Конспект урока русского языка в 4классе
(2 февраля 2010 года, муниципальный семинар).
Тема: Сочинение с использованием глаголов настоящего и прошедшего времени.
«Зимние картины природы».
Цели:
-
Закреплять навык правописания безударных личных окончаний глаголов.
-
Учить составлять рассказ по теме; отрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся.
-
Воспитывать умение работать в группе.
Ход урока:
-
Орг. момент (стихотворение читает учащийся)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
- Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы
- Почему взрослые и дети с нетерпением ждали зиму?
- Как принято называть Зиму? (матушка, волшебница, чародейка).
— Все мы рады «проказам матушки – зимы». Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаются с гор на лыжах и санках. Сегодня мы расскажем, какая бывает зима, какие приметы зимы мы с вами знаем, какие чудеса совершает Зимушка-зима.
- Расскажите, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (дети рассказывают об изменениях природы зимой)
- Вот и мою дорожку из слов засыпал снег, нужно очистить, вставив правильно пропущенные буквы:
Мороз.т, наступа.т, укрыва.т, оседа.т, вьюж.т, засыпа.т, сверка.т, ослепля.т, потрескива.т, услыш.т, завал.т.
— Что объединяет эти слова? Что такое глагол? Как нужно поступить, чтобы написать безударное окончание глагола? Напишите эти слова, поставив их во 2лицо, единственное число, настоящего времени, о чём необходимо помнить? Дополните своими глаголами 2 лица единственного числа на эту же тему.
- Издавна русский народ наблюдал за зимней природой и подмечал её приметы. Какие зимние народные приметы вы знаете? (дети называют приметы зимы)
- А как прекрасно, с каким волнением изображают красавицу зиму поэты (цитаты из стихотворений).
16 стр., 7526 слов
Репортаж сочинение 7 класс о празднике зимы
... что даже невозможно смотреть. Наступление зимы напоминает всем детям и взрослым о приближающемся новогоднем празднике. Пройдет совсем немного времени, ... пух. Зима… Сказка наяву. Читайте также: Сочинение по картине «» С. А. Тутунова. «Зимние забавы» − сочинение, 2 класс Вариант ... на команды и устраиваем настоящие соревнования. Зимой быстро темнеет, и родители забирают детей с улицы рано. Когда ...
В нашем классе есть свой поэт, который вместе с бабушкой сочинил стихотворение о красотах зимы.
- На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.
(рассказ Сычёвой Л.: Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, ещё раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Один из известнейших художников Игорь Гробарь создал известное полотно «Февральская лазурь». Оно поражает силой и чистотой света. Ослепляет лазорево-синим небом. Вспоминая об увлекательных днях работы над картиной, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба». Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Картина воспринимается как торжественный гимн во славу родной природы.)
- На дворах и домах
Снег лежит полотном,
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему,
И на ветках берёз
Как алмазы горят
Капли сдержанных слёз
— Оказывается зиму можно не только увидеть, но и услышать. Сейчас мы с вами послушаем отрывок из цикла «Времена года» П.И. Чайковского – это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы ( рассказ Филимоновой Н. о цикле «Времена года»).
- Мы с вами убедились, что зиме посвящается много рассказов, стихотворений, она воодушевляла великих людей на прекрасное.
- Итак, ребята, какая же зима?
- Зимой очень много снега, а снег какой? Подберите однокоренные слова к слову снег .
- Подберите синонимы к словам: снегопад (метелица, метель, вьюга, пурга, буран, буря), стужа (холод, холодина, мороз), мёрзнуть (зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода).
— А сейчас пришло и наше время воспеть красоту матушки-зимы, создать свои зимние картины природы. Наступил последний этап нашей проектной работы. Но прежде чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним правила его написания (дети вслух зачитывают правила и требования к написанию сочинения).
Работа ваша будет групповой, поэтому необходимо вспомнить правила работы в группах.
— Перед вами лежат конверты, внутри которых написана тема сочинения для вашей группы, а также несколько опорных слов и выражений, которые вы можете использовать в своих сочинениях. Кроме этого несколько ребят получат индивидуальную работу по своим темам.
По опорным словам «Зима»
... ІV. Чтение опорных слов Зима звери ребята снег заяц коньки леса медведь санки поля шишки лыжи речка грибы горка лёд берлога снеговик ▪ Сколько частей будет в сочинении? VІ. ... звучно режет лёд. На красных лапах гусь тяжёлый, Задумав плыть по полу вод, Ступает бережно на лёд. Скользит и падает весёлый, ...
- А теперь прочитаем ваши сочинения и делаем вывод. Каждый по-своему видит зиму.
Тема: Зима в лесу.
Опорные слова:
Тема: ^
Опорные слова:
Тема: ^
Опорные слова:
Тема: ^
(изменения в природе с приходом зимы)
Опорные слова:
Прочитай текст, распространи его, добавив слова и выражения:
Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Узоры на окнах домов. Строят горку. Прилетели на кормушку. Сказочно красиво вокруг. Зима – прекрасное время года!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________