- Другие
- Тема жизни и смерти в русской лирике
Русские поэты находят неисчерпаемый источник вдохновения в двух основных формах существования человека — жизни и смерти. Поэты благодарят жизнь, любуются ею, но в то же время ощущают ее конечность. Они видят неотвратимость и величие смерти, но не трепещут перед ней. Лирика является одним из самых выразительных литературных жанров, ведь в малую форму заключено огромное количество средств выразительности, позволяющих передать то, что простыми словами не скажешь. Поэты все чувствуют острее чем мы, поэтому такие темы как жизнь и смерть просто не могут не откликнуться в стихотворных строках.
Всегда надеялся понять смысл человеческого существования и места поэзии в нем А.С. Пушкин.
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?
Этим вопросом поэт задается в свой день рождения. Когда минует еще один год, все мы, подобно Александру Сергеевичу, задумываемся, к чему это все ведет? Зачем мы появились в этом мире? В стихотворении поэту не удается найти ответ:
Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум…
В стихотворении «Памятник» А.С. Пушкин поднимает тему смерти и бессмертия. Смысл жизни для поэта — в его творчестве, в нем же и его бессмертие. А.С. Пушкин говорит о том, что поэт живет до тех пор, пока люди помнят его творчество
Поэтическое наследие М.Ю Лермонтова также сложно представить без темы жизни и смерти. Многие говорят, что поэт предвидел свою раннюю смерть на дуэли и писал о ней в стихотворении «Смерть поэта». В нем поэт словно противопоставляет себя жестокости окружающего мира. В смерти он видит избавление от лжи, коварства, лицемерия, встречающихся в жизни. Словно противопоставлено «Смерти поэта» стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали…». Несмотря на все сложности, поэт любит жизнь, дорожит ею:
Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.
Поэзию С.А. Есенина не даром называют слишком «зрелой» для столь юного возраста поэта. Его лирический герой словно устал от жизни, всем пресытился. Легкими нотками меланхолии пронизаны стихи С.А. Есенина, в которых упоминается неизбежный конец:
В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.
В этих строках жизнь и смерть словно уравниваются, для поэта они едины, одно не существует без другого. Это стихотворение называют предсмертным. В нем поэт прощается со всеми, кто ему дорог.
Поэт Андрей Белый
... о гибнущей культуре России. Эта поэма – вершина творчества поэта. А. Белый умер в 1934 году, и эта смерть была осознана его современниками как завершение целой эпохи в ... что поэтическое творчество А Белого – наследие настоящего русского классика, к сожалению, до сих пор недостаточно изученное и не до конца понятое. Понравилось сочинение , тогда жми кнопку ...
Могут ли поэты предчувствовать свою скорую смерть? Этого мы никогда не узнаем. Но люди всегда будут жить и умирать. Поэтому тема жизни и смерти — частый гость лирических произведений.
Отличие двух поколений творцов
Дух лермонтовского поколения резко отличался от пушкинского. Между ними пролегло декабристское восстание, которое произошло в тысяча восемьсот двадцать пятом году. После его разгрома воцарилась совершенно другая атмосфера. Исчезли люди, принадлежавшие к предыдущей оппозиции, появилась новая, постулаты которой и отразились в творчестве Михаила Юрьевича.
Это тоже была молодежь, в основном гвардейская, которая была очень вольнолюбивой, но не надеющаяся на какие-то немедленные благие преобразования. Это оппозиционеры другого типа — рефлексирующие герои. И судьба поколения в лирике Лермонтова раскрывается именно при помощи таких образов. Например, всем известный Печорин. Это герой, который все время защищает себя, он не видит гармонии в мире, но ищет ее и страстно тоскует по ней.
Тема смерти в лирике М. Ю. Лермонтова (Разное Лермонтов М. Ю.)
Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стихотворении «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало». Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стихотворении «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др. Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов
видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной!…» [«Смерть»-«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» . Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»).
Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»
... Печорин. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Лермонтов ценен нам тем, что сумел уловить дух своего времени, сумел стать художником современной ему жизни, ... Вот решила выложить здесь все те сочинения, которые у меня есть в печатном ... в Сибирь, смотрели в лицо смерти. Про свое же поколение Печорин говорит так: «Мы ко ...
Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветер…») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет…». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью. В трех стихах, озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит…») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стихотворении «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон».
Терзания творческой личности
Основная характеристика лирики Лермонтова – это элемент отрицания, который присутствует практически во всех произведениях Михаила Юрьевича. Перед читателем постоянно возникает образ человека, который не согласен ни на какую гармонию или половинчатые решения, подвергает сомнению абсолютно все основания бытия.
Судьба поколения в лирике Лермонтова занимает значительное место. Произведения с таким мотивом наполнены особыми терзаниями. Тревога главного героя вечна. И поэт все эти свои ощущения гонимого одинокого человека, для которого нет и не может быть в жизни никакой позитивной цели, переносит на все современное потомство.
Здесь необходимо вспомнить стих «Дума», где описывается поколение, так и не сумевшее приобщить себя к реальному делу. Произведение «И скучно и грустно». В центре находится человек, который и рад бы подать своему ближнему руку, но он одинок, и причины этого одиночества лежат в состоянии мира, каким он является с точки зрения героя. Именно так выражена судьба поколения в лирике Лермонтова. Жизнь полна смятения, одиночества и изгнания.
Как отображается тема смерти в литературных произведениях
Истоки литературы, как одного из искусств, следует искать в мифологии. Мифы были популярны в древней Греции и представляли собой повествования о жизни людей, богов и героев. Помимо своеобразной летописи, они являлись доступным объяснением самым сложным и непостижимым тайнам бытия.
Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...
... литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума. Какова роль, значение литературы в жизни человека? [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/ Литература – это ... бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти? Роль художественной литературы в жизни человека [Электронный ресурс]//URL: ...
В древних сюжетах истолковываются основные законы мироздания и отношения человека с окружающей его средой, что собой являет вселенная, как она возникла и когда она прекратит существование. Так, противопоставление жизни и смерти стало одним из основных мотивов большинства мифов. Позже эта тематика перекочевала в литературу, где смерть стоит на важном месте по сегодняшний день.
Отражение смерти в первой художественной литературе
Основная часть классических литературных жанров была придумана древними греками во времена античности. Они же являются авторами так называемых «вечных тем», которые успешно пережили античность.
Эллины были заинтригованы самим фактом смертности, который, кроме того, вызывал у них неподдельный страх.
Так, по их верованиям, душа, покинув тело, отправляется в Аид — унылое и мрачное царство мертвых, в котором тени умерших влачат безрадостное существование и тоскуют по красочному и светлому миру живых.
Это отражается в литературе того периода, где гибель каждого персонажа становится большим горем. Это относится даже к героическим поэмам Гомера, в которых воинов больше всего страшит смерть. Конечно же, храбрые защитники Трои во главе со славным Гектором, как и захватчики, в рядах которых смелый и бесстрашный Ахиллес, стремятся к славе и подвигам, но умирать за это не желает никто.
В эпоху средневековья
Средневековые писатели в своих произведениях сделали тему смерти обязательной частью жизни, однако, с заметным влиянием христианской идеологии. Согласно христианским догматам жизнь является данным свыше испытанием, тогда как кончина становится наказанием за грешную жизнь, и при этом считается концом земных мучений. И если человек был праведным, его ждут все блага Рая, а вот грешники обречены попасть в ад, где будут гореть в пламени веки вечные.
Концепция смерти четче всего отражена в религиозной литературе и повестях о сражениях. Яркий пример христианского отношения к смерти — жития святых, написанные древнерусскими летописцами. Основными идеями главных персонажей этих летописей стали беспрекословное служение Богу, а также прижизненное усмирение плоти. Святые ежедневно читают изнурительные молитвы, постятся, отказывают себе во всех телесных радостях, а порой и доходят до самоистязания. Все это делается для очищения души и подготовки к переходу в лучший мир.
