Урок 85 Русский язык 7 класс Дата: 15.01.2019г.
Цели урока:
— подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения;
- продолжить работу над особенностями рассуждения как типа речи;
- воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
— развивать умение работать над сочинением-рассуждением;
Планируемые результаты:, Предметные, Личностные:, Метапредметные
Форма урока:
Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае)
Оборудование.
1) Компьютерная презентация «Наша Родина- Крым ». Сменный стенд «Наша родина — Крым».
2) Песня «С чего начинается Родина » в исполнении Марка Бернеса .
3) Русская народная песня «Какая песня без баяна, какая Марья без Ивана».
4 ) Минусовка русской народной песни «Какая песня без баяна, какая Марья без Ивана».
Стихотворение В. Мурадова «Родной поселок».
Ход урока.
1.Оргмомент., Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении М. Марка Бернеса.
Учитель:
- Как Вы думаете, почему я начала урок с песни «С чего начинается Родина»
в исполнении М. Бернеса?
2.Объявление темы, определение цели.
3.Работа по теме урока.
— Вы получили задание на дом: подготовить выразительное чтение любимого стихотворения о Родине. Чтение стихотворений.
- Почему именно это стихотворение?
а) Слово учителя:
С чего начинается Родина?
Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок. Какова его тема?
(ответы учащихся)
- Сегодня мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения о родном крае. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
б) Беседа.
- Ребята, а что для вас означает понятие Родины?
- Спасибо. Мы убедились, что это понятие очень широкое.
Задания:
Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина – -рассуждение ...
... слова или взгляда и проблема уходит. Рассказ учит верить людям. Нельзя отказываться от помощи, которую предлагают. Вера в людей – основа доброты. Написать сочинение на тему «Уроки французского – уроки доброты» будет легче, ...
- Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор.
Родной, родители, родственники, народ, род, родня, родина.
? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу.)
Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины
в) Работа с текстом.
Текст
У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…
(В.Степаненко)
Задание: прочитать текст, объяснить выделенные орфограммы, пунктограммы (текст роздан каждому учащемуся на листочках)
б) Компьютерная презентация «Наша Родина- Крым».
- Предлагаю совершить заочную экскурсию по родным местам.
- Какие места, достопримечательности вы узнали? (ответы учащихся).
И все это – Родина. Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.
г) Чтение стихотворения В. Мурадова.
Родной поселок
Поселков есть немало по России,
И каждый нам по–своему любим;
Но небеса особенною синью
Сияют над поселком лишь твоим.
Он дорог нам бессмертьем наших предков,
Садов цветеньем, дивностью полей,
Хоть и не видим в суете нередко
Лип вековых и стройных тополей.
Поселок твой – истории страница,
Твой талисман, волненье и покой,
Где б ни был ты, повсюду будут сниться
С щемящей ностальгической тоской.
И пусть судьба рукой неумолимой
Предначертала каждому свой путь,
Чтоб ты не сделал, мысль твоя незримо
С родным поселком. Помни! Не забудь!
- О какой родине говорит поэт?
Конечно, о малой родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мне бы хотелось, чтобы став взрослыми, вы помнили своё село, наше раздолье. Помнили и никогда не забывали.
Ребята, мы готовимся к сочинению-рассуждению о нашем родном крае, о тех местах, где мы с вами родились и живем.
Слово учителя., Вспомним особенности рассуждения как типа речи
е) Работа с алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
Беседа по вопросам, Вспомните, что такое сочинение?, Сочинение
- Назовите составные части сочинения. Какова их роль в сочинении?
Эл ементы внутренней структуры сочинения:
Вступление;
Б) Переход к основной части;
- В) Основная часть;
- Г) Переход к заключению;
Д) Заключение
Во вступлении, Переход к главной части, Основная часть, Переход от основной части к заключению, В заключении, Требования к заключению
ё) Беседа по вопросам Игра «Вопрос-ответ»
- О чём вы будете писать ?
- Какой стиль будет у вашего высказывания?
- Изменится ли ваш стиль, если об этом вы будете сообщать в письме своему другу?
- Какова будет тема вашего текста?
- Каковы будут микротемы? Запись в тетрадях.
- Каков будет тип вашего письма?
- Кроме описания, какой тип речи вы еще можете использовать в своем сочинении?
- Какова будет основная мысль вашего текста?
- Сколько частей у вас должно быть?
- О чем нужно писать в первой, второй, третьей части?
Вывод . Итак, чтобы написать интересное законченное сочинение, необходимо выделить основную тему вашего текста, выделить микротемы, определить основную мысль
Основная часть итогового сочинения
... Четвертая часть абзаца - микровывод. Например: Поступки Матрены - пример бескорыстия и доброты. Новый абзац, это новая мысль нашего сочинения связана с предыдущей, поэтому нужны грамотные логические переходы ... необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть… Итог, вывод Итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать ...
1 . Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
Обоснование
3. Вывод.
- Какие тезисы, т.е. утверждения мы можем выделить, если пишем о нашем родном крае? Каков наш край? (ответы учащихся)
Тезисы:
Родина начинается с …
Наш родной край самый прекрасный.
Мы здесь родились, поэтому всегда будем любить нашу малую родину.
Мы можем гордиться нашим родным краем.
Нам есть что беречь.
Приезжайте к нам. Добро пожаловать! Нам есть что показать.
- Согласны вы с этими утверждениями?
- Какие факты приведем в качестве обоснований? К каким источникам мы можем обратиться?
Современность
- А в заключительной части сочинения я предлагаю вам задуматься о будущем
Ребята, сегодня мы с вами увидели какая она, наша малая родина.
- А вы любите родной край?
- За что?
- Что значит «любить свою родину»?
- Что мы должны делать, чтобы наш край становился еще краше? Об этом поразмышляем в последней части сочинения.
ж) А сейчас поиграем в игру «Вспомни пословицу». Обратимся к пословицам
Можно использовать пословицы в качестве эпиграфа к сочинению.
Родимая сторона – мать,(чужая – мачеха).
Где кто родится,( там и пригодится).
Всякому мила (своя сторона).
Без корня и (полынь не растет).
На родной стороне и( камешек знаком).
6. Физминутка.
7. Слово учителя.
Какая песня без баяна,
Какая Марья без Ивана…
Ребята! В этой песне народ выразил свою любовь к родине простыми душевными словами.
Вот и Вы, пожалуйста, постарайтесь написать своё сочинение так, чтобы те, кто прочтёт Вашу работу, заинтересовались НАШИМ краем и приехали в наш КРЫМ.
Минсовка русской народной песни «Какая » Работа над черновым вариантом сочинения по теме : «С чего начинается родина…» на фоне минусовки русской народной песни.
Дополнительно,
8. Итог урока.
Слово учителя.
- Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землей в мире, которая называется Родиной. И она у человека одна.
9. Рефлексия.
- Что нового я узнал сегодня уроке?
- Пригодятся ли мне в жизни знания, полученные на уроке?
- Понравился ли мне урок?»