Вступительная часть:
Константин Александрович Федин в своем высказывании подчеркивает важность точности слова, выделяя ее не только как требование стиля и вкуса, но и как основное требование смысла. В данной работе рассмотрим смысл этой идеи, приводя два примера из текста для подтверждения данной концепции.
Алгоритм работы с текстом:
- Истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
- Найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
- Аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
- Логично выстроить всю работу и грамотно ее написать.
Рассмотрим высказывание К.А. Федина в контексте прочитанного текста, выделим два примера языковых средств и их роль в тексте, после чего сформулируем вывод, подчеркивающий важность точности слова в языке.
Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учный, языковед, автор высказывания, филолог.
Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Речевые клише. Вступление
- В высказывании… говорится о… Действительно…
- Как отмечает…
- Бесспорно мнение автора о том, что…
- Я полностью согласен с…
- Не могу не согласиться с…
- Я поддерживаю мнение…
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Речевые клише. Основная часть
- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №…
- Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения..
- Пример можно найти в предложении №…
- Рассмотрим предложение…
В нм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
Высказывание для по обществознанию. «Самое большое преступление ...
... том, что…" "Смысл этого высказывания заключается в…" "Автор акцентирует внимание на…" Определение собственной позиции В эссе по ЕГЭ по обществознанию можно согласиться с мнением автора частично или полностью. В ... о том, что эссе - это небольшое по объему сочинение. Оно должно отличаться смысловым единством. В этой связи должен формироваться связный текст, использоваться логические переходы. Также не ...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения, в котором автор использует речевые клише.
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что… Речевые клише. Заключение.
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось доказать, что…
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… Как использовать клише.
Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Правило шести шагов.
Шаг первый. Читаю высказывание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира.
Галактионовича Короленко:
«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».
Шаг второй.
Выделяю ключевые слова Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира.
Галактионовича Короленко:
«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».
Шаг третий.
Перечитываю текст (1)Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетнными косичками и е кукла.
Анализ текста «Реквием» Светланы Александровны Алексиевич
(2) Многие запомнили эту девочку. (3) Запомнили навсегда.
(4) Что есть у нас дороже наших детей?
(5) Что есть дороже у любого народа?
(6) У любой матери?
(7) У любого отца?
(8) А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? (9) Убивает тех, кто родился. (10) И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. (11) В «Реквиеме»
Белорусского поэта Анатолия Вертинского над полем, где остались убитые солдаты, звучит детский хор — кричат и плачут нерожденные дети. (12) Они кричат и плачут над каждой братской могилой.
Шаг третий.
Перечитываю текст, прошедший через ужас войны, ребенок ли? (14) Кто (13) Ребенок, возвратит ему детство? (15) Когда-то Достоевский поставил проблему общего счастья в зависимость от страдания одного-единственного ребенка.
(16) А таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах…
(17) Что помнят они? (18) Что могут рассказать? (19) Должны рассказать! (20) Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. (21) Потому что и сегодня кому-то хочется большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.
(22) На земле самый лучший народ – дети. (23) Как уберечь нам его в тревожном двадцатом веке? (24) Как сохранить его душу и его жизнь? (25) А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее?
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ТЕКСТОВ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ...
... ощущений и оттенков мысли». (ТЕКСТЫ 20, 70, 102) «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков» 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения ...
(С. Алексиевич) Шаг четвёртый.
Пишу вступление. Высказывание В.Г. Короленко я понимаю так: слова помогают автору выразить свои мысли и чувства и передать их окружающим. Для подтверждения этой мысли обратимся к тексту С. Алексиевич.
Шаг пятый.
Автор статьи обращается к теме войны и активно использует слова, связанные со смертью, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателя. В заключительном абзаце автор использует антонимы «прошлое» и «будущее», чтобы подчеркнуть важность помнить страшные уроки прошлого. В работе также рассматриваются различные лексические явления, такие как многозначность слов, стилистическая окраска, активный и пассивный запас, сфера употребления и тропы. Многозначные слова в тексте позволяют выразить тонкие оттенки смысла, создавать яркие образы и усиливать эмоциональность речи.
Изобразительные эпитеты позволяют нам увидеть мир таким, каким его видел писатель, и это делает произведение более живым и наглядным. В тексте Г.Андреева мы можем увидеть, как эпитеты помогают точно и красочно описать мир вокруг нас.
