Рассуждение 2020 36 вариантов. ЦЫБУЛЬКО. 31 вариант. Проблема проявления слабости во время войны

Цыбулько Вариант 13 ЕГЭ-2018-русский. , Вариант 13. Задания по ЕГЭ 2020. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов, Прочитайте текс и выполните задания 1 — 13

(1)Форма костюма композиционно может быть организована по принципам симметрии и асимметрии. (2) относительно симметричными создаются костюмы для работы, а асимметрия предпочтительнее для нарядной одежды. (3)Асимметричное расположение элементов костюма должно быть обязательно уравновешено: если, например, расположить карман на правой стороне, то платок или шарф, завязанный на шее, должен быть расположен на левой стороне платья.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Обязательное требование асимметрично организованного костюма — наличие ярких уравновешенных элементов.

2) Композиционные принципы симметрии и асимметрии в форме костюма связаны в первую очередь с его предназначением, при этом асимметричное расположение элементов должно быть уравновешено.

3) Предназначение костюма определяет, какой принцип будет воплощён при его создании: принцип симметрии или принцип асимметрии, требующий уравновешенного расположения элементов.

4) Нарядные костюмы создаются относительно симметричными, а костюмы для работы требуют обязательного наличия уравновешенных асимметричных элементов.

5) Композиционные принципы симметрии при создании костюма для работы должны прежде всего отвечать требованию уравновешенности в расположении всех его элементов.

2.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

К тому же

Наоборот,

Как правило,

Несмотря на это,

Наконец,

3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ФОРМА, -ы, ж.

1) Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

2) Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

5 стр., 2481 слов

Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях

... изложений и сочинений. Вот, например, некоторые выписки из сочинений девятиклассников по «Слову о полку Игореве» (табл. 2). Таблица 2. Из ваших творческих работ Полезно предложить ученикам самостоятельно определить характер допущенных ошибок, ...

3) Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

4) В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.

5) Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Наградной лист установленной формы.

6) Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ф. для выпечки печенья.

7) Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся).

Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.

4.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

зАпертый

прозорлИва

убралА

довезЁнный

квАртал

5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Только спустя несколько лет учёному удалось ПРЕДСТАВИТЬ научной общественности убедительные факты, подтверждающие его открытие.

После выполнения обязательной программы гимнаст занял ИСХОДНУЮ позицию.

Богатый СЛОВЕСНЫЙ запас — показатель интеллектуального развития человека.

Первое УПОМИНАНИЕ о Смоленске в письменных источниках относится к 863 году.

Танцовщик был одет в яркую рубаху, шёлковые шаровары и ЛАКИРОВАННЫЕ сапоги.

6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРИОБРЕТШИЙ путёвку

с ВОСЬМИСТА воинами

ситцевых ПЛАТЬЕВ

ЖЖЁТ листву

выбрали место ПОСУШЕ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Чрезвычайно занятому Н. И. Лобачевскому, заботясь о математическом факультете, частые лекции давались совсем не легко.

2) В конкурсе «Библиокросс» выигрывает прочитавший участник наибольшее количество книг.

3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания.

4) В «Диком помещике» М. Е. Салтыков-Щедрин изображает оказавшегося без слуг богатого барина, высмеивая при этом не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов.

5) Выйдя в отставку, Якубов переехал в свою деревню и занялся хозяйством, которая была расположена в Симбирской губернии и где старому одинокому холостяку скоро наскучило, потому что сельской жизни он не понимал и не любил, всё время вспоминая суету оставленного Петербурга.

6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечении срока его действия.

7) Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой.

9) В дальнейших оборонительных боях на подступах к Москве наши войска, проявив мужество и отвагу, нанесли наступавшему на столицу противнику большой урон.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

эфф..ктивный

мот..вировать

оп..здание

эм..лированный

к..фтан

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..едестал, из..ян

пр..ём, непр..ступная (крепость)

раз..щут, меж..гровой

бе..донный, ..горел

поз..прошлый, вз..йти

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

миндал..вый

хитр..цы

овлад..вать

застр..вать

расчётл..вый

11. Выпишите выделенное слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

(абитуриенты) выдерж..т (экзамены)

(тяжело) дыш..щий

колыш..тся (травы)

(врачи) леч..т (больных)

(плохо) слыш..щий

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Для литературной части вечера был припасён сюрприз: Ольга Книппер-Чехова пообещала про

(1)— Бим! Бим! — закричал Толик и открыл дверь. (2)— Бим, милый Бим, Бимка! — (3)И обнял его.

