Напишите — рассуждение, раскрывая смысл высказывания учёного Ильиша Б.А.: « Связи и отношения между членами предложения и между предложениями. — презентация

Сочинение

Простые и составные союзы

по строению

бывают простые и составные.

Простыми

союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например,

и, а, но, да, что, если, когда

и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются

составными

:

потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока

и др.

Понятие о союзе

В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка раз­гра­ни­чи­ва­ют само­сто­я­тель­ные части речи и слу­жеб­ные. Служебные части речи объ­еди­ня­ют

  • пред­ло­ги
  • сою­зы
  • части­цы.

Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая свя­зы­ва­ет одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния и части слож­ных пред­ло­же­ний.

Вдоль доро­ги рас­тут ели и бере­зы.

На кор­муш­ке хозяй­ни­ча­ли воро­бьи, но тут под­ле­те­ла соро­ка.

В запо­вед­ни­ке охра­ня­ют живот­ных и птиц, что­бы сбе­речь уго­лок живой при­ро­ды для наших потом­ков.

По сво­им функ­ци­ям сою­зы делят­ся на

  • сочи­ни­тель­ные (и, да, но, одна­ко, так­же, либо и пр.)
  • под­чи­ни­тель­ные (что­бы, хотя, пока, что и др.)

союз это

Сочинительные и подчинительные союзы , По значению

союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

и, а, но, да, или, ни — ни, то — то

и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также

и др.

а, но, да (в значении но), зато

и др.

или, либо, то — то, не то — не то, или — или

и др.

Эти союзы имеют значение соединения ( и это, и то

:

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

Эти союзы имеют значение противопоставления ( не то, а это

:

Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.

Эти союзы имеют значение разделения ( или то, или это

:

Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто

и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное:

Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные

(указывают на время):

когда, пока, едва, лишь, лишь только

и др.

Когда

мы возвращались домой, было темно и тихо.

Причинные

(указывают на причину):

потому что, так как, оттого что, ибо

и др.

Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что

шел дождь.

Целевые

(указывают на цель):

чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы

и др.

Я хату покинул, пошел воевать, чтоб

землю в Гренаде крестьянам отдать.

Условные

(указывают на условие):

если, раз, если бы

и др.

Если

хочешь узнать человека, посмотри на его друга.

Уступительные

(указывают на противоречие одного события другому):

хотя; несмотря на то, что; пускай

и др.

Хотя

было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости

несмотря на то, что

поход длился уже несколько суток;

Пускай

ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.

Сравнительные

(указывают на сравнение):

как, как будто, словно

и др.

Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто

звали с собой.

Следственные

(указывают на следствие):

так что.

В сенях дуло со всех сторон, так что

едва не погасла свеча.

Изъяснительные

(указывают на то, о чем говорят):

что, чтобы, будто

и др.

Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что

солнце встало,

что

оно горячим светом по листам затрепетало.

видах синтаксической связи

или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний ( леса и луга

и сложносочиненных предложений:

Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.

Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (

и, а, но, да

и др.)

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.

Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Эссе на лингвистическую тему «Роль союза И в названиях литературных произведений».

Роль союза «и» в названиях литературных произведений.

Союзы — это служебные слова, которые употребляются для связи членов предложения. Так ли они важны? Зачем нужны союзы в русском языке?

Союзы в нашей речи незаменимы, потому что соединяют синтаксические единицы и выражают смысловые связи между однородными членами и частями предложений. У союзов есть свое грамматическое значение – они указывают на синтаксическую связь, которая существует между единицами языка. В зависимости от этого, они называются сочинительными и подчинительными. И те, и другие в русском языке соединяют части предложения в целое, а также выражают различные смысловые связи между ними.

Особо стоит сказать о союзе «и». Многие люди выделяют лишь одну его функцию – функцию соединения. Однако на самом деле этот союз полифункционален. Прямое тому доказательство – его роль в названиях различных произведений.

Исследование о смысле названий произведений

В данном исследовании мы рассмотрим несколько известных произведений и проанализируем смысл, который заключается в их названиях. Названия произведений играют важную роль в формировании общего впечатления о произведении и передаче его основной идеи.

«Ромео и Джульетта» У. Шекспира

Одна из самых известных трагедий мировой литературы, «Ромео и Джульетта», рассказывает нам о запретной любви двух молодых людей из враждующих семей. Название произведения объединяет имена влюбленных, подчеркивая их сильное чувство и противостояние вражде и ненависти, существующей между их родами.

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главные герои остаются один на один со всем миром, который ставит перед ними непреодолимые преграды. Но благодаря своей способности бороться за любовь и готовности к самопожертвованию, они обретают вечный покой. Название произведения соединяет имена Мастера и Маргариты, подчеркивая их единственность и искренность в мире, который кажется полным зла и лжи.

