1. Вступление. Своеобразие психологизма Толстого.
Своеобразие психологизма Л.Н. Толстого было отмечено еще Н.Г. Чернышевским. Он писал: «Особенность графа Л.Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует сам процесс… едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым своеобразием…»[1].
2. Основная часть. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе.
-
Особенности портретной живописи в романе.
-
Внешняя непривлекательность и внутренняя красота. Портреты княжны Марьи в романе.
-
Тип «бездушной, безобразной» красоты. Образ Элен Безуховой.
-
Портреты Наташи Ростовой в романе.
-
Значение повторяющейся детали. Лейтмотив портрета у Толстого.
-
Изображение глаз в портрете персонажей у Толстого.
-
Сравнение героев с животными и его значение.
-
Психологическая роль пейзажа в романе. Образ голубого неба в обрисовке духовного облика князя Андрея.
-
Пейзаж, символизирующий душевный кризис героя. Небо Аустерлица.
-
Картина природы как символ внутреннего обновления князя Андрея.
-
Внутренний монолог и его своеобразие у Толстого.
-
Отрывистость, незавершенность речи как основное свойство внутренних монологов в романе.
-
Внутренний монолог как отражение последовательного течения чувств героя.
-
Внутренний монолог как средство характеристики персонажа.
-
Роль авторского комментария к событию.
-
Прием «остранения» как средство психологического анализа в романе.
3.
Заключение. Толстой как гениальный художник-психолог.
Портрет как художественное средство в романе Л. Н. Толстого
Одним из таких художественных средств является портрет. Описания внешности в романе не просто детализированы – персонажи изображены во всем спектре их душевных движений, чувств и состояний. «Есть живописцы, которые знамениты искусством уловлять отражение луча на быстро катящихся волнах, трепетание света на шелестящих листьях, переливы его на изменчивых очертаниях облаков: о них по преимуществу говорят, что они умеют уловлять жизнь природы. Нечто подобное делает граф Толстой относительно таинственных явлений психической жизни», – писал Чернышевский[2].
Роль внутреннего монолога в создании характера Родиона Раскольникова ...
... Родиона Раскольникова как бы раздваивается: он всё время спорит сам с собой. В этом и заключается своеобразие внутреннего монолога героев Достоевского — его диалогичность. «На какое дело покуситься и в ... гнетом на душу Родиона, помогает раскрыть одну из главных идей романа — идею раскола, которая находит свое воплощение и в фамилии героя — Раскольников. Материал с сайта Внутренние монологи помогают ...
И вся «психическая жизнь» героев Толстого отражается в описании их внешнего облика. Писатель использует так называемый динамический портрет, рассредоточивая детали внешности героя на протяжении всего повествования. Но в романе есть и статические портреты, близкие к творческой манере Лермонтова, Тургенева. Однако если у этих писателей неизменяющийся, монологический портрет характерен для главных героев, то у Толстого «стабильный портрет» характерен для второстепенных и эпизодических героев. Таковы в романе портреты тетушки Мальвинцевой, масона Баздеева, французского офицера, с которым Пьер борется в окопе в день Бородинского сражения. Стабильный портрет характерен и для героев, «закрытых» для живой, подлинной жизни, которым недоступны живые чувства (описание внешности Элен Безуховой).
Другая тенденция творческого метода Толстого – это решительный отказ от «всякого рода привычных красивостей», «выявление истинного облика вещей», когда под обыкновенным скрывается нечто прекрасное и значительное, а под внешне эффектным, блестящим – безобразное и низменное[3].
Внешность и внутренний мир княжны Марьи
В этом творческая манера Толстого приближается к стилю Достоевского, в героях которого внешняя непривлекательность часто контрастирует с красотой внутренней (портрет Лизаветы в романе «Преступление и наказание»).
В данном аспекте Толстой описывает внешность Марьи Болконской и Элен Безуховой. Писатель часто подчеркивает внешнюю непривлекательность княжны Марьи. Вот один из первых портретов героини:
«Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало».
Однако героиня отличается красотой душевной. Марья Болконская добра и милосердна, открыта и естественна. Ее внутренний мир необыкновенно богат, возвышен. Все эти качества отражаются в глазах княжны, которые
«большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Княжна Марья мечтает о семье, и приезд отца и сына Курагиных невольно рождает в ней надежды на любовь и счастье. Смятение героини, ее взволнованность, чувство стыда, неловкости перед француженкой и Лизой, которые совершенно искренне
«заботились о том, чтобы сделать ее красивою»
– все эти чувства отразились на ее лице.
«Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами, и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливавшемся на ее лице, она отдалась во власть m-ll Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивою. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею…».
Совсем иной предстает княжна Марья во время встречи с Николаем Ростовым. Здесь героиня естественна, она не заботится о произведенном ею впечатлении. Она все еще расстроена смертью отца, разочарована и обескуражена поведением богучаровских мужиков, не принявших ее
Любимая героиня толстого в романе “война и мир”
... Толстой. Мне кажется, это дает нам полное право отнести княжну Марью в разряд любимых героинь. Они такие разные – Наташа и княжна Марья, но обе прекрасны, каждая по-своему – хорошенькая и артистичная Наташа Ростова и ... Вот пишу сочинение, и вспоминаю фильм «Война и мир», где Наташу Ростову сыграла замечательная актриса Людмила Савельева. Её большие выразительные глаза. Кто ещё не читал роман и не ...
«помощи»
и не выпускавших ее из имения. Признав в Ростове русского человека своего круга, того, кто может понять и помочь, она смотрит на него глубоким, лучистым взглядом, говорит дрожавшим от волнения голосом. Внешность героини здесь дается в восприятии Николая Ростова, которому видится в этой встрече
«что-то романическое». «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда!..И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!»
– думает он, глядя на княжну Марью. Но и княжна Марья не остается равнодушной к нему. Появление Николая пробуждает в душе ее любовь, робкую надежду на счастье,
«новую силу жизни»
. И все чувства героини отражаются в ее внешнем облике, придавая глазам ее – блеск, лицу – нежность и свет, движениям – грацию и достоинство, голосу –
«новые, женские грудные звуки»
. Вот как Толстой описывает княжну Марью во время встречи с Николаем в Воронеже:
«Лицо ее, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось. Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет внут
Образ Элен Безуховой в романе Толстого
Тип «бездушной, безобразной» красоты воплощен в романе в образе Элен Безуховой. В этой героине Толстой демонстративно подчеркивает ее яркую, ослепительную внешность.
«Княжна Элен улыбнулась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкою вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч… Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно-действующую красоту».
Мы никогда не видим Элен непривлекательной, как видим иногда Наташу или княжну Марью. Однако уже в самой этой манере портретирования героини воплощается отношение к ней автора. Толстой, тонко подмечающий малейшие изменения душевной жизни персонажей, демонстративно однообразен в изображении Элен.
Мы нигде не встречаем описаний глаз героини, ее улыбок, мимики. Красота Элен грубо телесна, ощутимо материальна, ее красивый стан, полные плечи – все как будто сливается с одеждой. Эта «демонстративная скульптурность» Элен подчеркивает «безжизненность» героини, полное отсутствие в душе ее каких-либо человеческих чувств и эмоций. Причем, это не просто «блестящие манеры» светской женщины, умело владеющей собой, – это внутренняя пустота и бессодержательность. Чувство жалости, стыда или раскаяния ей незнакомо, она лишена какой-либо рефлексии. Отсюда стабильность, статичность ее портрета.
Эмоциональность Наташи Ростовой
И наоборот, эмоциональность Наташи Ростовой, живость ее, все многообразие ее душевных движений писатель раскрывает нам в описаниях ее оживленных глаз, ее разных улыбок. У Наташи бывает «детская» улыбка, улыбка «радости и успокоения», улыбка, «просиявшая из-за готовых слез». Выражение лица ее передает множество самых разнообразных чувств.
Печорин и горцы в романе Герои нашего времени 9 класс
... различные чувства, которых не было ранее. Он осознает, что влюбился. ` Печорин и горцы в романе Герои нашего времени Популярные сочинения Понятие «семья» для каждого человека имеет сугубо личное значение. Тем ... оно вызывает ассоциации со словами: вера, надежда, любовь. Ознакомившись с образом главной героини в поэме «Алые паруса», читателю будет легче понять её особенный характер ...
Динамичность портретов Наташи в романе
Динамичность портретов Наташи в романе обусловлена и тем, что Толстой изображает, как она взрослеет, превращаясь из ребенка в девушку, а затем в молодую женщину. Наташа Ростова впервые предстает перед нами юной девочкой, живой и неугомонной.
