«Теперь или никогда» Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов» (ЕГЭ по литературе)
В 1859 году выходит в свет роман И. А. Гончарова «Обломов». В романе автор описал героя, который явился отражением патриархальной России, ее нравов. В этот период в литературе приобрела популярность тема отмены крепостного права и поиска личности, способной изменить жизнь в стране к лучшему.
Такой личностью можно назвать Андрея Штольца, молодого и активного. А его лучшего друга, главного героя, Илью Ильича Обломова, можно отнести, скорее, к той, старой России, патриархальной, крепостнической.
Обломов родился в семье помещиков в деревне Обломовка. Окруженный чересчур пристальным вниманием и излишней заботливостью, мальчик не мог ничего делать самостоятельно, шалить, познавать мир. Всюду его сдерживали рамки, построенные родителями и няньками.
Сам быт Обломовки отличался ленивостью. Для всех жителей этой деревни работа — это наказание, а удовольствие — сытно поесть, поспать и не обременять свой ум лишними мыслями и заботами. Обломовцы проводили жизнь бессмысленно, дни их проходили бесцельно.
Вся эта обстановка не могла не повлиять на молодой ум Илюши. Таким он и вырос. К своим 33 годам он только и делал, что лежал на диване, о чем-то размышляя, и принимал гостей. Как и родители, Обломову не нужно было работать — он все доходы получал от крестьян. Это очень избаловало героя. И правда — зачем ему думать о труде, когда ему все равно все достанется!Однако такой образ жизни — это постепенный путь к деградации, разрушению.
Обломов не выходил в свет, потому что все эти светские люди, лицемерные и благородные напоказ, были противны Обломову, у которого было мнение, что уж лучше не приносить никому вреда и жить тихо, чем добиваться успехов и этим кого-то принижать, ущемлять.
Как «противоядие» Обломову автор создал Штольца. Воспитанный в атмосфере уважения и любви к труду и знаниям, Штольц в свои годы уже многого добился. Он часто выходит в свет, имеет свое дело, которое приносит доход, интересуется науками и занимается саморазвитием.
Штольцу, как лучшему другу Обломова, становится обидно и страшно за друга. Ведь Илья Ильич, несмотря на свою ленивость — человек благородный, честный, правильный, добрый и мягкий. Он достоин лучшего.
На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И.А. ...
... человеком. Обломов был домоседом, любил побыть в одиночестве и заняться «самокопанием». Портрет Штольца и портрет Обломова настолько отличались друг от друга, что автор не мог обойти тему главных героев. ... Штольц является двойником Обломова, что у них есть общее: ни у Обломова, ни у Штольца первоначально не было высшей цели в жизни. Данная статья, которая поможет написать сочинение «Идеал Штольца», ...
«Теперь или никогда!», говорит Штольц Обломову. Герой слишком далеко зашел в своей ленивости, и Штольц принял это как вызов. Он должен во что бы то ни стало помочь Обломову вырваться из этой ямы. И ему удается это.
После знакомства с Ольгой Ильинской герой преображается. Будто жизненные силы вернулись к Илье Ильичу. Он становится активным, постоянно трудится, выходит в свет, занимается домашними делами. Он надеется, что эта новая жизнь принесет ему счастье с Ольгой. Штольц тоже счастлив — его друг воспрянул ото сна.
Но Обломовка побеждает. Илья Ильич не может навсегда отказаться от старой жизни, которая снова начинает его засасывать, словно болото. Он понимает, что вся эта активность — не для него. Обломов пишет Ольге письмо, в котором заявляет о расставании с ней, и переезжает в дом Агафьи Пшеницыной, на которой потом женится.
Штольц подавлен. Он приложил все силы для спасения друга, но у него ничего не вышло. Герой женится на Ольге Ильинской, с которой у него много общего, но прежде всего общее у них отношение к жизни. Они активны, стремятся к улучшению своей жизни, к счастью, и готовы все для этого сделать.
Когда Штольц приходит в дом Пшеницыных, чтобы навестить Обломова, Андрей называет этот дом «Обломовка, только гаже». Ведь Обломов тогда, в детстве, имел шансы вырваться из той деревни и стать другим, а теперь он обречен на деградацию. Его душа и личность уже разлагаются. Штольц понял, что никогда не удастся ему воскресить душу Обломова.
Автор дал всем понять, что именно за Штольцем будущее, он несет жизнь, прогресс, активность, желание трудиться и учиться, создавать семьи и приносить благо Отечеству. Такие, как Обломов, обречены на угасание, как крепостное право и патриархальные устои помещиков.
«Временное воскрешение Обломова «теперь или никогда» в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Урок литературы в 11 классе «Временное воскрешение Обломова «теперь или никогда» в романе И.А.Гончарова «Обломов»
Учитель
Матвеева Ольга Васильевна
г. Курск МБОУ «СОШ с УИОП № 52»
Цели
1.Образовательные.
