Обломовщина: символ российской жизни и истоки апатии
Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”.
Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет.
Уникальность гончаровского романа
В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление обломовщина.
Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами романа читатель видел еще великое множество Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий.
Определение обломовщины
Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… Есть… “Обломовщина”, отвечает наш герой.
Царство крепостной России вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда основа всех поступков и образа действий Обломова. Да и не только его одного.
Возможности жизни Обломова
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его жизнь.
Выбор жизненного пути | Возможности и перспективы |
---|---|
Работа, достижение целей, самосовершенствование | Успех, уважение со стороны окружающих, самоудовлетворение, развитие творческих способностей |
Продолжение бездеятельности, поиски лёгкой жизни | Отсутствие успеха, уважения и самоуважения, затухание творческих способностей, утрата инициативы |
В результате жизнь Обломова превратилась в процесс бездарности и бессмысленности.
Выводы
Гончаровский роман является острым обличением русской специфики, особенностей мышления и отношения к жизни крепостных людей. Обломовщина стала символом бездействия и отсутствия смысла в жизни взрослой России. Отказ от труда создаёт негативные ситуации не только в личной, но и в общественной жизни.
Роман Гончарова помогает лучше понимать многие аспекты жизни и менталитета русского общества и, возможно, окажется полезным в борьбе с бездействием и леностью, которые являются ядом Российской жизни.
Представим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, выросшие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян.
Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хозяйство по-новому, по-капиталистически. За короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предпринимательской деятельности. Представим себе другой вариант. Обломов “пробуждается” ото сна сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и “уходит в революцию”.
Быть может, он станет видным революционером. Его революционная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Россия. Но это все фантазии… Изменить роман Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех событий, он отражал то время, в котором жил. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно. До настоящего времени роман Гончарова “Обломов” сохранил свое обаяние как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма.
Развертывание темы
Для правильного понимания романа «Обломов» необходимо учесть два ключевых аспекта его творческой истории. Первым из них является фрагмент «Сон Обломова», который был опубликован в 1849 году и занял место 9 главы 1-й части окончательного текста романа. Автор называет его «увертюрой всего романа» и считает его средоточием своих мыслей.
Вторым важным обстоятельством является перерыв в написании романа, вызванный участием автора в научной и дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. Впечатления от этого кругосветного путешествия оказали существенное влияние на реализацию замысла романа «Обломов». Автор, изображая себя как путешествующего Обломова, написал очерковую книгу «Фрегат ‘Паллада'», которая была завершена одновременно с романом в 1858 году.
Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, торговли и империализма — все это определило масштаб и точку зрения автора на изображение Обломова. Эти элементы помогли завершить роман, который рассказывает о затухании личности, гибели дарований и умирании воли в безвоздушном пространстве барства, рабства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества.
В «Сне Обломова» присутствует характерная деталь — отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, так как любой труд им неприятен. «Сну» предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар говорит фразу «Другие не хуже нас, да переезжают», которая сильно обидела и возмутила Обломова. Он считает себя исключительным: «Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни голода, ни холода никогда не терпел… хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».
Слова Захара являются результатом воздействия петербургской жизни и потрясения основ обломовского идеала, который теперь переместился из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Обидно, что один из сотен крепостных Захаров проявляет неблагодарность, ведь для них барин всегда олицетворял отца и благодетеля, даже если ничего для них не делал, а только «умственно» управлял имением, назначая им дом, огород, отсыпной хлеб и жалованье.
Обломов и его идеалы
В романе «Обломов» Гончаров представляет нам образ героя, который потерял множество ценных качеств: живой ум, чистоту, доброту, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Все эти качества были сметены эгоизмом, который овладел Обломовым. Он больше не испытывает необходимости развивать их в себе. Это подтверждается его «мысленным» планом реформ в Обломовке, который выражает его инфантильность, архаичность и консерватизм взглядов на жизнь. Очевидно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные) от него. В то же время идеалы Обломова позволяют ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада.