Первый взрослый бал Наташи
Трогательно невинна Наташа на первом в своей жизни «взрослом» балу. Во взгляде ее – «готовность на величайшую радость и величайшее горе», «отчаяние» и «восторг», испуг и счастье.
Сравнение с Элен
Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Подмеченные чувства героини
Неуверенность и радость, волнение, гордость собой и зарождающееся чувство любви – основные чувства героини, тонко подмеченные Толстым в ее портрете. Описание внешности здесь сопровождается авторским комментарием, почти открытым обозначением чувств Наташи.
Такого рода комментарии мы не встречаем в портретах, созданных Пушкиным, Гоголем или Тургеневым. Толстой не только фиксирует внешность героя в динамике, но и раскрывает то, чем вызваны те или иные изменения, раскрывает чувства и эмоции.
Использование повторяющихся деталей в описании внутреннего мира героев
Для более глубокого раскрытия внутреннего мира героя, Лев Толстой часто использует повторяющуюся деталь внешности. Такими деталями являются глубокие, лучистые глаза княжны Марьи, «мраморные» плечи Элен, шрам на виске Кутузова, белые руки Сперанского, «перепрыгивающие» щеки князя Василия. Все эти детали выполняют характеристическую функцию, создавая лейтмотив портрета героя. Аналогичные повторяющиеся детали, которые создают лейтмотив портрета, мы встречаем и в романах Ивана Тургенева, например, душистые усы Павла Петровича в романе «Отцы и дети».
Изображение глаз героев как средство передачи сложных внутренних процессов
Особое место в описании внешности у Льва Толстого занимает изображение глаз героев. Фиксируя выражение глаз своих персонажей, характерные особенности взгляда, писатель раскрывает сложные внутренние процессы их душевной жизни, передает настроение человека.
Например, «быстрые» и «строгие» глаза старика Болконского подчеркивают его проницательность, скептицизм, энергию, деловитость и презрение ко всему показному и фальшивому. «Прекрасные наглые глаза» Долохова передают противоречивость его натуры: сочетание благородства и наглости, развязности.
Толстой описывает взгляд умирающей Лизы Болконской, когда князь Андрей возвращается с войны. «Блестящие глаза, смотревшие детски-испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. ‘Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне’, – говорило ее выражение…». Она вопросительно, детски-укоризненно посмотрела на него. ‘Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже!’ – сказали ее глаза.
Языковые особенности романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
... и основные характеристики языка Л. Толстого в романе «Война и мир»; 2. выявить взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л. Толстого «Война и мир»; 3. рассмотреть световые прилагательные в романе-эпопее «Война и мир». исследования заключается в том, что в нем впервые рассматриваются языковые особенности романа Л. Толстого «Война и мир». ...
Интересной особенностью творчества Льва Толстого является его способность умело использовать сравнение героев с животными. Одним из примеров такого приема является описание внешности Лизы Болконской. После ссоры с мужем, автор замечает, что «сердитое, беличье выражение красивого лица княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазами на мужа, и на лице ее промелькнуло то робкое и признающее выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом».
Такое сравнение с собакой помогает автору подчеркнуть качества покорности, «миролюбивости» и благосклонности, присущей героине. Часто Толстой сравнивает манеры и поведение своих героев с повадками животных, достигая высокого художественного эффекта. Например, героями романа становятся медведь, представленный в виде массивного, неловкого и толстого Пьера, а также «прелестная кошечка» Соня с ее изящными движениями и хитрою манерой.
Особый интерес вызывает описание душевных черт героини Сони. Толстой отмечает ее «добродетельность», которая граничит с душевной холодностью и отсутствием страстности, горячности и эгоизма. Соня, взаимодействуя с семьей Николая, не проявляет привязанность к отдельным людям, а скорее привязывается к самому дому, подобно кошке. Один из важных моментов романа — это исследование «диалектики души», которая раскрывается в описании лиц, улыбок, глаз, жестов и походке героев.
Роль пейзажей в романе «Война и мир» Льва Толстого
Другим художественным средством, позволяющим передать душевное состояние героя, становится у Толстого пейзаж. Картины природы в романе раскрывают мысли и чувства персонажей, подчеркивают черты характера. Так, исследователи неоднократно отмечали значение образа «голубого, бесконечного неба» в раскрытии внутреннего облика Андрея Болконского. Образ этот сопровождает героя на протяжении всего его жизненного пути, метафорически передавая некоторые черты его характера: холодность, рассудочность, стремление к небесному идеалу.
