Семейные гнезда» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

Сочинение

Одна из главных мыслей в романе Л. Толстого «Война и мир» — мысль семейная. Весь роман построен на описании судеб людей, целых семей, родовых гнезд. Мы видим одних и тех же людей в домашней атмосфере, в свете, в военных дей­ствиях и можем проследить, как меняются герои романа внутренне и внешне. Кроме того, разбирая роман, можно вы­делить определенные черты, характерные для той или иной семьи.

В произведении Л. Толстого мы знакомимся с множест­вом семей, но лучше и подробнее всех автор описывает Росто­вых, Болконских и Курагиных. В семье Ростовых царят лю­бовь, дружба и взаимопонимание. Ростовы заботятся друг о друге и хотят, чтобы люди вокруг них были счастливы. Им свойственны хозяйственность, доброта, искренность и широ­та натуры.

Наташа Ростова — яркий представитель ростовской «по­роды». Она эмоциональна, чутка, интуитивно угадывает лю­дей. Иногда эгоистична (как в случае с проигрышем Нико­лая), но чаще способна на самопожертвование (вспомним эпизод с вывозом раненых из Москвы).

Наташа живет в атмо­сфере влюбленности и счастья, она — увлекающаяся натура. Внешняя некрасивость усиливает ее душевную красоту и живой характер. Одной из ярких особенностей героини явля­ется потребность в любви (ей необходимо, чтобы ее постоянно любили).

Наташа переполнена жаждой жизни, и в этом сек­рет ее очарования. Объяснить и доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. Но сердце подсказывает ей всегда верно, за исключением неверного по­ведения с Анатолем Курагиным.

Графиня Ростова гордится дружбой и доверием своих де­тей, балует их, волнуется за их судьбы.

[sms]

Николай Ростов очень схож со своей сестрой, именно по­этому они так хорошо понимают друг друга. Николай очень молод, открыт людям и всему миру. Он желает быть полез­ным, всем нравиться и, что немаловажно, Николай хочет ка­заться взрослым, грубоватым мужчиной, как Денисов. Именно Денисов воплощает тот идеал мужчины, к которому стремится младший Ростов.

Николай приезжает в отпуск, в Москву. В этот приезд до­мой Николай хочет самоутвердиться, доказать всем и себе са­мому, что он уже взрослый и у него свои мужские дела: обед в Английском клубе, дуэль Долохова с Пьером, карты, бега. А старый граф Ростов все печется о своем сыне: перезаклады­вает имения, чтобы Николенька смог завести себе рысака и «самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами…»

10 стр., 4562 слов

Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

... Если есть разница во взглядах, то могут быть одинаковые увлечения. Могут. Им должно быть интересно друг с другом. Вот тебе, как пример, сочинение на тему “Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?” http://literaguru.ru/mogut-li-lyudi-byt-druzyami-esli-oni-ne-shodyatsya-vo-vzglyadah/ Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? Сходится во взглядах – люди, ...

Затем старому графу требуется немало усилий, чтобы участие сына в дуэли осталось незамеченным. И вдруг Нико-ленька проигрывает деньги, и деньги не маленькие. Но Ни­колай никогда не осознает своей вины, а виноват он в своем неумении думать. У него не хватило чутья на то, чтобы опре­делить, что Долохов — злой человек, а умом Ростов этого осознать не может. Проиграв сорок три тысячи и вернувшись Домой, Николай становится мальчишкой, хотя и хочет скрыть то, что у него на душе. А в душе он считает себя «не­годяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить прощения…» Николай — честный человек, он не только мучительно пережил свой проигрыш, но и нашел выход: ограничить себя во всем и вернуть долг ро­дителям.

Граф Илья Андреевич Ростов добродушен, щедр и мото­ват. Он известен в Москве не только как хороший семьянин, но и как человек, лучше других умеющий устроить бал, обед, а если понадобится, то и приложить для этого свои деньги. Наиболее яркий пример ростовской щедрости — подготовка обеда в честь Багратиона. «Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь…» — сказал Н. Ростов отцу накануне обеда, и был прав. Илья Андреевич положил много сил на то, чтобы обед в честь Багратиона удался на славу. Чего только он не заказал: «Гребешков, гребешков в тортю положи… стерлядей больших… Ах, отцы мои!.. Да кто же мне цветы привезет?.. Скачи ты, Митенька, в подмосков­ную… чтобы мне двести горшков тут к пятнице были… Надо ведь еще песенников».

Черты «ростовской породы» проявляются в поступках графа и при выезде из Москвы: он разрешает отдать подводы под раненых, нанося тем самым тяжелый урон своему со­стоянию.

Ростовы олицетворяют собой семейный уклад, в котором живы сословные традиции. В их семье царит атмосфера люб­ви, взаимопонимания и доброты.

Полной противоположностью семье Ростовых является семья Болконских. Впервые Лизу и Андрея Болконских мы встречаем на вечере у Анны Павловны Шерер, и сразу же за­мечаем некую холодность между мужем и женой.

Лиза Болконская не понимает своего мужа, ни его устрем­лений, ни его характера. После отъезда Болконского живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пустой и легко­мысленной м-ль Бурьенн. Лиза умирает во время родов; выра­жение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она не делала никому зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой беды у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя.

Князь Андрей Болконский — образованный, сдержан­ный, практичный, умный, волевой человек, сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли».