(4)Бим лизал руки мальчика, курточку, домашние тапки и непрерывно смотрел ему в глаза. (5)Сколько было надежды, веры и любви во взоре собаки, перенёсшей столько испытаний!

(6)— Мама, мама, ты посмотри, какие у него глаза! (7)Человеческие! (8)Бимка, умный Бимка, нашёл сам. (9)Мама, сам нашёл меня…

(10)Но мама не проронила ни слова, пока друзья радовались встрече. (11)Когда же восторги улеглись, она сказала: — Сейчас же прогони.

(12)— Не надо, мама, пожалуйста! — и заплакал. (13)Прозвенел музыкальный звонок. (14)Вошёл человек. (15)Он добрым, но усталым голосом спросил:

— Что у вас тут за крик? (16)Ты плачешь, Толик? — (17)Он снял пальто, разулся, надел тапки и, подойдя к мальчику с собакой, сказал: — Ну, что ты, дурачок? — и погладил Толика по голове, потрепал за ушко и Бима: — Ишь ты, собачка. (18)Смотри-ка, какая собачка…

(19)— Папа… Папа, он — хороший, Бим. (20)Не надо. (21)Мама теперь уже закричала:

  • Вот так всегда! (22)Я одно говорю ему, а ты — другое;
  • воспитание, называется! (23)Изуродуешь ребёнка! — (24)Она перешла на «вы»: — Будете локти кусать, Семён Петрович, да поздно.

(25)— Подожди, подожди, не кричи, спокойно,— и увёл её в дальнюю комнату, где она кричала ещё больше, а он её уговаривал.

(26)— Эх, мать, мать! — вздохнул Семён Петрович. (27)— Ни капли ты не представляешь, что такое тактика.

(28)— Провалитесь вы со своей тактикой, Семён Петрович!

(29)— Ну вот, опять за своё… (30)Надо же сделать с умом: и Толика не травмировать, и пса уволить.

(31)…Глубокой ночью Бим услышал шаги. (32)Он открыл глаза, не поднимая головы, и смотрел. (33)Папа тихонько подошёл к телефону, постоял, прислушался, потом взял трубку и полушёпотом сказал всего два слова: — Машину, сейчас…

(34)Беспокойство окончательно овладело Бимом, когда подъехали к лесу и остановились. (35)Семён Петрович повёл Бима на верёвке в глубь леса, захватив с собой ружьё. (36) Шли вниз, в яр, освещая просеку фонариком; дорожка упёрлась в небольшую полянку, окружённую огромными дубами. (37)Тут Семён Петрович привязал Бима к дереву за верёвку, развернул узелок, вынул из него миску с мясом и поставил перед Бимом, не произнося ни единого слова. (38)И пошёл обратно.

(39)…А что же Толик? (40)Как он там, после того как проснулся утром?

(41)Он, ещё не одевшись, в нижнем бельишке, побежал к Биму и вдруг закричал: — Мама, где Би-им?!

(42)Мама успокоила: — Бим захотел в туалет, папа выпустил его, а он не вернулся. (43)Убежал. (44)Папа его звал, звал, а он убежал.

(45)— Папа! — заплакал Толик. (46)— Неправда, неправда, неправда? — (47)Он упал на кроватку, мальчик в нижнем бельишке, и кричал с укором, с мольбой, с надеждой на то, что это не так: — Неправда, неправда, неправда!

(48)Теперь стал утешать Семён Петрович: — Придёт он, придёт… (49)А не придёт, так сами разыщем и возьмём его к себе. (50)Обязательно возьмём. (51) Найдём — собака не иголка.

(52)Толик перестал плакать и смотрел в одну точку. (53)Потом он глянул на родителей, вытирая слезы, и сказал твёрдо: — Всё равно найду.

