Сочинение на лингвистическую тему по тексту В. Крапивина (пошаговая инструкция)
(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.
(6)Парень спросил:
(7)— Березу объезжаешь, значит?
(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.
(10)Парень закурил и лениво сообщил:
(11)— Ну, скоро твоей игре конец!
(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13)Тот охотно объяснил:
(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.
(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.
(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?
(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Алька. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.
(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.
(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
(33)— Ползёшь, пацан?
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
По тексту В. П. Крапивина про Альку
... для спасения Зелёной гривы. В предложениях 63-67 мы видим, что Матвей Сергеевич высоко оценивает готовность Альки сохранить березу и считает, что мальчик вырастет добрым и верным другом, ... предложениях 31, 35 и 36 мы видим, как Алька, прилагая все силы, несет тяжелую рейку. Этот поступок доказывает преданность и готовность мальчика жертвовать собой ради спасения березы, которую считает ...
(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?
(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.
(53)— Берёзу?
(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?
(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.
(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.
(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево губить?
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.
Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
в научном
не менее 70 слов
без опоры на прочитанный текст
аккуратно
Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):
- Тезис (можно сформулировать по словам автора представленной в задании цитаты)
- Комментарий тезиса.
- Аргумент 1 (по тексту).
- Аргумент 2 (по тексту).
- Вывод.
Шаг 3. Оформляем тезис и комментируем его.
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Лингвист указывает на взаимодействие и связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании и предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.
Шаг 4. Работаем над осмысливанием аргументации.
По русскому языку «Средства выразительности речи»
... слово ввести дитя в область духовной жизни народа" Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. М.-Л.,1948-1952. - Т.3. Изучением средств выразительности речи ... – одна из стилистических фигур: повторение одного и того же слова или группы слов в ... как они представляют собой два противоположных явления, а сами термины могут составлять антонимическую пару. И. Б. Голуб в «Стилистике русского языка» ...
При осмысливании основного содержания сочинения на лингвистическую тему нужно обязательно соотнести главную мысль цитаты с тем разделом языкознания, о котором говорится в ней, и вспомнить выразительные средства языка, связанные с указанным разделом лингвистики, потому что вам предстоит анализировать именно средства выразительности речи. Чаще всего в цитатах фигурируют следующие языковые средства:
- лексические – это все тропы (то есть слова и выражения в переносном значении), а также другие понятия, связанные со словом и его значением (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, профессионализмы, диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т.д.);
- синтаксические – ряды однородных членов, обращения, простые осложнённые предложения, вводные слова, парцелляция и т.д.;
- морфологические – части речи;
- грамматические – синтаксические, морфологические и словообразовательные (вместе взятые).
Словарь языка
Шаг 5. Работаем над написанием аргументов.
Аргумент 1., Аргумент 2.
Шаг 6. Делаем вывод.
Таким образом, лингвист Г. Степанов прав, так как лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения.
Шаг 7. Проверяем и корректируем написанное сочинение (я тоже перепроверила и кое-что скорректировала).
И вот что получилось в результате.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в научном стиле)
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Языковед указывает на связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании или предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.
Очень часто человек использует в речи слова в соответствии со своей воспитанностью, образованностью. Например, с точки зрения лексики, слова «пацан» (пр. 24, 33) и «малёк» (пр. 27) являются просторечно-фамильярными и являются речевой характеристикой малообразованного и грубого студента Касюкова. А слова «дяденька» (пр. 16, 57), «малец» (пр. 51) и «сынок» (пр. 67), имеющие к тому же уменьшительно-ласкательные суффиксы, принадлежат людям воспитанным и вежливым, типа Альки и Матвея Сергеевича. Так работают лексика и грамматика в своей взаимосвязи.
С точки зрения синтаксиса, который является одной из составных частей грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью).
Однако в устах разных людей все эти обращения имеют также и разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы опять обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.
Что такое смелость? Определение понятия, значение слова «смелость»
... человека к совершению опасных для себя поступков вопреки враждебным обстоятельствам и предполагаемым неблагоприятным последствиям: Пословицы о смелости: «Отвага — половина спасенья». «Волка бояться — в лес не ходить». «Счастье видишь — смелее ...