Произведения И.А. Крылова

В баснях И.А. Крылова, таких как «Волк и ягненок», «Слон и моська», «Стрекоза и муравей», мы видим некое противопоставление в действующих лицах. Названия басен являются ключевыми для понимания основной идеи каждой из них. Они отражают противоположности и конфликты, которые возникают между героями и помогают читателю извлечь урок из каждой басни.

«Враг и друг» И. С. Тургенева

В цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева мы встречаем произведение под названием «Враг и друг». Автор сравнивает поведение врага и друга в одной и той же ситуации, чтобы показать, что в определенных условиях друг может оказаться хуже врага. Название произведения является ссылкой на русскую поговорку, что подчеркивает важность выбора друзей и отражает главную идею стихотворения в прозе.

Таким образом, названия произведений играют важную роль в передаче идеи и основной темы произведения. Они помогают читателю лучше понять смысл произведения и создают определенное впечатление перед его чтением.

Взаимосвязь поколений в романах «Отцы и дети» и «Война и мир»

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева является одним из самых противоречивых и неоднозначных произведений русской литературы, которое отражает конфликт поколений в посткрепостнической России. Уже само название указывает на противостояние между отцами и их детьми, которое является не только спором между родителями и потомками, но и противоречием между дворянством и демократической интеллигенцией, старым и новым. Несмотря на то, что эти группы людей различаются по своим идеям и принципам, они не могут существовать отдельно друг от друга, так как взаимодействие поколений является необходимым условием для развития общества.

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого также отражает важность взаимосвязи между различными явлениями жизни. На первый взгляд, война и мир — абсолютно противоположные понятия. Мир символизирует гармонию, счастье и покой, в то время как война ассоциируется с насилием, разрушением и смертью. Однако они являются неотъемлемыми частями сложной и многогранной жизни. Война и мир существуют взаимозависимо друг от друга и не могут быть рассмотрены изолированно. Именно на эту связь указывает союз «и» в названии романа.

Оба романа, «Отцы и дети» и «Война и мир», подчеркивают необходимость взаимодействия и связи между противоположными явлениями. В «Отцах и детях» это связь проявляется в противостоянии и диалоге между различными социальными группами, а в «Войне и мире» — в противопоставлении и взаимодействии между миром и войной. Оба романа показывают, что различные явления и идеи не могут существовать отдельно друг от друга, а их взаимодействие и противостояние являются движущей силой развития общества и жизни в целом.

Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и его сравнение с произведениями Джейн Остин

Название романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вызывает множество споров и противоречивых догадок. Если сущность преступления понятна, то вопрос о толковании слова «наказание» остается открытым. Какую кару имеет в виду автор? Ведь наказание может быть различным.

По мнению Достоевского, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, лишь вызывает чувство озлобленности и не имеет реального смысла. Истинная кара приходит изнутри – в виде мук совести, от которых невозможно сбежать. Человек становится преступником, когда обретает веру в Бога, идет по пути нравственного идеала и борется за спасение души. Именно поэтому наказание является важным. Преступник, получая его, начинает возвращаться к жизни. Смысл названия романа заключается в неотвратимости наказания. Преступление никогда не совершается однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления, и наказание не заставит себя ждать. Преступление и наказание неразрывно связаны друг с другом, что и отражается союзом «и» в названии романа.

Союз «и» также присутствует в названиях произведений Джейн Остин, одной из самых известных английских писательниц XIX века. Романы «Гордость и предубеждение» и «Чувство и чувствительность» демонстрируют различные смысловые отношения между словами. Гордость и предубеждение – типичные черты характера людей той эпохи. Эти человеческие качества могут убить даже самые светлые и невинные чувства. В названии романа они объединяются в одно целое. Чувство и чувствительность – два разных явления, между которыми существует твердая грань. Чувство – это сильное, страстное и глубокое, а чувствительность – склонность к романтизму и инфантильности. Сопоставляя эти понятия в названии романа, Джейн Остин предлагает читателю самому провести черту между ними.

Исходя из всего вышеизложенного, можно смело сделать вывод о полифункциональности союза «и» в русском языке: эта служебная часть речи может объединять, отражать взаимосвязь, противопоставлять, указывать на причинно – следственные отношения и многое, многое другое….

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса», — призывал соотечественников великий русский писатель И.С. Тургенев. И правда, какая сила и какая мощь заключены в нашем «великом и могучем», если один только союз может иметь столько значений!

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же

и др.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато

и др.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли

и др.

Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да

громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел,

да

и сердце мое огрубело.

Мир разноязычен, но

все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит,

да

не все забывается; Корень учения горек,

зато

плоды его сладки.

Можешь шагу прибавить, или

силенок нет?;

Либо

моя речь произвела сильное впечатление,

либо

и без того у колонистов накипело;

То ли

гречка цветет,

то ли

речка течет…

В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется

другому.

В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование

явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Купить

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

союзными словами

авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. что кто как когда который какой где куда откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях 1

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях 2

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях 3

3) Союз можно заменить только другим союзом:

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях 4

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях 5

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.