Обломов и Штольц: различия в подходе к труду
В отличие от Штольца, который движим стремлением к личному преуспеянию через труд, Обломов уже имеет все блага благодаря своему происхождению и положению в обществе. Он настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Обломов не сомневается в своем праве на эту критику безделья, так как считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца нормой является буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как и все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.
Русско-немецкое воспитание Штольца
Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца и борьба двух национальных начал в его жизни. Случайно из этой борьбы возникла сильная и гармоничная личность, объединяющая в себе черты русской матери и педантичного немецкого отца. Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Он представляет тип новой эпохи — деятельного разночинца.
Обломовщина и общественное неустройство
Слово «обломовщина» было произнесено Штольцем, чтобы обозначить комплекс причин, вызвавших паралич воли у героя. Гончаров не раскрывает эти причины прямо, но ясно, что главная из них — помещичья праздность, которая стала идеалом и разрушает личность. При этом автор подчеркивает, что обломовщина не является индивидуальной особенностью героя, но является следствием общественного настроения и выражением общественного неустройства в целом.
Обзор «Обломова» И. А. Гончарова
«Обломов» И. А. Гончарова – это роман, написанный в 1859 году. Он стал одним из стержневых произведений русской классической литературы, а его герой – Илья Ильич Обломов – получил даже свою собственную эпоху в культуре России.
Сюжет и композиция
Роман состоит из трех частей. В первой части изображается жизнь Ильи Ильича Обломова, который – как замечено в романе – страдает неким «обломовщиной», т.е. патологической лени. Он так и не решается на какие-то действия, продолжает лежать на диване – недееспособным и ничегонеделанием.
Вторая часть романа объясняет механизмы, которые повлияли на формирование образа Обломова:
- ошибки семейного воспитания;
- жизненный опыт;
- общественные процессы в России.
В этом романе Гончаров раскрывает философскую идею о том, что личность нельзя сформировать всего лишь с помощью воспитания в семье, насыщенной любовью. Она должна познакомиться с действительной жизнью. Только в этом ее можно проникнуть в сущность многих вещей.
Третья часть заключает осеннее затухание страсти у героя, который заболевает и ощущает ни к чему стремление. Но в этой части романа появляется вдова Пшеницына – героиня второго плана, существенно влияющая на дальнейшее развитие сюжетной линии.
Герой романа
Илья Ильич Обломов – это герой, ставший олицетворением феномена, именуемого обломовщиной. Его персонаж описывается как самый яркий пример невыносимой попятной силы – желания ничего не предпринимать. Главный герой изображен как человек, не способный пойти дальше обстановки существующей жизни. Он беспомощен в отношении своих жизненных целей и задач. Его стилистика поведения и убранство диспозиции – это не продукт утилитаризма, а культ вынужденной бесцельности.
Женские образы в произведении
Главная героиня – Ольга Ильинична – олицетворяет новое поколение женщин, намного ближе к образу женщин-общественниц. Она умна, красива и феодально защищена, но при этом активна, практична и общительна. Любовь Обломова к Ольге возвышенна, но отвлеченна. Она напоминает любовь Чацкого и Онегина.
Вторая женщина – Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина особого склада. Ей только один раз, на прощание Обломова с Ольгой, удастся перехитрить свою разумную конкурентку. Задача крестьянки – создать заботу о доме и семье именно в том, чтобы барин спокойно осуществлял насыщенное скоростное кладбище страстей.
Заключение
Роман «Обломов» – это шедевр русской литературы и одна из наиболее ярких страниц ее истории. Благодаря своей неповторимой атмосфере, художественной силе и литературной дороге, произведение Гончарова продолжает интересовать и вдохновлять читателей по всему миру. Он представляет из себя поучительный, мудрый и познавательный рассказ о человеке, которого забыла целая эпоха, а возвестила пустота.