В зарубежной средневековой литературе также немало интереснейших текстов, посвященных теме смерти. Наиболее ярко ее выразили такие писатели, как Ф. Вийон, Данте Алигьери и У. Шекспир.
Для Вийона близость данной тематики была обусловлена бедностью и жизнью убийцы и грабителя. Он прекрасно понимал, что время его ареста и последующей казни рано или поздно наступит, что и перенес в свои стихи.
«Дуэль в русской жизни и литературе XIX века» ученицы 9а класса ...
... поэтому я выбрала тему для своего реферата, связанную с этими понятиями, «дуэли в русской жизни и литературе в первой половине 19 века» Дуэль История дуэлей, т.е. поединков, уходит в глубокую древность. Дрались ... больше узнать о дуэлях и дуэльянтах как в литературе, так и в жизни. Тем более,как я узнала из курса литературы конца 18- начала 19 веков, многие известные люди прошлых столетий использовали ...
Всем известна пропитанная мистическим переживанием, мрачная и в то же время по-своему увлекательная «Божественная комедия» Данте. Ее герой получил возможность посетить Ад, Рай и Чистилище, будучи живым. Там он встретился с душами умерших, лицезря их страдания и блаженство. Произведение наглядно показывает взаимосвязь между прижизненными деяниями человека и тем, какое за них будет воздаяние — он будет наказан, прощен или же вознагражден.
Несколько другая подача темы смерти у Шекспира. Персонажи его знаменитых трагедий смотрят на неизбежность гибели, скорее по-философски, нежели с точки зрения религии. Некоторые, подобно Гамлету, хотят проникнуть в тайну конца жизни и преодолеть в себе страх перед неизвестным. Для других, как например, для Ромео и Джульетты, смерть становится единственным выходом. Шекспир заключает основную трагичность смерти в том, что она забирает саму личность человека вместе с ее уникальными и неповторимыми чертами.
В литературе нового времени
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/pushkin-jizn-i-smert/
В этот период художественная литература характеризуется мистическим и натуралистическим подходами к столь мрачной теме. Начиная с Барокко, в ней появляются эзотерические представления. Согласно им смерть является божьим замыслом, благодаря которому человек может почувствовать себя ничтожной букашкой перед бесконечностью вселенной. Позже мистическую стилистику подхватили представители эпохи романтизма, рассказывая о встречах персонажей с пугающими потусторонними силами.
Не осталась в стороне и русская литература. Наиболее ярким представителем течения стал В.Жуковский. Помимо перевода страшных баллад Шиллера, Бюргера, Саути и других, из-под его пера вышло немало текстов с мистическим уклоном. В них ярко описано явление мертвецов и демонов героям повествования (например, баллады «Светлана», «Людмила», «Ундина»).
В ХХ веке мистическую эстетику смерти вкладывают в свои произведения модернисты. Персонажи романов соприкасаются с границей между миром живых и потусторонним, входят в контакт с его обитателями. Такой творческий подход выражают даже надгробия русских символистов. Например, мемориал на могиле А. Белого выполнен из белого и черного камней. Это символизирует двойственность мира, в котором одинаковую роль играют свет и тень, жизнь и смерть, космос и хаос.
Кроме мистицизма, в литературных произведениях, так или иначе затрагивающих тему смертности, в прошлом веке стал популярен натурализм. Среди авторов, наиболее реалистично передавших человеческую гибель, можно выделить Э. Золю и Э.М. Ремарка с его «На Западном фронте без перемен». События в последнем переносят читателя на поля сражений Первой Мировой войны и поражают своей бессмысленной жестокостью. Где гибель молодых парней, вчерашних школьников — ужасная, но повседневная обыденность.
К концу ХХ века тематика, связанная со смертью, осталась все такой же актуальной. Многие авторы, как в свое время представители романтизма, придали ей бунтарский характер. В противовес им некоторые русские рок-поэты представляют смерть своеобразным бунтом, направленным против устоев системы с ее подлостью, повсеместным враньем и лицемерием.
Интересный факт из жизни Лермонтова. Каким был на самом деле великий поэт?
