Одна из главных мыслей в романе Л. Толстого «Война и мир» — мысль семейная. Весь роман построен на описании судеб людей, целых семей, родовых гнезд. Мы видим одних и тех же людей в домашней атмосфере, в свете, в военных действиях и можем проследить, как меняются герои романа внутренне и внешне. Кроме того, разбирая роман, можно выделить определенные черты, характерные для той или иной семьи.
В произведении Л. Толстого мы знакомимся с множеством семей, но лучше и подробнее всех автор описывает Ростовых, Болконских и Курагиных. В семье Ростовых царят любовь, дружба и взаимопонимание. Ростовы заботятся друг о друге и хотят, чтобы люди вокруг них были счастливы. Им свойственны хозяйственность, доброта, искренность и широта натуры.
Наташа Ростова — яркий представитель ростовской «породы». Она эмоциональна, чутка, интуитивно угадывает людей. Иногда эгоистична (как в случае с проигрышем Николая), но чаще способна на самопожертвование (вспомним эпизод с вывозом раненых из Москвы).
Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья, она — увлекающаяся натура. Внешняя некрасивость усиливает ее душевную красоту и живой характер. Одной из ярких особенностей героини является потребность в любви (ей необходимо, чтобы ее постоянно любили).
Наташа переполнена жаждой жизни, и в этом секрет ее очарования. Объяснить и доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. Но сердце подсказывает ей всегда верно, за исключением неверного поведения с Анатолем Курагиным.
Графиня Ростова гордится дружбой и доверием своих детей, балует их, волнуется за их судьбы.
[sms]
Николай Ростов очень схож со своей сестрой, именно поэтому они так хорошо понимают друг друга. Николай очень молод, открыт людям и всему миру. Он желает быть полезным, всем нравиться и, что немаловажно, Николай хочет казаться взрослым, грубоватым мужчиной, как Денисов. Именно Денисов воплощает тот идеал мужчины, к которому стремится младший Ростов.
Николай приезжает в отпуск, в Москву. В этот приезд домой Николай хочет самоутвердиться, доказать всем и себе самому, что он уже взрослый и у него свои мужские дела: обед в Английском клубе, дуэль Долохова с Пьером, карты, бега. А старый граф Ростов все печется о своем сыне: перезакладывает имения, чтобы Николенька смог завести себе рысака и «самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами…»
Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
... во взглядах, то могут быть одинаковые увлечения. Могут. Им должно быть интересно друг с другом. Вот тебе, как пример, сочинение на тему “Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?” http://literaguru.ru/mogut-li-lyudi-byt-druzyami-esli-oni-ne-shodyatsya-vo-vzglyadah/ Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? Сходится во взглядах – люди, ...
Затем старому графу требуется немало усилий, чтобы участие сына в дуэли осталось незамеченным. И вдруг Нико-ленька проигрывает деньги, и деньги не маленькие. Но Николай никогда не осознает своей вины, а виноват он в своем неумении думать. У него не хватило чутья на то, чтобы определить, что Долохов — злой человек, а умом Ростов этого осознать не может. Проиграв сорок три тысячи и вернувшись Домой, Николай становится мальчишкой, хотя и хочет скрыть то, что у него на душе. А в душе он считает себя «негодяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить прощения…» Николай — честный человек, он не только мучительно пережил свой проигрыш, но и нашел выход: ограничить себя во всем и вернуть долг родителям.
Граф Илья Андреевич Ростов добродушен, щедр и мотоват. Он известен в Москве не только как хороший семьянин, но и как человек, лучше других умеющий устроить бал, обед, а если понадобится, то и приложить для этого свои деньги. Наиболее яркий пример ростовской щедрости — подготовка обеда в честь Багратиона. «Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь…» — сказал Н. Ростов отцу накануне обеда, и был прав. Илья Андреевич положил много сил на то, чтобы обед в честь Багратиона удался на славу. Чего только он не заказал: «Гребешков, гребешков в тортю положи… стерлядей больших… Ах, отцы мои!.. Да кто же мне цветы привезет?.. Скачи ты, Митенька, в подмосковную… чтобы мне двести горшков тут к пятнице были… Надо ведь еще песенников».
Черты «ростовской породы» проявляются в поступках графа и при выезде из Москвы: он разрешает отдать подводы под раненых, нанося тем самым тяжелый урон своему состоянию.
Ростовы олицетворяют собой семейный уклад, в котором живы сословные традиции. В их семье царит атмосфера любви, взаимопонимания и доброты.
Полной противоположностью семье Ростовых является семья Болконских. Впервые Лизу и Андрея Болконских мы встречаем на вечере у Анны Павловны Шерер, и сразу же замечаем некую холодность между мужем и женой.
Лиза Болконская не понимает своего мужа, ни его устремлений, ни его характера. После отъезда Болконского живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пустой и легкомысленной м-ль Бурьенн. Лиза умирает во время родов; выражение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она не делала никому зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой беды у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя.
Князь Андрей Болконский — образованный, сдержанный, практичный, умный, волевой человек, сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли».
