11 класс
Дата проведения
Урок № №______
Тема: Подготовка к контрольному сочинению по прочитанному тексту., Развитие речи. Контрольное сочинение по прочитанному тексту.
Цель: формировать умение учащихся составлять связные высказывания; объяснить учащимся, как необходимо писать сочинение по прочитанному тексту, как определять проблему, которая поднимается в тексте, прокомментировать её, сформулировать авторскую позицию, подобрать аргументы, написать вывод (заключение); воспитывать у учащихся понимание и гуманность к другим людям.
Оборудование:
ХОД УРОКА
-
Объявление темы и цели урока.
-
Работа над темой урока.
-
Учитель читает учащимся памятку № 1 «Как писать сочинение по прочитанному тексту».
Памятка 1
В сочинении-рассуждении нужно:, .Сформулировать и прокомментировать, .Сформулировать, Высказать
её доказать
грамотно, последовательно и связно
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Лучше – 200-300 слов.
-
Учащиеся по очереди читают памятки, которые лежат у них на партах.
Ученик 1 Памятка 2
Как работать с исходным текстом
1.Внимательно читаем предложенный текст.
2. Определяем его тему (о чём говорится в тексте).
3. Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит).
4. Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.
5. Определяем, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.
6. Выявляем языковые средства и средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою позицию, своё отношение к проблеме, поставленной в тексте.
Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...
... листах). Редактирование текста сочинения. Памятка: Грамотно отредактировать текст поможет памятка. Задание: Прочитайте 1 и ... Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас ... ежа в школу. Редактирование текста. Заголовок. Учитель: автор сочинения назвал свою работу «Ежик». ... «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже ...
Ученик 2 Памятка 3
Что такое рассуждение и как его построить
По прочитанному тексту надо написать собственное сочинение –рассуждение, которое имеет особую композицию.
-
Рассуждение -тип речи, предполагающий словесное изложение. Разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
-
Строение текста-рассуждения . В таком тексте обычно выделяются 3 части: 1) тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; 3) вывод
-
Тезис -это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?
-
Аргументы и доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации и отвечают на вопрос: С помощью чего ведётся обоснование тезиса?
-
Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры — самые убедительные аргументы.
В качестве аргументов в сочинении-рассуждении по русскому языку могут быть приведены, кроме того, примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта.
Ученик 3 Памятка 4
Что такое исходный текст и как с ним работать
Исходный текст-это небольшой текст объёмом около 300-400 слов, посвящённый этическим, нравственным и другим проблемам, которые волнуют наших современников, например:
- смысл человеческой жизни и предназначение человека;
- связь поколений, проблема отцов и детей;
- выбор профессии и реализация себя в ней;
- судьба Родины, её прошлое, настоящее, будущее;
- проблема сохранения родного языка;
- проблема сохранения родной природы;
- проблема сохранения исторических корней;
- роль искусства, литературы в жизни человека;
- технический прогресс и духовное развитие личности;
- проблема жизни и смерти;
- человеческие возможности;
- проблема экологии культуры;
- проблема компьютеризации всех сфер человеческой деятельности и т.д.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-po-prochitannomu-tekstu-klass/
Проблема-
Проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить 2 наиболее простых способа формулирования проблемы:
1.Проблема какая, Формулировка в виде вопроса
Ученик 4 Памятка 5
Виды вступлений
-
Вопросно-ответное единство.
Элементы диалога позволяют сделать вступление более энергичным.
Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...
... к рассуждениям О.Павлова? Повторение композиции сочинения и критериев оценивания. Композиция сочинения (Слайд 3) Проблема это вопрос, над которым размышляет автор Комментарий к проблеме это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста Позиция ...
«Что такое красота? Наверно, это одно из самых загадочных явлений в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, поэты скульпторы стремились постичь тайну красоты и гармонии. О том, что такое красота и какова её роль в жизни человека заставляет задуматься высказывание Сухомлинского…»
-
Цепочка вопросительных предложений.
Несколько вопросительных предложений в начале текста призваны зафиксировать внимание на главном.
«Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Ю. Башмета…»
-
Назывное предложение.
Назывное предложение в зачине должно содержать имя человека или базовое понятие, о котором рассказывается в исходном тексте.
«Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед
Е. Б. Тайгер один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремиться раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.»
