не разрешалось щеголять нашим деревенским красавицам Севера, и заговорили на языке билибинских сказок».

И.Я. Билибин был первым из тех художников, кто создал детскую книгу, в основе которой лежит самый популярный вид литературы – народная сказка. Он один из тех, кто всерьёз изобразил русскую национальную культуру.

7.ОБОБЩЕНИЕ

  • В каком художественном мире вы побывали на уроке?
  • Что нового окрыли для себя?
  • Чем понравилась вам иллюстрация И.Я. Билибина?
  • Какие цели вы достигли, какие умения совершенствовали?
  • Какая главная мысль заключена в иллюстрации?
  • Как вы понимаете выражение «билибинский стиль»?
  • Какие пожелания учителю?

8. ЗАДАНИЕ

  • Написать сочинение-описание по иллюстрации И.Я. Билибина «Сказочный образ жар-птицы мире русской сказки».