Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — это история об изломанных человеческих судьбах, по которым безжалостным калечащим молотом прокатилась нищета и безысходность существования.
В то же время эту книгу можно смело назвать психологическим детективом и одновременно глубоким философским произведением, наполненным явными и скрытыми ассоциациями и аллюзиями.
Идея романа «Преступление и наказание», скрытая в символических образах
Красной нитью через весь роман проходит идея автора о недопустимости нарушения нравственных законов. Это правило должно быть незыблемо и не допускать исключений ни для отдельных личностей, ни для общества в целом.
Теория Раскольникова полностью противоречит этой идее, утверждая право избранных на исключительность в своих поступках, вплоть до нарушения законов божеских и человеческих.
Поэтому, показывая устрашающую гибельность заблуждений главного героя, который в конечном итоге сам осознает всю глубину бездны, куда завела его пресловутая теория о «человеке, право имеющем», автор призывает к спасению и возрождению человеческой души.
Основные символы в романе
Для внимательного читателя роман полон литературных символов. Скрытый смысл имеют имена героев, описание города, цветовая гамма произведения.
Символика названия
Символизм начинается с названия романа. Ведь слово «преступление» обозначает действие, нарушающее границы дозволенного, пересекающее или переступающее некую черту между добром и злом.
Символический образ сумасшествия
Еще одно слово, которое приходит на ум, стоит лишь задуматься о героях романа, включая второстепенные персонажи, – это сумасшествие.
И действительно, живя в такой атмосфере, человек теряет четкость восприятия что есть благо, а что гибельно для его души, сбивается с пути, сходит с него и фактически сходит с ума.
Петербург как символ в романе
Символичен и сам город, который видится Достоевскому не прекрасным градом дворцов и площадей, а душной и вонючей клоакой, заполняющей все вокруг, проникающей в душу главного героя, чтобы стать сущностью его внутреннего мира.
Смирись, гордый человек ( по роману «преступление и наказание»)
... Произведением, которое принесло писателю всемирную известность, в котором Достоевский призывает к преодолению эгоизма, к смирению, к христианской любви к ближнему, к очистительному страданию, является роман «Преступление и наказание». Достоевский ... «Если так, то или Бога нет, или Он не всесилен». Именно по этой накатанной колее двигался и «бунтующий» ум Ивана Карамазова. Бунт его сводится к отрицанию ...
Символика имен
Знаковыми являются и имена персонажей
Метания заблудшей души главного героя романа предопределены конфликтом его имени Родион, что означает «родной», и фамилии Раскольников, несущей конфликт, смуту, раскол.
Приторно-сладкая фамилия «Мармеладов» — явное противопоставление той горькой, нищенской жизни, которую влачит он сам и по его милости вся семья. По мнению исследователей романа не случайно появилась и фамилия Свидригайлов.
Именно герой с такой фамилией фигурировал в российских периодических изданиях 1861 года. Его имя стало нарицательным и означало крайне отвратительного и жестокого человека с темным прошлым. Персонаж Достоевского, несмотря на внешнее благополучие, отвратителен и беспринципен, игрок и сластолюбец.
Символика цифр
Даже цифры в романе многозначительны. Неоднократно повторяется четверка. Это номер этажа, на котором встретила свою смерть старуха-процентщица. Четыре дня мечется в бредовом состоянии Раскольников, пытаясь осознать, что же он все-таки сделал.
Еще четыре дня провел среди мертвых Лазарь, историю которого Соня читает Родиону. А ведь в мифологии четверка символизирует крест и страдания, которые полной мерой выпадают на долю героев произведения Ф.М. Достоевского.
Цветовая символика
Использовал автор и символику цвета. Нездоровые желтые лица прохожих, оборванные истертые желтые обои убогих квартир, ядовитый и, как будто, пропитанный тошнотворными запахами испарений и нечистот желтый цвет облезлых подъездов. Цвет жестокого города и больного рассудка.
Мифологические и религиозные символы в романе
Несмотря на нестерпимую духоту и зловоние, главный герой постоянно испытывает холод и озноб, сотрясаясь в приступе лихорадки, как будто он при жизни испытывает одно из самых страшных наказаний ада – пытку холодом.
Стремясь вырваться из затягивающей бездны ужаса, испытывая жестокие муки совести, Родион постоянно находится в движении, бродит по улицам или двигается по бесконечным лестницам, которые в мифологии символизируют падение духа или его восхождение к свободе и очищению. На этой лестнице жизни каждому персонажу романа приходится выбирать свой путь.