Автор обращает внимание на важность семьи в развитии общества. На мой взгляд, автор справедливо подчеркнул в своем высказывании, что семья подобна микрообществу, и если в нем все в порядке, то и в настоящем обществе также будет порядок.
Семья — это связанная кровным родством или заключением брака группа людей, которая проживает преимущественно совместно и ведет общее хозяйство. Семья является подобием общества, его прототипом, поскольку именно в семье личность проходит первый этап социализации — адаптацию.
Здесь важно отметить, что социологи под социализацией понимают процесс усвоения жизненно важных знаний, навыков в обществе. Адаптация ребенка предполагает его восприятие родителей как единственно верный вариант, эталон поведения и копирование их привычек и повадок. Со временем ребенок, взяв от своих родителей нужное количество таких привычек, на основе опыта предыдущих «накоплений» начинает вырабатывать собственные стереотипы поведения.
Психологи спорят, влияет ли на развитие ребенка полноценность семьи и, если да, то как сильно?! Безусловно, акцентирование внимания ребенка на таком факте влияет очень сильно. Однако превалирует мнение, что именно полные семьи дают наиболее правильную картину мира, наиболее широкое представление о нем. Поэтому важно стараться сохранять целостность маленького «общества» под названием семья.
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого семья Ростовых представляет обычную дворянскую зажиточную семью. Основными персонажами являются Николай, Петя и Наташа Ростовы. Однако присутствует еще и Вера, но у нее холодные отношения с членами семьи, в том числе и с родителями. Можно ли назвать данную семью целостной? Я так не думаю. Вытеснение из общего круга пусть и замужней дочери говорит о неспособности родителей объединить свое «общество в миниатюре», а значит, нарушается безопасность человеческого общества в целом: нарушенный процесс социализации Веры повлечет такие же нарушения у ее детей и последующих поколений. Таким образом, автор показывал, что семья — это единство людей, их духовная связь.
В истории есть множество примеров того, как неполные семьи и негативно настроенное окружение мешали нормальному процессу развития человека. Так, например, отец Ивана Грозного умер, оставив малолетнего ребенка на бояр. Бояре, желая принять бразды правления на себя, всячески ограничивали молодого царя в действиях. После смерти матери он вообще остался по сути сиротой. Неполная семья (еще при живой Елене Глинской, занятой государственными делами и любовником — Иваном Овчина Телепневым-Оболенским) и бояре повлияли на Ивана Грозного, нарушив его обычный и привычный процесс социализации. Таким образом, окружение мальчика и проблемы с семьей поставили под вопрос безопасность дальнейшего развития «человеческого общества»: достаточно вспомнить опричнину.
В заключение хочется сказать, что необходимо поддерживать институт семьи. Создавать и сохранять в неполных семьях определенную духовную «целостность» через особое отношение, эмоциональное воспитание, то есть делать все для наиболее полного и комфортного процесса социализации подрастающих поколений, от результатов которого зависит «безопасность всего большого человеческого общества».
К. Ярош