Система образов героев и ее в роль в раскрытии авторской позиции в романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди» (Школьные сочинения)

Сочинение

Роман «Бедные люди» Ф.М.Достоевского была написан во второй половине девятнадцатого века, когда русская классическая литература склонялась к реализму. Само название произведения отражает основную идею автора. Он хочет показать свое возмущение социальным неравенством, показать «маленьких людей», их проблемы, худшие и лучшие черты. Эпиграф к «Бедным людям», взятый из рассказа В. Ф. Одоевского «Живой мертвец», содержит сетование на писателей, повествующих о реальных событиях в обществе. Ф.М. Достоевский с этим не согласен, он считает, что можно и нужно раскрывать народу глаза на правду.

Автор избирает форму эпистолярного романа, то есть о всех событиях произведения читатель узнает из переписки персонажей. Автор скрывается за образами своих персонажей, но все же связь между ним и его героями неразрывна и ощутима.

Достоевский использует принцип «двойничества».

Такая система показывает отношение автора к второстепенным героям романа, которые делятся на две группы: окружение Вареньки и Девушкина.

Макар Девушкин – типичный «маленький человек». Ныне титулярный советчик. Он очень застенчив и скромен, беден материально, ведет затворнический образ жизни.

Один из двойников Макара – старик Покровский. Оба героя унижены и бедны, а также имеют сильную привязанность к абсолютно чужим на первый взгляд людям (внимательный читатель заметит, что Петр – сын не Покровского, а Быкова), которая перерастает в родительскую любовь, чувство ответственности за их благополучное будущее. Бывший чиновник Горшков – типичный «маленький человек», как и Макар Девушкин. Это человек чести, который не смог бороться за свои права, став жертвой многих ужасных обстоятельств. Судьба его трагична: его отстранили от службы, запятнали имя и репутацию, оставив мужчину без возможности работать. Его сын умер в возрасте девяти лет, а вслед за ним и сам Горшков. Писатель Ратазяев – двойник-антипод Макара Алексеевича. Он имеет феноменальную фантазию, истинный талант ко вранью. Стоит только вспомнить, как он стоял перед Девушкиным и заявлял, что за тетрадку стишков «пять тысяч дают ему, да он не берёт…» Однако главный герой ценит дружбу с ним. Перед Девушкин стоит выбор: быть похожим на нищего, но честного Горшкова или на изворотливого Ратазяева.

22 стр., 10849 слов

Образ «маленького человека»

... свободным человеком - Чеховым. Концы и начала в великой русской литературы XIX века сошлись. II Образ «маленького человека» в русской литературе конца XVIII начала XIXвека 2.1 «Маленький человек» как литературный термин «Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской литературе с ...

Варвара Доброселова – главная героиня произведения, с которой Макар ведет переписку. Она образованна, но бедна. Зарабатывает себе на жизнь шитьем. Имеет слабое здоровье, из-за которого не может работать и вынуждена делать выбор между духовной и физической смертью, выбирая первое.

Ее двойник – двоюродная сестра Саша. Их судьба во многом похожа, обе девочки жили у Анны Федоровны, которая всячески пыталась выдать замуж девушек таким образом, чтобы получить от этого максимальную выгоду. Варвара могла бы пойти стопам своей двоюродной сестры, если бы не опека Девушкина и предложение о браке господина Быкова.

Финал произведения остается открытым, но мы понимаем, что счастливая концовка практически невозможна.

Сложная система образов в романе помогает лучше понять главных персонажей, раскрыть их внутренние качества, показать способность «маленьких людей» безответно любить.