... за сложного характера писателю довелось за свою короткую жизнь побывать на 3 дуэлях. Краткая биография Лермонтова описание внешности Михаил Юрьевич Лермонтов был небольшого роста, плотного телосложения, имел большую ... что мальчик не умрет своей смертью. Михаил Юрьевич проигрывал во всех состязаниях и азартных играх. Еще один интересный факт из жизни Лермонтова: писатель посетил гадалку Кирхгоф, ...
Борьба с фальшивыми чувствами и ненавистное отношение ко лжи
Но, кроме эпохального и национального, судьба поколения в лирике Лермонтова имеет значение вечное и вселенское. И в одном из стихов Михаила Юрьевича встречаются такие слова: «Есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно…». Если думать о том, чем дорог для русской литературы этот великий поэт и прозаик, то, конечно, это то, что он смог передать новому поколению чувство правды.
Страстная жажда правды, ненависть ко всякой фальши, мучительное ощущение одиночества, разъедающий душу скептицизм и в тоже время безумное желание жизни, гармонии, неповторимым образом отразились в характерах и судьбах героев поэта и прозаика. Любые темы лирики Лермонтова полны образов, которые стремятся еще при жизни вместить в свое сознание весь мир, переступить грань между жизнью и смертью.
Одно из самых известных произведений
Поэтическая биография Михаила Юрьевича началась в тот момент, когда Александра Сергеевича не стало. Буквально через несколько дней после смерти гения, в трагическом январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года, по рукам стали ходить листочки со стихотворением Лермонтова, которое называлось «На смерть поэта». Эта дата стала стартовой в поэтической биографии Михаила Юрьевича.
В сорок первом году он сам гибнет на дуэли. Таким образом, трагически мал оказался его литературный путь. Это всего чуть больше четырех лет. И насколько несоразмерен этот срок со значением этого творца в российской литературе.
Лермонтов написал много стихотворений, однако очень небольшая их часть при его жизни стала известна читателю. Для этого были свои причины. Дело в том, что Михаил Юрьевич не принадлежал к литературному кругу. Этот поэт всю жизнь держался особняком.
Безумная жажда к творчеству, но не к славе
Он учился в Московском университетском благородном пансионе, затем некоторое время в университете и, переехав в Петербург, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Все эти заведения были центром литературного общения.
Но Лермонтов какое-то время даже не помышлял о том, чтобы сделать карьеру в этой области, несмотря на то, что в этот период пишет он увлеченно и страстно. Были созданы сотни стихов, поэмы и драмы, которые Михаил Юрьевич даже не пытался опубликовать.
Образы в известных произведениях
Герой драмы «Маскарад» жаждет духовной свободы и человеческого участия. Но безграничное неверие в жизнь и людей превращает его в убийцу. Губит его самого. Гибнет и главный образ поэмы «Мцыри», готовый рай и вечность променять на свободу.
А «Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской прозе? Рассуждая о свободе как о главной ценности, Печорин спрашивает себя: «От чего я так дорожу ею?» Он ищет ответы, вторгаясь в жизнь других людей, сеет вокруг себя гибель и страдания. Обрекает себя на трагическое одиночество и холодное ожесточение.
Кавказ в жизни Лермонтова
... -под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки. Первый раз он был сослан в ... Гремят бубны... Верещат зурны... На улицах, у источников, на торгу - дамы в белых платьях, офицеры в белых фуражках... В городке кипит жизнь. Здесь Михаил Юрьевич впервые прочитал "Кавказского пленника" ...
Фаталист намеренно испытывает судьбу и остается жив. Но это лишь временная отсрочка. А «Песня про купца Калашникова»? Герой этой поэмы своей смертью утверждает честь и достоинство человека. Обращаясь к народным истокам поэзии, Лермонтов страстно искал ответы на кардинальные вопросы жизни и смерти.
Все, связанное с памятью Михаила Юрьевича Лермонтова — бесценное достояние не только русской, но и всей мировой культуры. Память о гении никогда не умрет в душах потомков. Она служит неиссякаемым источником вдохновения, веры в жизнь и любви к родной земле.