Пейзажи в романе обрамляют те или иные этапы жизни персонажей, сливаются с их душевными кризисами или символизируют обретение внутренней гармонии. В этом плане важен пейзаж, открывшийся раненому князю Андрею на поле Аустерлица. Это все та же картина бесконечного, далекого неба, равнодушного к человеческим судьбам, заботам, стремлениям.
«Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей… Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…». Герой переживает здесь душевный кризис, разочарование в своих честолюбивых помыслах.
Влияние пейзажей на внутренний мир героев
В «Войне и мире» Толстой мастерски использует природу и окружающий мир как метафору для внутренних состояний своих персонажей. Пейзажи служат зеркалом, отражающим эмоциональные перипетии и внутренние конфликты героев. Образ голубого неба, кажущегося бесконечным, символизирует чистоту и идеализм, которые присущи Андрею Болконскому, но также его душевное одиночество и далекость от мирских забот.
Образ князя Серебряного в романе Толстого (А. К. Толстой)
Тем не менее, опасения оказались напрасными — роман высоко оценила императрица Мария Александровна, и его выпустили без сокращений. При жизни автора «Князя Серебряного» перевели на пять языков, трижды ... кого не уважаешь. Негативное отношение князя Серебряного ко многим решениям государя не мешает ему оставаться верным и благородным человеком. Толстой умело изобразил сильную, цельную личность, ...
Символика высокого неба
Высокое небо, описываемое в романе, не только отражает внутренний мир героев, но и подчеркивает их стремление к высшим идеалам. Для князя Андрея это открытие становится символом осознания бессмысленности мирских амбиций и желания приблизиться к бесконечности.
Пейзажи как зеркало души
Пейзажи в «Войне и мире» не просто фон для действия, они активно взаимодействуют с героями, вызывая в них размышления и изменения. Искусство Толстого заключается в том, как он использует природу, чтобы раскрывать внутренний мир своих персонажей и показывать их эволюцию на протяжении романа.
Заключение
Толстой великолепно владеет искусством описания природы, делая ее неотъемлемой частью психологической глубины своих персонажей. Пейзажи в его произведениях становятся не просто декорациями, а мощным инструментом, раскрывающим душевные состояния и внутренние противоречия героев, что делает его произведения по-настоящему уникальными в мире литературы.
Князь Андрей Толстой, возвращаясь к жизни, находит в природе отражение своего состояния. Во время поездки в рязанские имения, он натыкается на старый, грозный дуб в лесу. Этот дуб, с обломанными суками, кажется ему «старым, сердитым и презрительным уродом», словно выражая собой его собственные чувства.
Дуб как символ разочарования
Дуб, несмотря на приход весны и обещания счастья, выражает свое собственное мнение о мире: «Все одно и то же, и все обман!» Он указывает на задавленные мертвые ели, всегда одинаковые, и выставляет свои обломанные пальцы как пример бессмысленности и обмана жизни.
Смена настроения в Отрадном
Однако, при встрече с Наташей и разговоре с Соней в Отрадном, князь Андрей переживает внутренний переворот. «Путаница молодых мыслей и надежд» начинает подниматься в его душе, и он возвращается с новыми перспективами.
Возвращение дуба
По возвращению с поездки, князь Андрей замечает, что старый дуб, который казался ему стариком и символом разочарования, полностью преобразился. Теперь он раскинулся шатром сочной, темной зелени, несмотря на столетнюю жесткую кору. Этот образ дуба стал символом его собственной радости и обновления.
- В данном отрывке выразительно показано, как природа и внутренние переживания героя переплетаются и влияют друг на друга, создавая богатое литературное изображение.
Использование внутреннего монолога в романе
Одним из важных средств передачи «диалектики души» в романе является внутренний монолог. Владимир Васильевич Стасов отмечал, что «в ‘разговорах’ действующих лиц нет ничего труднее ‘монологов’. Здесь авторы фальсифицируют и выдумывают больше, чем во всех остальных частях своего произведения… Почти у всех и почти всегда отсутствуют настоящая истина, случайность, неправильность, фрагментарность, незавершенность и прыжки. Большинство авторов (включая Тургенева, Достоевского, Гоголя, Пушкина и Грибоедова) пишут абсолютно правильные, последовательные, жесткорастягиваемые строки, описные и археологические… Но так ли мы думаем сами с собой? Совсем не так. Я нашел только одно единственное исключение: граф Лев Николаевич Толстой. Он один изображает в романах и драмах настоящие монологи, с их неправильностью, случайностью, незавершенностью и прыжками» [4].