(54)…В тот вечер Семён Петрович уже не был спокойным и уверенным: сын подрастал и шёл мимо отца, а он, родной отец, не заметил этого в текучке. (55)Семён Петрович думал. (56)Он подошёл к жене, сел около нее и спросил тихо, примирительно и для неё неожиданно: — А может быть, купим Толику хорошую собачку?..

(57)— Ох, не знаю, Семён, не знаю. (58)Давай купим, что ли.

(59)Конечно, Семён Петрович не учёл маленького обстоятельства, что дружба и доверие не покупаются и не продаются. (60)Не знал он и того, что Бима ему не найти, если бы он и захотел. (61)Но Бим, наш добрый Бим оставил след и в душе папы Толика. (62)Может быть, это был укор совести. (63)От неё никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеальную прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. (64)Но Бим тревожил Семёна Петровича и ночью.

(По Г. Троепольскому*) *Гавриил Николаевич Троепольский

9.2. «Отдадим рябчихе, — говорит Никита. Так мы и сделали». (по тексту Е.И. Чарушина)

В предложениях 42-43 текста Е.И. Чарушина («– Отдадим рябчихе, – говорит Никита. Так мы и сделали») выражается основная мысль: герои, увидевшие маленького рябчонка, не хотели забирать его себе домой, потому что понимали, что без матери он умрет, что только с матерью ему будет хорошо. И рассказчик, и Никита не захотели отнимать у рябчихи ее дитя. Они поняли, что забирать рябчонка домой не стоит, ведь он так нуждается в матери, без которой ему будет трудно выжить, а мать так дорожит им, что рискнула собственной жизнью, чтобы защитить рябчонка. Герои поступили по-человечески.

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к предложенному тексту.

В предложениях 15-26 представлен диалог между более опытным рассказчиком и маленьким Никитой. Герой, от лица которого ведется повествование, рассказывает Никите причины такого странного поведения рябчихи: «хитрит», «от цыплят отводит». Рассказчик восхищается мужеством и материнской любовью рябчихи, которая пошла на хитрость и притворство, чтобы увести собаку от своего дитя, чтобы защитить самое дорогое, что у нее есть. Рассказчик, наблюдая за реакцией и действиями рябчихи, понимает, насколько животные – умные и смелые существа, способные любить своих детей отчаянно и самоотверженно. Поэтому неудивительно, что герои приняли решение оставить рябчонка, чтобы потом его нашла мать, так как любое живое существо заслуживает самостоятельной жизни. В предложениях 28-37 происходит описание найденного героями рябчонка. Для его характеристики используются многообразные средства: «маленький», «вот он какой!», «весь полосатый и пятнистый», «пуховый». Автор использует такие описания, вкладывая его в уста рассказчика, неслучайно. Важно было показать ту красоту и необыкновенность, которыми обладал рябчонок. Такие характеристики показывают желание человека взять рябчонка себе домой, поэтому поступок рассказчика и Никиты рассматривается как действительно человечный поступок.

Важно для понимания смысла предложение 38: «Я и Никите дал подержать испуганного рябчонка». Рассказчик подчеркивает, что маленький рябчонок напугался отсутствия матери, он страшился приближающейся угрозы в виде человека. Рассказчик, видевший переживания рябчонка, не хочет забирать его домой, и чтобы к такому же решению пришел Никита, он дает ему право выбора, задав вопрос, что же они с ним будут делать (предложение 40), однако следующая фраза рассказчика («Пожалуй, он умрет у нас дома без матери») подталкивает Никиту к принятию правильного решения. Ни у рассказчика, ни у Никиты, хоть он был и моложе и без особого жизненного опыта, не оставалось сомнений в том, что они поступили правильно, ведь об окружающем мире нужно заботиться, а не разрушать его.

Подводя итоги, можно сказать о том, что предложенная для анализа фраза выражает мысль о том, что рассказчик и Никита совершили хороший поступок, когда решили оставить маленького рябчонка в лесу, чтобы он вновь воссоединился со своей матерью.

С полным текстом Е.И. Чарушина можно ознакомиться по ссылке

Вариант 31 — сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Уменьшительно-ласкательные суффиксы — прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения» — Т.Н. Толстая
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова человечность? (по тексту Е.И. Чарушина)