Продолжить работу над изучением романа. Проследить взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской; мнения учащихся о письме Обломова к Ольге; почему не состоялась любовь героев.
2.Развивающие.
Развивать творческие способности учащихся.
3.Воспитательные.
Воспитывать любовь к литературе.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/seychas-ili-nikogda-oblomov-i-shtolts/
Ход урока.
- Орг. момент. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя.
Чем заканчивается первая часть романа «Обломов»? (Обломов на Гороховой улице, не может проснуться, автор подчеркивает степень падения героя словами слуги- Захара : «Зачем ты на свет божий родился»? (Прочитать эпизод)
II.
Беседа о прочитанном.
- Что пишет Гончаров? ( Впечатление , которое производил Обломов, просыпаясь от тяжелого сна. Он «…с трудом открыл на Захара один глаз, из которого так и выглядывал ПАРАЛИЧ»
- Что подняло героя? ( Приезд Штольца)
Радость от приезда Штольца — эта эмоциональная концовка вселяет надежду.
Почему Обломов лежит на диване? (по роману Гончарова «Обломов»)
... опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге. Почему обломов лежит на диване? , Школьное сочинение По роману И. А. Гончарова «облом». Лежания у Ильи Ильича не ... Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему дворянства, но и философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни. Композиция и конфликт Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетена с ...
2).
Чему посвящена вторая часть романа? (Штольц вытащил Обломова в свет, Ольга)
3).
Каким мы видим Обломова в беседах с гостями? (Неглупый, здраво судит о светском обществе).
4).
Волнует ли этот вопрос Обломова? ( «Задумавшись, начертил пальцем на пыли «обломовщина».
5).
Расскажите о взаимоотношениях с Ольгой Ильинской. Почему ярко вспыхнув , быстро угасает любовь?
- пение арии «Коста дива»
- ветка сирени- символ любви «цвет жизни»
- заключительная сцена второй части. (Ольга поцеловала Обломова,
и он услышал «никогда» никогда она не расстанется с ним.
Он испустил вопль радости и упал на траву к ее ногам.)
Вывод
записываем в тетрадях.
Итак, Обломов вернулся к жизни…
6).
Приведите ряд фактов, которые подтверждают этот оптимистический вывод.
7).
Ваши мысли, раздумья над письмом Обломова к Ольге. (Прочиталь по тексту).
Что почувствовали? Что заметили? (Нежность , заботу, осторожность, боязнь жизни)
8).
Где в письме следы обломовщины ? (Зевает, хочет спать и т.д.)
Слово учителя.
Если во второй части линия жизни стремительно поднимается, то в третьей она резко идет на спад и заканчивается катастрофой – разрывом с Ольгой .
9).
Кто вернул его в болото? (Тарантьев).
10).
Что нужно было сделать? (Отказаться от квартиры на Выборгской стороне. Снять квартиру в городе, выправить дела в Обломовке, но для этого надо было ехать самому.)
11).
Осуществимы эти дела? Да, конечно.
12).
А что сделал Обломов? ( Поехал с Тарантьевым.)
Слово учителя.
Эту сцену с точки зрения идейного содержания романа, мы можем назвать одной из кульминационных , так как Обломов попадает в лапы мошенников.
13).
Что сказал Тарантьев? Прочитайте.
14).
Каковы взаимоотношения с Захаром?
Что написал Добролюбов? «Обломов — раб своего крепостного Захара, и трудно решить. Который из них более подчиняется власти другого …»
III.
Запись в тетради. Добролюбов говорит в с татье о неразрывной связи рабства и барства Обломова.
15).
Финальная сцена. В чем ее значение? (Это развязка основной сюжетной линии романа – взаимоотношения Ольги и Обломова.)
Вывод. Рефлексия., Д/З. Какова роль деталей в романе. Женские образы. ( Можно в письменной форме.)