В чём видят любимые герои Толстого смысл жизни
... Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в ... ему стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный ...
Вспомним эпизод, где Ростов проигрывает Долохову большую сумму денег.
Последний, видевший в Николае своего счастливого соперника, хочет во что бы то ни стало отомстить ему, а заодно и приобрести возможность шантажировать его.
Не отличаясь особой порядочностью, Долохов втягивает Николая в карточную игру, во время которой тот проигрывает огромную сумму денег. Помня о бедственном положении своей семьи, Ростов, похоже, сам не понимает, как все это могло случиться, и до конца не верит в происходящее. Он зол на себя, расстроен, не может понять Долохова. Вся эта сумятица чувств и мыслей героя мастерски передана Толстым во внутреннем монологе.
«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка…отыграться невозможно!.. И как бы весело было дома…Валет, но нет…это не может быть!.. И зачем же это он делает со мной?..» – думал и вспоминал Ростов».
«Ведь он знает, – говорил он сам себе, – что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил…Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?..».
В другом месте княжна Марья догадывается об истинных причинах холодности к ней Николая Ростова.
«Так вот отчего! Вот отчего! – говорил внутренний голос в душе княжны Марьи. – …Да, он теперь беден, а я богата…Да, только от этого…Да, если б этого не было…».
Внутренняя речь у Толстого часто кажется отрывистой, фразы – синтаксически незавершенными.
Как отмечал Чернышевский: «внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникшее из данного положения или впечатления,…переходит в другие чувства, опять возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует»
Смену этих душевных движений, чередование их мы наблюдаем во внутреннем монологе Андрея Болконского перед Бородинским сражением. Князю Андрею кажется, что «завтрашнее сражение самое страшное изо всех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно» представляется ему.
Вся жизнь его кажется ему неудавшейся, интересы мелочными и низменными. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни… – Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».
Князь Андрей будто убеждает себя в том, что его жизнь и жизни его близких не так уж хороши, чтобы их жалеть. Мрачное настроение Болконского усиливается по мере того, как он все больше и больше вспоминает прошлое. Он вспоминает о Наташе, и ему становится тоскливо. «Я понимал ее – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту душу я и любил в ней…так сильно, так счастливо любил…».
Алексей Константинович Толстой. Очерк жизни и творчества
... ее со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми – Александром, Алексеем и Владимиром. В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым Толстой сочинил пародийный водевиль "Фантазия", со скандалом провалившийся ... манере модных писателей "натуральной школы", увлекавшихся воссозданием "типов" российской общественной жизни, стал очерк "Артемий Филиппович Бервенковский" (1845) – о чудаковатом помещике- ...
Затем Болконский думает об Анатоле, своем сопернике, и тоска его переходит в отчаяние, чувство произошедшего с ним несчастья с новой силой овладевает его душой. «Ему ничего этого не было нужно. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которою он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел?».
Смерть представляется герою избавлением от всех несчастий его жизни. Но, оказавшись рядом со смертью, на Бородинском поле, когда «граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом», Болконский вдруг почувствовал страстный порыв любви к жизни. «Неужели это смерть – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика – я не могу, я не хочу умирать, я люблю жизнь, эту траву, землю, воздух…».
Как замечает С.Г. Бочаров, эти природные образы земли (трава, полынь, струйка дыма), символизирующие жизнь, во многом противоположны образу неба, символизирующего в романе вечность «Война и мир» Л.Н. Толстого.
Однако князь Андрей в романе связан именно с образом неба, поэтому в этом порыве к жизни есть определенная несогласованность, мы можем предположить будущую смерть героя.
Внутренний монолог как средство характеристики персонажа
Внутренний монолог у писателя часто выступает как одно из средств характеристики персонажа. Эгоизм, раздражительность, деспотизм старого князя Болконского и вместе с тем его ум, проницательность, умение разбираться в людях Толстой раскрывает не только в его поступках, но и во внутренних монологах героя.