Пример из текста
В предложении 2 автор использует эпитеты «скалистые» и «бирюзовое», чтобы описать морскую бухточку. Благодаря этим словам мы можем себе ярко представить, как крутые скалы окружают бирюзовое море, что делает описание более живым и наглядным.
Значение эпитетов
Эпитеты являются важным средством передачи образности и эмоций. Они позволяют обогатить текст разнообразными свойствами предмета или явления, что делает его более ярким и запоминающимся. Благодаря эпитетам мы можем увидеть мир таким, каким его видел писатель, и глубже понять его внутренний мир и истинную сущность вещей и явлений.
Итог
Таким образом, эпитеты являются неотъемлемой частью литературного языка и позволяют писателю передавать свои мысли и образы более точно и красочно. Они делают тексты более живыми и наглядными, помогают передать эмоции и ощущения, воплощая мир и вещи в словах. Без эпитетов литературный текст был бы бедным и однообразным, поэтому мы должны уметь правильно использовать этот инструмент, чтобы делать наши тексты более выразительными и интересными для читателя.
Роль эпитетов и синонимов в тексте
В предложении 20 писатель, вспоминая случай на море, используя эпитет «внимательно-ласковый» взгляд, помогает нам увидеть отца мальчика как уверенного, спокойного, надежного человека. Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Д.Э.Розенталь, утверждая, что «изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение».
Роль синонимов в тексте
- Синонимы позволяют наиболее точно выразить мысль, найти слово, передающее нужный оттенок смысла.
- С помощью синонимов может уточняться значение какихлибо слов, особенно заимствованных или специальных.
- В некоторых случаях синонимы используются для противопоставления понятий.
- Синонимы могут служить средством создания градации.
В предложении 5 с помощью синонимов (поверхностный, примитивный, банальный подход) автор создает градацию и выражает отрицательное отношение к людям, которые не умеют ценить произведения искусства.
Рассуждение Быков В. В. « Обычно он появлялся тут на закате солнца, ...
... что старый и больной человек этого не вынесет. Я согласна с мыслями автора о том, что одно неверно сказанное слово может ранить человека, лишить человека веры и ... и поэтому, когда мальчик подбежал к остальным, ватага быстро исчезла. Итак, нужно быть очень осторожным в словах. Важно уметь предчувствовать, как другой будет реагировать на них. Полезный ...
Антонимы в тексте
- Основная роль антонимов в тексте – служить средством создания антитезы: Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый — глупого, скромный — гордого (А.Чехов).
- Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мртвые пни.
- С помощью антонимов А. Приставкин подчеркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
Тематическая группа слов
При создании текста автор использует слова одной тематической группы, чтобы задать тему текста и создать определенный фон:
Пример
Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, вс спит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату.
Медленно спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье.
Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье. (По Ю. Бондареву)
Медленно спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье.
Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье. (По Ю. Бондареву) Фрагмент сочинения С первых строк текста автор при помощи слов одной тематической группы (окоп, взрыв, выстрел, бруствер) вводит тему войны, на фоне которой особенно ярко воспринимаются любые проявления мирной жизни, такие как полт аиста в небе.
Оценочная лексика Оценочная лексика — это слова, которые включают в себя элемент оценки: зачинщик — зачинатель и т.п.
Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др.
Фрагмент сочинения С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор показывает, что герой – честный, открытый человек.
Роль устаревших слов в тексте
— — —
- Придают речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности.
- Служат для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
Роль неологизмов в тексте
Художественная индивидуальность автора сквозь призму полистилистики ...
... автора сквозь призму полистилистики (на примере творчества Альфреда Шнитке). Цель дипломной ... Шнитке близок методу Густава Малера. Определением главной их особенности могут стать слова ... Шнитке: очерк жизни и творчества» (39). В центре внимания этой работы не биография композитора, она представляет собой анализ творческого пути композитора. Авторы описывают наиболее значительные сочинения, ...
- Позволяют обозначить новые предметы и явления, недавно появившиеся в жизни общества:
Автор текста использует неологизм биеннале — так называют регулярно проводимые художественные выставки, фестивали.
Роль фразеологизмов в тексте
- Афористично, кратко и мко выражают мысль
- Ярко и эмоционально описывают особенности душевного состояния человека
- Позволяют описать действия, поступки человека
- Делают речь героев яркой и неповторимой
Фрагменты сочинений «Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе
- отчтов и предписаний», — пишет автор. Фразеологизм «прокрустово ложе» ярко и образно описывает явления, противостоящие настоящему творчеству.