4. Риторический вопрос.
Риторический вопрос-это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение.
«Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы до хрипоты сорить из-за любой мелочи. Конечно, есть различные виды ведения спора, и их рассматривает в своём тексте Л. Павлова».
5.Цитата в качестве зачина
Для зачина подойдёт не всякая цитата. Цитируемый текст не должен быть объёмным, а главное- он должен иметь прямое отношение к тексту.
«Люди научились летать и люди разучились удивляться этому, — цитирует В. Солоухин одного из русских писателей, призывая своих читателей задуматься над причиной «всеобщего отупления чувств». Автор подчёркивает, что многих его современников постигла «горестная утрата способности удивляться» …»
6. Во вступительной части излагается собственная позиция автора по тем
«Интеллигентными людьми обычно называют тех людей, кому по роду деятельности приходится заниматься умственной деятельностью: врачей, учителей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый, кто занимается умственной деятельностью, достоин называться интеллигентом. Я думаю, что интеллигент-это человек порядочный, честный, совестливый по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст. Я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.»
7.Приводится краткая справка о писателе- авторе этого текста, об основных проблемах
«В. Солоухин — один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать- это художник слова. Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, поразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношения человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном утре.»
8.Может начинаться с лирического отступления.
«Наверное, каждый человек встречал хоть раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая в лучах восходящего солнца. А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающей природы., которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится и в тексте В. Солоухина.»
Как война влияет на жизни людей? По тексту Б. Л. Васильева
... разрушений. Болконский осознал, как сильно заблуждался и какой неправильный путь он выбрал. В произведении Шолохова «Судьба человека» говорится об Андрее Соколове – человеке, который потерял на войне свою семью. ... все «желали не личного счастья, а личного подвига». Васильев считает, что война полностью меняет человека. Она переворачивает всю его дальнейшую жизнь, приводя к ужасным последствиям. Я ...
9.Во вступительной части определяется тема текста
«Утро- это время. Когда пробуждается ото сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимися с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя В. Солоухина».
-
Обсуждение услышанного материала.
-
Учитель читает текст + образец сочинения по предложенному тексту.
Текст
Душа моя чиста
Казалось, жизнь делала всё, чтобы этот человек утратил чистоту души, ожесточился к окружающему миру, потерял веру в доброту и совестливость. Горя, невзгод, незаслуженных обид, что довелось ему сполна испытать в жизни и литературе за свои тридцать пять лет земного бытия, хватило бы с лихвой на десятерых. А он выдержал, потому что был истинным поэтом и порядочнейшим человеком, был личностью. Он любил жизнь, природу, свой народ, любил до самозабвения свою родину – Россию. Он не щадил себя, не берёг себя. Ради слова великой правды о родине он очищал свою душу на огне поэзии и сам стал чистой, родниковой душой России. Главное, о чём он мечтал для себя в жизни: «Пусть она (душа) останется чиста до конца, до смертного креста!»
Имя его навсегда останется среди светлых имён достойнейших сынов России. Имя его – Николай Рубцов, выдающийся русский поэт.
Что говорить, не каждому дано «до смертного креста» сохранить «чистоту души», не каждый способен на этот высочайший нравственный подвиг. Если бы было всё легко и просто, то скольких человеческих трагедий можно было избежать в нашем далеко ещё не совершенном мире…
Одним из тех, кому это было счастливо дано судьбой, и был Николай Рубцов… Имя поэта, его грустно-солнечная поэзия неотделимы от малой родины –земли Вологодской, наполнившей стихи обжигающей душу любовью к задумчивой первозданной красоте русского севера… Отсюда, с родных холмов, озёр, перелесков, Николаю Рубцову виделись необъятные дали и просторы его родины, которые породнили на время с морем. Море, а затем и город отозвались не одной крылатой строкой стихов поэта… За свои недолгие годы жизни поэт успел побывать во многих городах и сёлах, воспел и «избу в лазоревом поле», и «бессмертное величие Кремля», которое «невыразимо смертными словами».
Да! Деревня, изба многие века была той крепостью народного духа, от которой идут корни государственности, корни нравственности, корни русского слова, русской поэзии. Это так. Но менялся мир, менялось отношение к нему, менялись и меняемся мы сами… Город стал неотъемлемой частью жизни, действительности. Вот и поэт открыто, чистосердечно признаётся, что … его «всё терзают грани меж городом и селом». А разве сегодня это не волнует, не терзает всех нас, сообща? Волнует, да ещё как!