V. Теперь или никогда
Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
«Теперь или никогда!» — явились Обломову грозные слова, лишь только он проснулся утром. Он встал с постели, прошелся раза три по комнате, заглянул в гостиную: Штольц сидит и пишет. — Захар! — кликнул он. Не слышно прыжка с печки — Захар нейдет: Штольц услал его на почту. Обломов подошел к своему запыленному столу, сел, взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было, поискал бумаги — тоже нет. Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написал: вышло Обломовщина. Он проворно стер написанное рукавом. Это слово снилось ему ночью написанное огнем на стенах, как Бальтазару на пиру. Пришел Захар и, найдя Обломова не на постели, мутно поглядел на барина, удивляясь, что он на ногах. В этом тупом взгляде удивления написано было: «Обломовщина!» «Одно слово, — думал Илья Ильич, — а какое… ядовитое!..» Захар, по обыкновению, взял гребенку, щетку, полотенце и подошел было причесать Илью Ильича. — Поди ты к черту! — сердито сказал Обломов и вышиб из рук Захара щетку, а Захар сам уже уронил и гребенку на пол. — Не ляжете, что ли, опять? — спросил Захар. — Так я бы поправил постель. — Принеси мне чернил и бумаги, — отвечал Обломов. Обломов задумался над словами: «Теперь или никогда!» Вслушиваясь в это отчаянное воззвание разума и силы, он сознавал и взвешивал, что’ у него осталось еще в остатке воли и куда он понесет, во что положит этот скудный остаток. После мучительной думы он схватил перо, вытащил из угла книгу и в один час хотел прочесть, написать и передумать все, чего не прочел, не написал и не передумал в десять лет. Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперед — это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть! Какой первый шаг сделать к тому? С чего начать? Не знаю, не могу… нет… лукавлю, знаю и… Да и Штольц тут, под боком, он сейчас скажет. А что он скажет? «В неделю, скажет, набросать подробную инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план построек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, по железным дорогам, на пароходах, потом… Потом… поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и умолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы, на завод, на мельницы, на пристань. В то же время читать газеты, книги, беспокоиться о том, зачем англичане послали корабль на Восток…» Вот что он скажет! Это значит идти вперед… И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, не жизнь, тут вечно пламя, трескотня, жар, шум… когда же пожить? Не лучше ли остаться? Остаться — значит надевать рубашку наизнанку, слушать прыганье Захаровых ног с лежанки, обедать с Тарантьевым, меньше думать обо всем, не дочитать до конца путешествия в Африку, состариться мирно на квартире у кумы Тарантьева… «Теперь или никогда!» «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять. Через две недели Штольц уже уехал в Англию, взяв с Обломова слово приехать прямо в Париж. У Илья Ильича уже и паспорт был готов, он даже заказал себе дорожное пальто, купил фуражку. Вот как подвинулись дела. ⇐ Предыдущая6 Поиск по сайту: |
Роман «Обломов» — центральное произведение в творчестве И. А. Гончарова. Роман был начат в 1846 году, а опубликован в 1859-м. Появление его совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке, был очень актуален для современников.
Таким героем в романе является Обломов. Первая часть романа посвящена описанию всех подробностей, мелочей быта героя. Его петербургская квартира — это миниатюрная Обломовка. Родиона героя — место абсолютной духовной неподвижности и безмятежности. Точно такая же атмосфера окружает его в Петербурге. Захар, знаменитый диван, халат — все они необходимы для того, чтобы поддерживать эту атмосферу. Интересно замечание, что лежание для Обломова является естественным состоянием: неудовольствием, как у лентяя, и не необходимостью, как у человека больного. Поместившись на диване, Илья Ильич вернулся в родную Обломовку. Появление Штольца прерывает покой и «беспечность». Деятельный немец Штольц заставляет «беспокоиться русского барина Обломова» навязывает ему, чаще всего безуспешно, свои идеи, свои чувства, свои поступки. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки. «Теперь или никогда!» — говорит он. Штольц — человек волевого склада, изгнавший из своей жизни всякую мечту. Его сфера практическая деятельность, он постоянно занят, постоянно в движении, то есть является прямой противоположностью Обломову. Можно ли переделать человека против его воли и обстоятельств, вопреки прочной, стихийной национально-исторической традиции? Обломовские натура, воспитание, обстоятельства сильнее Штольца и Ольги Ильинской. Обломовщина — магический круг, страшная сила. Миросозерцание Обломова — прямое порождение, осмысление и оправдание его реального бытия. Он — продукт «окаменелого царства». Эту суть хорошо понимает и сам Обломов. Но он убежден во всеобщем общечеловеческом характере своего идеала беспечного и праздного житья. Штольц не только «беспокоит», «трогает» Обломова, но и побуждает его, бессознательного обломовца, встать, чтобы оправдать и объяснить свой образ жизни, идеалы этой жизни, обломовской утопии. И герой развертывает перед Штольцем идеал безмятежного бытия, какого-то вселенского, безграничного покоя. Штольц, как уверен Обломов, вынужден трудиться, суетиться, бегать лишь с одной целью — достичь в конце концов «идеала утраченного рая», но этот труд, это беганье врата рая не откроют: они бесконечны, безыдеальны. Таким образом, роман И. А. Гончарова можно считать не только произведением, в котором раскрывается явление «обломовщины» как национального порока, но и предоставлением против засилья прагматиков, подобных Штольцу, — деятелей, лишенных полета, не имеющих таланта душевности.
|