Старый князь Болконский живет в деревне. Он не выносит глупости и праздности, живет по четкому распорядку, который сам же установил. Будучи со всеми резок и требователен, он изводит дочь придирками, но в глубине души очень любит ее. Николай Андреевич Болконский горд, умен и сдержан, так же как его сын. Главное для Болконских — это честь семьи.
Семья Ростовых, Болконских и Безуховых в романе «Война и мир»
... два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и семье Ростовых. Толстой постоянно сталкивает их на страницах ... его даже в предсмертные часы. толстой роман болконский безухов Старый князь был русским барином, в нем проявлялось иногда ... почти разоренного старого графа Ростова. Война 1812 года выявила глубокую патриотичность всей семьи Ростовых. Николай воевал и отличился смелостью. ...
Марья Болконская очень религиозна, принимает у себя странников в тайне от отца, но во всем остальном четко исполняет его волю. Она умная, образованная женщина, такая Лъб} КЭ.К брат и отец, но, в бтличие от них, кроткая и богобоязненная.
Болконские умны, образованны, любят друг друга, но отношения в их семье довольно сухи, они не любят выставлять напоказ свои чувства. В их семье не устраивается никаких шумных празднеств и торжеств, в них нет того веселья, которое есть в Ростовых; Болконские живут не чувствами, а разумом.
Также в романе «Война и мир» большое место уделено семейству Курагиных. Князь Василий заботится о своих детях, хочет богато устроить их жизнь и потому считает себя образцовым отцом. Его сын Анатоль нагл, глуп, развращен, самоуверен, но красноречив. Он хочет жениться на некрасивой княжне Марье ради денег, пытается соблазнить Натащу Ростову. Ипполит Курагин глуп и даже не старается скрыть свою глупость: в его облике явно заметны черты нравственного вырождения всего рода Курагиных.
Элен — светская красавица, она глупа, но ее красота многое искупает. В обществе не замечают ее глупости, всем кажется, что Элен всегда ведет себя в свете весьма достойно и имеет репутацию умной и тактичной женщины.
Семейство Курагиных отличают глупость и стяжательство. Они не испытывают искренних чувств не только по отношению к окружающим, но и по отношению друг к другу. У детей нет потребности съездить к отцу; а сам князь Василий называет своих сыновей «дураками»: Ипполита — «спокойным», а Анатоля — «беспокойным», которого все время приходится выручать. У Курагиных нет совместных дел и забот, нет потребности встретиться и поговорить. Каждый занят собой, своими проблемами. Все Курагины стремятся сблизиться с людьми, которые богаче их, из общения с которыми можно извлечь выгоду.
В эпилоге мы видим, как воссоединяются две, казалось бы, абсолютно разные семьи — семья Ростовых и семья Болконских. Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Николай и Марья — идеальная пара, они гармонично дополняют друг друга: в этой семье соединились устремленность княжны Марьи ввысь и то земное, материальное, что представляет собой Николай.
В финале «Войны и мира» Наташа и Пьер после «крещения» страданием и соприкосновением со смертью воскрешаются к жизни. Это происходит естественно — как весной сквозь мертвые упавшие листья пробиваются зеленые иглы травы, как восстанавливается порядок в разрушенном муравейнике, как кровь приливает к сердцу, как заново отстраивается после разрушения Москва. Восстанавливается жизненный порядок, в котором каждый из героев находит свое место.
5 декабря 1820 года — последняя сцена эпилога романа. Толстой строит ее как картину семейного счастья в Лысых Горах; распалась старая семья Ростовых (умер старый граф), возникли две новые семьи, в каждой из которых — новые, «свежие» дети. Новая Наташа Ростова, черноглазая любимица отца, графа Николая, новый Пьер Безухов, которому пока три месяца и которого кормит мать — Наташа, возникают на последних страницах толстовской книги. Образ органической жизненности (Наташа — сильная и страстная мать) дополнен в финале другими образами: это княжна Марья, у которой материнство связано с напряжением духовной жизни, устремленностью к бесконечному, и это в особенности — пят- надцатилетний Николенька Болконский. В его облике проявились черты отца.
Счастливые моменты в жизни князя Андрея Болконского (по роману ...
... жизнерадостной, поэтичной Наташе Ростовой пробудила в Болконском мечты о семейном счастье, однако, в личной жизни его ждала горечь и разочарование. Увлечение девушки Анатолем Курагиным разрушило мечты героя о семейной жизни. И все ... маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но ...
Роман заканчивается сном Николеньки, в котором соединены Пьер и князь Андрей и где вновь возникают мотивы славы, геройства, подвига и чести. Сын князя Андрея — наследник его качеств, символ вечного продолжения жизни. Жизнь вступает в новый виток, и новое поколение вновь, заново будет искать ответов на ее вопросы. На этом новом витке жизни снова встретятся МИР и ВОЙНА — гармония и борьба, цельность, единство и взрывающие их противоречия. Финал «Войны и мира» — открытый, распахнутый в движущуюся, вечно живую жизнь.
Таким образом, «семейные гнезда» Ростовых и Болконских продолжили жизнь» вместе, в гармонии и счастье, а «гнездо» Курагиных прекратило свое существование… [/sms]