«Обучающее сочинение « Приключения осеннего листка»»
Урок развития речи в 4 классе
Обучающее сочинение
Тема: Обучающее сочинение « Приключения осеннего листка»
Предмет: русский язык
Тип урока :
Цель: формировать умение составлять текст-повествование с использованием различных средств художественной выразительности
Задачи:
Личностные — формирование положительной учебной мотивации, учить оценивать свою деятельность
Предметные -подготовить учащихся к работе над сочинением, обогащение словарного запаса, развитие умений формулировать свою мысль
Метапредметные
познавательные -развитие умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме
регулятивные- обучение умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия
Форма организации учебной деятельности, Планируемые результаты:
Предметные -ученик получает возможность сочинительства, формулировать свою мысль
Метапредметные-
познавательные –освоение умения составлять текст –повествование
формирование умения использовать логические операции
сравнения, анализа, обобщения, классификации,
ученик получает возможность учиться строить речевые
высказывания
регулятивные- ученик получает возможность принимать и сохранять
учебную задачу, планировать свои действия, вносить
необходимые коррективы,
коммуникативные -ученик получает возможность учиться формулировать
собственное мнение, умение сотрудничать, принимать
ответственность за результат действий
Личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность
Метапредметные связи
изо, музыка |
Ресурсы :
Презентация «Осень», Аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»
Картины об осени, осенние листья
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне |
Организация урока. Устное сообщение учителя |
Подготовка к работе |
Личностные : самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуниеативные планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2Актуализация знаний Цель : повторение изученного для написания сочинения, выявление затруднений |
Выявляет уровень знаний и недостатки |
Тренировочные упражнения |
Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование, целеполагание Познавательные: анализ с целью выявления признаков |
3Постановка учебной задачи Цель : создание речевой ситуации , проговаривание цели урока |
Создаёт проблемную ситуацию Послушайте сказку: «Зазвенел яркий жёлто-красно-оранжевый будильник ,и проснулась Осень –красавица. «Я не опоздала? Меня уже ждут наверное» Какой предстала перед вами Осень? Листья с деревьев в лесу осыпаются, Дождик уныло по крышам стучит. Светлое небо с землёю прощается, Хмурая осень в окошко глядит. Назовите осенние месяцы? Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень» |
Прослушивание сказки Детские словесные зарисовки Называют месяцы и дают им описание Слушают рассказ , выделят главное, отвечают как автор описывает осень. |
Регулятивные-целеполагание Коммуникативные –постановка вопросов Познавательные –самостоятельное выделение , формулирование цели |
4Эмоциональная подготовка к сочинению Цель упорядочение материала |
Организует деятельность по подготовке учащихся к восприятию материала Какие признаки есть у текста7 Итак сегодня мы будем создавать текст об осени Запишите вокруг слова «Осень» слова-ассоциации Подумайте, чтобы вы хотели написать в своём сочинении? Как называется явление в природе, когда опадают листья? Осенний ветер к нам занёс осенние листья Как падают листочки? Какого цвета осенние листья7 А какие приключения могут произойти с листьями во время их путешествия? Какой характер и настроение у вашего листка? Что мог услышать листок во время путешествия? Какие звуки? Что чувствует листок и вы? |
Составляют план достижения цели и определяют средства Отвечают и выполняют задание Под руководством учителя дети играют с листьями
Отвечают(тихо, бесшумно, легко, плавно, покачиваясь) (золотого, красного, алого, оранжевого, жёлтого, коричневого , бордового, пурпурного и …. Ответы детей(их фантазия и творчество) Весёлый, радостный, полетел за ветром Шаловливый, задиристый, прыгнул с ветки Шум ветра Холод, страх, интерес,любопытство |
Регулятивные :планирование, прогнозирование Коммуникативные- сотрудничество в поиске информации Познавательные: моделирование, построение логичес кой цепи |
5 Реализация построенного проекта |
Организует реализацию в соответствии с планом |
Работа в соответствии с планом |
Регулятивные-прогнозирование, коррекция Познавательные самостоятельное создание алгоритма коммуникативные-планирование учебногосо трудничества |
6 Самостоятельная проверка и рефлексия Цель :самооценка своей деятельности и всего класса |
Организует деятельность по применению новых знаний Организует рефлексию Подведение итогов Дом .задание оформить титульный лист к своей работе (нарисуй , укажи автора, название) |
Самостоятельная работа Самооценка. .Соотнесение цели и Результатов Зачитывание нескольких сочинений (по желанию детей) Рисуют и оформляют |
Регулятивные: контроль,коррекция Коммуникативные: умение выражать мысли Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование |
Приключения осеннего листка
Ранней весной появился молодой листок клёна ., Он висел на дереве целое лето. , наблюдая за происходящими
вокруг событиями. Ему было всё интересно.
И вот наступила осень. И в листочке начали происходить изменения, Всё это он наблюдал в отражении воды пруда, у которого рос клён., Сначала листок стал чуть желтеть, потом немного краснеть ,, Затем появились рыжие пятна. «Уж не заболел ли я?», И вот настал день, когда осенний ветер сорвал этот лис
ток и понёс. Листок летел и смотрел вокруг: «Я лечу!»
Ветер затих и листок приземлился далеко от дерева « Куда я попал?»
« Где мои братья и сёстры?» Но тут опять поднялся ветер и подхватил путешественника. «Я снова лечу!»-радовался листок. И вот он снова приземлился в пруд. Здесь было холодно и сыро .Листочек намок и промерз. Громко квакали лягушки. « Надо плыть к берегу. Я вижу там много таких же как я листочков.» Он поплыл к берегу. Здесь лежал ворох листьев. Они обнялись и решили зимовать все вместе, так теплее будет. Листья пошептались и уснули.