Старый князь Болконский живет в деревне. Он не выно­сит глупости и праздности, живет по четкому распорядку, который сам же установил. Будучи со всеми резок и требова­телен, он изводит дочь придирками, но в глубине души очень любит ее. Николай Андреевич Болконский горд, умен и сдер­жан, так же как его сын. Главное для Болконских — это честь семьи.

3 стр., 1148 слов

Семья Болконских и Курагиных в романе Война и мир. Сравнительная характеристика

... род Болконских не прервался у князя Андрея остался сын Николай. Идея писателя проста будущее есть у той семьи, где есть любовь. Также читают: Картинка к сочинению Семья Болконских и Курагиных в романе Война и мир Популярные ... не осуществилась, брак расстроился, и Анатоль опять пускается во все тяжкие и разрушил счастье Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Но бог его наказал, в боевых действиях ему ...

Марья Болконская очень религиозна, принимает у себя странников в тайне от отца, но во всем остальном четко ис­полняет его волю. Она умная, образованная женщина, такая Лъб} КЭ.К брат и отец, но, в бтличие от них, кроткая и богобояз­ненная.

Болконские умны, образованны, любят друг друга, но от­ношения в их семье довольно сухи, они не любят выставлять напоказ свои чувства. В их семье не устраивается никаких шумных празднеств и торжеств, в них нет того веселья, кото­рое есть в Ростовых; Болконские живут не чувствами, а разу­мом.

Также в романе «Война и мир» большое место уделено се­мейству Курагиных. Князь Василий заботится о своих детях, хочет богато устроить их жизнь и потому считает себя образ­цовым отцом. Его сын Анатоль нагл, глуп, развращен, само­уверен, но красноречив. Он хочет жениться на некрасивой княжне Марье ради денег, пытается соблазнить Натащу Рос­тову. Ипполит Курагин глуп и даже не старается скрыть свою глупость: в его облике явно заметны черты нравствен­ного вырождения всего рода Курагиных.

Элен — светская красавица, она глупа, но ее красота мно­гое искупает. В обществе не замечают ее глупости, всем ка­жется, что Элен всегда ведет себя в свете весьма достойно и имеет репутацию умной и тактичной женщины.

Семейство Курагиных отличают глупость и стяжательст­во. Они не испытывают искренних чувств не только по отно­шению к окружающим, но и по отношению друг к другу. У детей нет потребности съездить к отцу; а сам князь Васи­лий называет своих сыновей «дураками»: Ипполита — «спо­койным», а Анатоля — «беспокойным», которого все время приходится выручать. У Курагиных нет совместных дел и за­бот, нет потребности встретиться и поговорить. Каждый за­нят собой, своими проблемами. Все Курагины стремятся сблизиться с людьми, которые богаче их, из общения с кото­рыми можно извлечь выгоду.

В эпилоге мы видим, как воссоединяются две, казалось бы, абсолютно разные семьи — семья Ростовых и семья Бол­конских. Николай Ростов женится на княжне Марье Болкон­ской. Николай и Марья — идеальная пара, они гармонично дополняют друг друга: в этой семье соединились устремлен­ность княжны Марьи ввысь и то земное, материальное, что представляет собой Николай.

В финале «Войны и мира» Наташа и Пьер после «креще­ния» страданием и соприкосновением со смертью воскреша­ются к жизни. Это происходит естественно — как весной сквозь мертвые упавшие листья пробиваются зеленые иглы травы, как восстанавливается порядок в разрушенном мура­вейнике, как кровь приливает к сердцу, как заново отстраи­вается после разрушения Москва. Восстанавливается жиз­ненный порядок, в котором каждый из героев находит свое место.

5 декабря 1820 года — последняя сцена эпилога романа. Толстой строит ее как картину семейного счастья в Лысых Горах; распалась старая семья Ростовых (умер старый граф), возникли две новые семьи, в каждой из которых — новые, «свежие» дети. Новая Наташа Ростова, черноглазая любими­ца отца, графа Николая, новый Пьер Безухов, которому пока три месяца и которого кормит мать — Наташа, возникают на последних страницах толстовской книги. Образ органиче­ской жизненности (Наташа — сильная и страстная мать) до­полнен в финале другими образами: это княжна Марья, у ко­торой материнство связано с напряжением духовной жизни, устремленностью к бесконечному, и это в особенности — пят- надцатилетний Николенька Болконский. В его облике про­явились черты отца.

3 стр., 1227 слов

История любви Анатоля Курагина и Наташи Ростовой

... Проблематика романа , . Все они являются основой для сюжета: Смысл жизни. Взаимоотношения между людьми. Любовь. Патриотизм. Главной проблемой в произведении является жизненное искание героев. На примере Наташи Ростовой, Пьера Безухова и Андрея ...

Роман заканчивается сном Николеньки, в котором соеди­нены Пьер и князь Андрей и где вновь возникают мотивы славы, геройства, подвига и чести. Сын князя Андрея — на­следник его качеств, символ вечного продолжения жизни. Жизнь вступает в новый виток, и новое поколение вновь, за­ново будет искать ответов на ее вопросы. На этом новом витке жизни снова встретятся МИР и ВОЙНА — гармония и борь­ба, цельность, единство и взрывающие их противоречия. Фи­нал «Войны и мира» — открытый, распахнутый в движу­щуюся, вечно живую жизнь.

Таким образом, «семейные гнезда» Ростовых и Болкон­ских продолжили жизнь» вместе, в гармонии и счастье, а «гнездо» Курагиных прекратило свое существование… [/sms]