Великий провидец и чуткий диалектик жизни Николай Рубцов не только и не столько поэт деревни, а всей России; его стихи как народная совесть, как чистая душа России. Он жил и радостями, и заботами, и горем народа …
Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...
... изучение рассказов Бориса Екимова. 2. Выявление раскрытия темы и смысла жизни в этих произведениях. 3. Изучение критической литературы по творчеству Бориса Екимова. 4. Анализ, осмысление решения проблемы счастья и смысла жизни героями рассказов Бориса Екимова. 5. ...
Был ли поэт счастлив? Внешне можно посчитать – не был. А глубже –был… «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей». Он нёс слово правды в то непростое время, когда в жизни, в большой политике, к великому сожалению, порой так трагически не хватало единства слова и дела.
Ныне мы можем с полным основанием и убеждённостью сказать о Николае Рубцове: «Это сердце под ношею горя было чистым, как солнце в кристалле…»
Как вы понимаете смысл выражения «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей»», продолжив фразу: «Счастье – это…»
Образец сочинения по тексту «Душа моя чиста»
«И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей» — это выражение отлично характеризует проблему данного текста. Внутренние терзания, вызванные внешними факторами, зачастую ожесточают человека, если он сам не пытается побороть их. Автор убеждён, что только искренние намерения, уверенность в своих действиях и бескорыстие задуманного способны не дать вашей душе очерстветь, помогут стать поистине счастливыми.
Если задуматься, то скольких людей сломили сложные жизненные обстоятельства. Сколько произведений искусства не увидел свет из-за неуверенности и боязни неприятия их творцов. Множество конфликтов можно было избежать, если бы люди, участвовавшие в них, лучше прислушивались к зову сердца, а их умы и души не были затуманены яростью, злобой и ненавистью.
Какими бы сильными не были проблемы Николая Рубцова, о котором идёт речь в тексте, какими бы удручающими не являлись его сомнения и внутренние переживания, он всегда оставался верен себе. В этом и заключается главная идея автора — сохранить чистоту своей души несмотря ни на что.
В современном мире, где на каждом шагу поджидают лицемерие и обман, сложно оставаться в гармонии с самим собой. А главное – сложно быть счастливым. Что же такое счастье? Каждый человек понимает его по-своему. Я считаю, что счастье – это добро, улыбка, понимание, здоровые дети, хорошая работа. Для одних счастье – это благополучие в семье, для других – приличная заработная плата, для третьих – любимый человек. Смысл жизни многих людей заключается в том, чтобы найти своё счастье.
Например, для каждого из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» счастье определяется по-разному: для одних — это владение материальными благами, для других – душевный покой, переживания былой любви. Счастье – это то, к чему бессознательно стремится каждый из них, желая впервые испытать или вновь вернуть чувство полного удовлетворения. Для Раневской, Гаева, Лопатина и других персонажей пьесы поиск блага и понятия счастья тесно связаны с противоречиями прошлого и настоящего.
Для меня счастье — это умение быть благодарной и ценить друзей. Это качество улучшает как эмоциональное, так и физическое состояние. Если человек счастлив, то он не зацикливается на неудачах, не опускает руки, если что-то не получается. Всегда нужно смотреть в будущее с оптимизмом и верой.
В заключение хочу сказать, что с
-
Учащиеся работают с черновиками.
3 стр., 1369 словРадостная, ликующая, счастливая. (38)Свет пронзил тьму
... пробудила все чувства. Вопли ужаса и тишина, радость и счастье, свет и тепло — всё это зазвучало, забурлило, сложилось в ... — радостная, ликующая, счастливая. (38)Свет пронзил тьму. (39)В яростном единоборстве сшиблись непримиримые антиподы — тьма и свет, свет и тьма. (40)Их ... дару. Творчество талантливых мастеров искусства на протяжении многих лет вдохновляет и впечатляет людей. В рассказе Б. Кремнева ...
-
Работа учащихся с контрольными тетрадями.
-
Учащиеся сдают тетради с контрольным сочинением.
3. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал по теме «Синтаксис. Сложное предложение».