Обобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки) |
3.1 Как писать введение
Варианты введения
Вид введения | Описание | Пример |
Историческое | Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. | XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. |
Аналитическое | Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.).
|
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твёрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждёт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой. |
Биографическое | Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. | Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». |
Цитатное | В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.
|
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всё чаще приходится сталкиваться в обществе? |
Личностное | Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. | Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения… |
не очень большим
Как писать основную часть
Основная часть сочинения является центральной частью работы, где осуществляется развитие и аргументация темы. Важно правильно понять тему и четко ее осмыслить.
Перед началом написания основной части следует проверить, насколько верно понята тема. Это поможет избежать ошибок и убедиться, что работа будет соответствовать поставленной задаче.
Членение текста на абзацы играет важную роль в организации мыслей и структурировании информации. Это позволяет логично и последовательно развивать свою мысль.
Важно учитывать последовательность развития мысли. Каждый абзац должен быть связан с предыдущим и следующим, чтобы обеспечить плавный переход от одной мысли к другой.
В тексте также можно использовать отношения противоречия и противопоставления. Это позволяет подчеркнуть различия и контрасты между разными аспектами темы и усилить аргументацию.
Причинно-следственные отношения также могут быть использованы для объяснения причин и последствий, связанных с темой сочинения.
Важно уметь переходить от одной мысли к другой, чтобы обеспечить логичность и связность текста. Это можно сделать с помощью союзов и лексических средств, указывающих на переход и связь между идеями.
В конце основной части следует сделать итог и сформулировать выводы, подводящие итог всему изложенному в тексте.
Использование литературных аргументов в сочинении является неотъемлемой частью работы. Это требует знания содержания художественных произведений и умения включать литературный материал в текст сочинения.
При аргументации своего мнения важно избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.
Как писать заключение
Заключение является завершающей частью сочинения и в нем необходимо подвести итоги и сформулировать основные выводы.
Варианты заключения могут быть различными, в зависимости от цели и содержания сочинения:
- Суммирующее заключение: в нем подводятся итоги и делается обобщение основных аргументов и выводов, выносимых в тексте.
- Подчеркивающее значение темы: в заключении можно подчеркнуть важность и актуальность темы, а также ее значение для современного общества или личного развития.
- Предложение новых идей или вопросов: в заключении можно предложить новые идеи или вопросы, которые могут стать объектом дальнейшего исследования или обсуждения.
Важно, чтобы заключение было логическим завершением работы и не вводило новую информацию, а лишь подводило итоги и формулировало основные выводы.
Источник: https://liarte.ru/sochinenie/rabota-nad-kompozitsiey-sochineniya/
Вид заключения | Описание | Пример |
Обобщение написанного | Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. | Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даѐт остановиться на пути вечного стремления к идеалу. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. | Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы? |
Призыв к читателю | Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.
|
Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим? |
Цитата | Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. | Бернард Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех против ближнего. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, именно равнодушие постепенно внутренне опустошает человека, обрекая его на одиночество. |
подводить итог всей вашей работе
обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер
Типичные ошибки в сочинении
№5 «Грамотность»
Фактические ошибки
искажение информации
№ | Вид ошибки | Пример |
1 | Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.) | Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей) |
2 | Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.) | В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об АркадииКирсанове) |
3 | Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения | Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить») |
Речевые ошибки
нарушение норм употребления и сочетаемости
№ | Вид ошибки | Пример |
1. | Употребление слова в несвойственном ему значении | Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма. |
2. | Нарушение лексической сочетаемости слов | Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведнойженщиной. |
3. | Смешение паронимов | Детство Максима Горького прошло в бедноте. |
4. | Неразличение синонимичных слов | Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм. |
5. | Употребление слов иной стилистической окраски | Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина. |
6. | Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Плюшкин зациклился на почве жадности. |
7. | Употребление лишних слов | Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени. |
8. | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | Писатель подробно описывает своего героя. |
9. | Неоправданное повторение слова | Автор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету. |
10. | Ошибки при употреблении фразеологизмов | Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа. |
11. | Неудачное употребление местоимений | Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем. |
Грамматические ошибки
ошибка в структуре языковой единицы
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Упрямость вместо упрямство , надсмехаться вместо насмехаться . |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Земные недры вместо недра , опытные шофера вместо шофёры . |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более ярче вместо более яркий , самый важнейший вместо самый важный . |
4 | Ошибочное образование формы числительного | Более пятиста вместо пятисот . |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихней помощи вместо их помощи . |
6 | Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия | Заказует вместо заказывает , ездиют вместо ездят , накормящий вместо кормящий или накормивший . |
7 | Нарушение согласования | Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе… ).
|
8 | Нарушение управления | Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример ).
Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения ).
|
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает… ).
|
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: … и веселы ).
|
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Автор не только осуждает жестокость, а такжепризывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и ).
|
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю ).
|
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема ).
|
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема… (правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема…) |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами. ) |
невнимательность при переписывании текста
При написании статьи была использована презентация.
Также вы можете ознакомиться со следующими материалами по итоговому сочинению:
- Тематические направления, критерии, рекомендации;
- Видеоуроки.
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 100 ;