Таким образом, лингвист Г. Степанов абсолютно прав в том, что лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения и о авторском отношении к этим героям.
Шаг 8. Оформляем собственный вариант сочинения на лингвистическую тему.
Успехов!
Делитесь с друзьями в соцсетях полезной информацией!
Поделиться ссылкой:
9.3. Что такое смелость? (по тексту В.П. Крапивина)
Смелость – качество, основанное на готовности прийти человеку, оказавшемуся в сложной и даже критической ситуации, на помощь. Смелость – это не столько внутреннее качество, сколько проявление данного качества в реальной жизни. Смелый человек не будет выражать находящемуся в трудной ситуации человеку сочувствие словами, он поможет человеку делом. Понятие «смелость» тесно связано с таким понятием, как «риск». Смелый человек будет жертвовать своим здоровьем и даже своей жизнью, чтобы помочь человеку, который не может справиться с критической ситуацией, в которой оказался, самостоятельно. Смелый человек отличается тем, что, когда происходит какая-то непредвиденная ситуация, которая может повлечь за собой трагические последствия, он долго не думает, а отправляется на устранение трудной ситуации, не подаваясь панике и страху.
Проблема смелости находит отражение в тексте В.П. Крапивина, где говорится о героическом поступке Максима, ставшего свидетелем того, как женщина утверждала, что у нее нет ключей от квартиры, где остался включенным утюг. Окружающие выдвинули такой вариант: «Если бы кто залез да выключил…». Тогда Максим не стал долго думать и гадать, кто же из прохожих совершит данный поступок. Главный герой принял решение лезть по водосточной трубе. Подчеркивается, что Максиму было страшно, но он старался не паниковать и держать себя в руках: «Снова стало жутковато, и, чтобы не дрожать, Максим уговаривал себя: все это не страшно, до земли всего два этажа, а если точнее – то полтора». Несмотря на страх и боязнь причинить вред собственной жизни, Максиму все же удалось благополучно добраться до нужной квартиры и остановить распространение огня. В. П. Крапивин показывает, что смелый поступок Максима, который рисковал собственной жизнью ради блага другого человека, – настоящий подвиг.
Василий Теркин
думает прежде всего не о собственном существовании, а о судьбе своей Родины. Главному герою важно защитить Отчизну от врага, поэтому он рискует здоровьем и даже жизнью. Когда солдаты оказываются в трудных ситуациях, Василий Теркин не раздумывает, а смело идет на борьбу против врага. Так, главный герой не боится начать перестрелку с вражеским самолетом, хотя все остальные солдаты бросились в «окопчик». Василий Теркин не боится переплыть ледяную воду, чтобы сказать о том, что его взвод нуждается в подмоге. Василий Теркин не страшится вступить в поединок с немцем. А.Т. Твардовский подчеркивается смелость, храбрость и отвагу главного героя, который готов пожертвовать всем, что у него есть, только для того, чтобы Родина была защищена.
Таким образом, смелость – это готовность человека оказать помощь тому, кому она действительно необходима, кто не может самостоятельно справиться с проблемами. Смелый человек преодолевает собственный страх, рискует собственной жизнью, чтобы принести благо окружающим.
Литературные аргументы к итоговому сочинению СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ
... поступки. Итак, смелый человек это не тот, который не знает страха, а тот который может реально оценивать опасность. Сочинение про Смелость Любой человек способен на проявление смелости. Ее самый ближний синоним – храбрость. Смелость идет ...
С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке
Вариант 28 — сочинения 9.1. и 9.2.:
- 9.1. «Одним из важнейших признаков сравнения является элемент неожиданности, новизны, изобретательности» — А.И. Ефимов
- 9.2. «Он был сдержан, а душа у него ликовала» (по тексту В.П. Крапивина)
Сочинение рассуждение по тексту, Вариант 1, Вариант 2
joomla 3.5
Похожие материалы:
- «Это случилось давно, осенью 1988…» Сочинение ОГЭ
- ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ВЕЛИКОДУШИЕ. По В. Астафьеву
- ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ГЕРОИЗМ. По А. Приставкину
- ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДЕТСТВО. По Г. Горину
- ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДЕТСТВО. По О. Павловой
- ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДОБРОТА. По А. Лиханову