- В предложении 22 автор очень точно характеризует героя с помощью фразеологизма «витать в облаках», подчркивая этим, что Иван постоянно бежит от реальной жизни, увлекаясь пустыми мечтами.
- Фразеологизм «носили на руках» очень точно передат отношение публики к Фдору Шаляпину.
- Речь героя просто пересыпана фразеологизмами: «заткнм за пояс», «носа не кажет», «от горшка два вершка» — эти выражения делают речь Степана яркой и выразительной.
Метафоры
- Основываясь на ярких ассоциациях, создают мкий образ.
- Наглядно и образно представляют мысль, описывают предметы и действия.
— С помощью восклицания выделяют наиболее важные части текста Фрагменты сочинений Риторическое восклицание в предложении 13 очищающее, а вдохновляющее, а (А взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала!) передат восхищение Валентина Распутина красотой и могуществом озера Байкал.
Роль вопросительных предложений в тексте
Формулируют проблему, над которой размышляет автор:
- Но как? Как изменить власть имущих? (А.Ростовский)
Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению, диалогу:
- Кто мы такие без родной культуры? Люди, себя не знающие, родства не помнящие. Старая истина, но напомнить о ней никогда не грех. (Н.Самвелян)
Содержат риторический вопрос, акцентирующий внимание читателя на высказывании:
- Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. (Л. Павлова)
Работа с текстом
-
Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром?
-
Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? (По В. Борейко)
Итог работы:
Автор подводит итог своего повествования фразой «Кончилось детство!», чтобы эмоционально выделить наиболее важную часть текста. Вопросительные предложения могут формулировать проблему, образовывать вопросно-ответные единства или содержать риторический вопрос. В работе с текстом часто используются вопросы, направленные на привлечение внимания читателя и вызов его эмоционального отклика.
(По В. Борейко) Образы «вздохи летнего сада» и «шуршание осенней листвы» помогают читателю понять прекрасность природы.
Образ автора в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)
... классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 Почему это произведение — поэма? Само жанровое определение «поэма» связано со значением, которое имеет образ автора в поэме «Мертвые души». Такое название для своего творения придумал сам Н.В. ...
Роль вводных слов:
- Показывают последовательность мыслей
- Выражают оценку достоверности изображаемого
- Выражают чувства говорящего
- Обозначают источник сообщения
Работа с текстом:
- Мне кажется, что душа — это внутренний мир человека.
- Я бы сказал, что душа — это то, что человек знает о себе.
- С точки зрения философа, душа — это совокупность знаний о себе.
- Для примитивных людей душа — это некая сущность, обитающая в теле.
- Все это понимание души — это общепринятое представление о ней.
(М.Пришвин) Используя вводные слова «во-вторых» и «в-третьих», М.Пришвин придает своему рассуждению логичность.
Высказывание Ирины Борисовны Голуб
«Вводные слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения, придают речи экспрессивную окраску и поэтому часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях».
Примеры из прочитанного текста
-
Пример 1:
Мама всегда смеялась над моими страхами, не разделяя ни одного.
Эмоциональная оценка: смех
-
Пример 2:
«Кто ходит задом, у того мать умрет».
Эмоциональная оценка: предостережение/пугающая примета
Использование вводных слов
Согласно высказыванию И.Б.Голуб, вводные слова и словосочетания придают речи экспрессивную окраску и широко используются в живом общении и художественных произведениях. Приведены примеры из текста П.Санаева, где вводные слова помогают передать эмоциональную оценку сообщения. Таким образом, можно сделать вывод, что данное высказывание лингвиста справедливо.
Использование обособленных определений
Обособленные определения помогают уточнить признак предмета и наиболее полно раскрыть его отличительные свойства. Приведен пример из текста И.Бунина, где обособленное определение конкретизирует понятие «плед».
Роль обращений
Обращения выступают как средства речевого этикета и придают тексту официальность. Приведен пример из произведения Л.Н.Толстого, где обращение «Господа!» подчеркивает официальный характер высказывания.
Высказывание М. Кожиной я понимаю так:
Убийство – все равно что участие в вечеринке: один пришел, другой ушел. (М. Кожина)
Эту мысль можно подтвердить на примере текста С. Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например, «бытие», «существование»), для того чтобы показать бесконечное течение времени и неизбежность смерти.
Особую роль в тексте играет метафора:
Метафора – это магия, которая может превратить обычный текст в шедевр. (неизвестный автор)
С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что________________________
_______________________________________.
Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.
Таблица — матрица сочинения Структура сочинения Сочинениерассуждение