Анализ старого князя Болконского
Старый князь Болконский по-своему привязан к дочери и при этом по-старчески эгоистичен. Ему жаль расставаться с княжной Марьей, а кроме того, он четко понимает, что молодой Курагин глуп, безнравствен и циничен. Николай Андреевич замечает интерес Анатоля к француженке, замечает смятение и волнение дочери, у которой появилась надежда создать собственную семью.
Все это до крайности раздражает старика Болконского. «Что мне князь Василий и его сынок? Князь Василий болтунишка, пустой, ну и сын хорош должен быть…», – ворчал он про себя. Жизнь без княжны Марьи кажется старому князю немыслимой. «И к чему ей выходить замуж? – думал он. – Наверно, быть несчастною. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!».
Внимание к дочери и раздражение
Внимание Анатоля к m-lle Bourienne, оскорбляющее все чувства Николая Андреевича, простодушие его дочери, не замечающей этого внимания, суматоха, устроенная в доме из-за приезда Курагиных Лизой и француженкой, – все это доводит его буквально до бешенства.
Отношение Гринева к Пугачеву в романе Пушкина «Капитанская дочь»
... историческим лицом, сыгравшим немалую роль в российской истории. Отношения Гринева с Пугачевым были заложены при их первой встрече, которая ... на его стороне и помогает ему. Сочинение — вариант 2 Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» затрагивает исторические события, ... Отношение Пугачева к Гриневу и Маше. (Пугачев едет с Гриневым спасать Машу. Он прощает молодому офицеру его обман, не мстит дочери ...
«Первый встречный показался – и отец и все забыто, и бежит, кверху чешется, и хвостом винтит, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу… Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хотя не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван о ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у нее гордости, но я покажу ей это…».
Цинизм и безнравственность Анатоля Курагина
В этой же сцене сватовства Курагиных открывается вся низменность мыслей Анатоля, цинизм и безнравственность его развращенной натуры. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает», – думал Анатоль. Увидев m-lle Bourienne, он решил, что и «здесь, в Лысых горах, будет нескучно». «Очень недурна! – думал он, оглядывая ее. – Очень недурна эта компаньонка. Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, – подумал он, – очень, очень недурна».
Таким образом, внутренняя речь у писателя «неправильная», подвижная, динамичная. «Воссоздавая движение мыслей, чувств своих героев, Толстой открывает то, что совершается в глубинах их души и о чем сами герои либо не подозревают, либо лишь смутно догадываются. Происходящее в глубинах души, с точки зрения Толстого, часто более истинно, чем осознанные чувства…», – пишет М.Б. Храпченко[7].
Внутренний монолог и характеры персонажей
Используя прием внутреннего монолога, писатель воспроизводит и особенности характеров персонажей, их внутренний мир.
Авторский комментарий к размышлениям
В психологическом анализе Толстого также очень важен авторский комментарий к размышлениям, словам персонажа или каким-либо событиям.
Пример сцены объезда Багратионом войск
Вспомним, например, сцену объезда Багратионом войск перед Шенграбенским сражением. «Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков. Он спрашивал: чья рота? А в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это. – Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер». И далее Толстой позволяет оценивать эти события своему герою, Андрею Болконскому.
Роль князя Багратиона и его влияние на окружающих
«Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию».
Остранение как художественный прием Л.Н. Толстого
Другой важный художественный прием Л.Н. Толстого-психолога – это так называемое «остранение» (В. Шкловский).
В основе его лежит описание предмета, явления, процесса как абсолютно незнакомого, отход от всех стереотипов, привычных ассоциаций, эффект нового, свежего взгляда.
Этот прием писатель неоднократно использует в романе, определенным образом характеризуя героев, передавая их интеллектуальный уровень, мысли, настроение. Известный пример «остранения» в романе Толстого – восприятие оперы Наташей Ростовой:
«На сцене были ровные доски посередине, с боков стояли крашеные картоны, изображающие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо, на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками. Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, кланяться».
Сцена эта показывает нам то, что изначально Наташе чужда светская жизнь, с ее фальшью, ложью, условностями. Ей кажется странным то, что она видит на сцене. Толстой изображает оперу как символ насквозь фальшивого светского общества. Характерно, что именно здесь Наташа знакомится с Элен и невольно поддается ее пагубному влиянию.
Заключение
Таким образом, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» предстает перед нами как гениальный психолог, открывающий глубины человеческой души и грани характеров.