Саня умылся и замерев прислушался

(1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (3)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит. (5)«Беспутный» — так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей. — (7)Сашка, ты бы умылся, что ли! (8)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! – кричали женщины и сердито качали головой. (9)Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, — любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учебу, непременно поминали школьного кочегара: — (11)Вот не будешь учиться – станешь таким, как этот Сашка Бозин! (12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо.

(13)Когда были первые морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись: — (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич. (19)Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке была печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. (23)Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела – освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина – купил он ее, нашел где-то или, может быть, сам нарисовал – никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший вместе с ними директор опустил голову. (По С. Качалкову)

9 стр., 4265 слов

Описание картины лутфуллина три женщины. -описание по картине ...

... летчики Сочинение по картине А. Кузнецова «Допрос Салавата» Сочинение по картине А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя» Лутфуллин картина ожидание жанр и техника. Описание картины лутфуллина три женщины Одной ...

Далеко не всегда мы способны понять внутренний мир другого, и это часто приводит к трагедии. Текст С.Качалкова о незаурядном человеке, Сашке Бозине, которого погубило бездушие односельчан. Автор поднимает проблему пренебрежительного отношения к человеку, о котором судят лишь по его внешнему виду.

Проблема, поднятая С.Качалковым, актуальна, потому что многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание помочь тому, кто отличается от всех остальных внешним видом, поведением. Каждому приходилось сталкиваться с такими людьми, вызывающими в обществе недоумение, раздражение. А ведь каждый из нас – это уникальность, тайну которой невозможно постичь без знания внутреннего мира человека.

Об этом словно говорит и автор текста. И хотя нет фраз, в которых бы чётко просматривалась авторская позиция, о ней можно судить по всему содержанию. С.Качалков считает, что пренебрежительное отношение к любому человеку недопустимо, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный. Последнее предложение текста является подтверждением того, что и односельчане Сашки это осознали, но слишком поздно: «Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший вместе с ними директор опустил голову». Только теперь, после смерти «беспутного» они поняли, что за измазанным сажей лицом скрывалась истинно светлая душа.

Я полностью согласна с С.Качалковым, что недопустимо судить о человеке по внешним признакам, что каждая личность представляет некую ценность. Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается против тех, кто не способен оценить другого. Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор», где только после смерти Матрёны все поняли, как необходимы в обществе люди, называемые праведниками. С их исчезновением утрачивает наше общество такие важные нравственные качества, как бескорыстие, самопожертвование, милосердие, всепрощение.

Вспоминаются слова великого Платона, который учил, что подлинная красота – есть добро, доброе не может быть некрасивым. Именно эту доброту, высоту души героя текста С.Качалкова и не смогли рассмотреть его односельчане.

Вероятно, каждому необходимо учиться смотреть на окружающих не только глазами, но и сердцем, чтобы не сожалеть о том, что оказались невольно виновными в чьей-то гибели из-за собственной душевной слепоты.

(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.

5 стр., 2385 слов

Отзыв, аннотация, рецензия, и другие продукты переработки учебного ...

... автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста. Для написания эссе можно дать обучающимся 5-10 минут, эссе мо Кластер графической организации текста. ... читанного, актуальную работы с текстом. Форма эта - эссе. Эссе (фр. essai ) - жанр критики и публицистики, ... из книги ничего - значит все пропустить". Текст, как правило, содержит несколько основных мыслей, каждая ...

(5) Многие считают, что главное «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит не поймаешь!

(11) Не всё ли равно кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.

(17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности. (По Л. Пирожковой)

Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Автор текста рассуждает о речевом портрете личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова поднимает проблему: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

Проблема, поднятая автором, актуальна, потому что в наши дни культура речи стремительно обесценивается. Каждому из нас приходилось сталкиваться с людьми, внешне приятными, но после нескольких минут общения с ними чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и речевого портрета.

Об этом говорит и автор текста. Л.Пирожкова отмечает, что каждое произнесенное или написанное слово позитивно или негативно характеризует человека в глазах окружающих. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, « выращивать его, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности».

Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов, отчего ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал. Еще одним примером совершенствования речевого портрета может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать профессиональным оратором, оставившим яркий след в истории.

11 стр., 5480 слов

Глава 1. Образы авторов – носителей основных постулатов гуманизма

... будет приведен в работе далее. Основные аспекты гуманизма, существующие в рассказах, выводятся Рэем Брэдбери и А.П. Чеховым не тождественно друг другу. «Человеческие чувства, какими бы они ни ... этой личности, как и… личная жизни и… воззрения». В основе художественного творчества лежит, правда не личный эмпирический опыт, но все же … опыт духовный». Таким образом, собственно автор ...

Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

  • Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

(А.Солженицын)

«Не стоит село без праведника» — так гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» она становится проблемой, потому что эта праведность не оценивается по достоинству окружающими. Писатель обращает внимание на эту проблему, потому что она относится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми.

Автор, описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные качества и мелочность окружающих ее людей. Она была во много раз богаче духовно, чем ее золовка, муж, селяне, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь людям.

Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши, эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из ряда вон выходящее, при этом не редко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми.

2 стр., 887 слов

«Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе ...

... добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе "Матренин двор" стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит ... ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: "...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ... что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...". ...

Я согласна с мнение автора, потому что сама сталкиваюсь с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе.

Авторскую позиция подтверждает пример Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Образ Сони — образ истинной христианки и праведницы.

Матрениной безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью. А текст Александра Солженицына призывает нас задуматься над своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь разглядывать в их заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой души

15