Психологизм в русской литературе

Сочинение

# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА.

Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения,

создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток

его души).

Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это

примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).

Однако уже у Тургенева — осложненные характеры, социально-психологические

типы («Хорь и Калиныч»).

В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,

главное внимание — на показ тайников души; микромир человека берется в

единстве и взаимосвязи с объективным бытием. «Психологическая реальность».

Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность,

общечеловеческая природа индивидуальности.

Характер — внешняя сторона личности, а личность надалена не только

сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из

под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.).

Самосознание — свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и

миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы,

тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и

самооценка своего внутреннего мира.

Структура сомосознания:

1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его

собственной жизнью. По мере развития рефлексии — понимание, что мое «Я» —

лишь часть этого мира, и наконец — «различение» себя и мира.

2) САМООТНОШЕНИЕ — эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что

человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость,

самолюбие).

В этих самооценкох отражается значимость личности для себя

самой.

3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ — самоконтроль личности.

В философии независимость личности, «самозаконность» — связана с

кантовской философией «долженствования»: самодисциплина, самообладание,

способность быть себе господином.

Такая личность, творящая себя, всегда в движении, в развитии.

# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ.

Психологизм осуществляется в форме прямых

10 стр., 4904 слов

«Мир женской души в лирике А. А. Ахматовой. лирика ахматовой ...

... сборника поэтессы были посвящены одной теме — любви. Революционность лирики Ахматовой заключалась в том, что она открыла миру Вселенную женской души. Поэтесса вывела на сцену свою лирическую героиню и обнажила ... своей родины. Сочинение, Вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо… 1912 год можно назвать революционным в русской поэзии. В это время увидел свет первый сборник Анны Ахматовой - ...

авторских размышлений или в форме самоанализа

героев, или косвенным образом — в изображении

их жестов, поступков, которые должен аналити-

чески истолковать подготовленный автором

читатель (Гинзбург)

Основные формы Псл анализа возможно разделить

на изображение характеров изнутри (внутренняя

речь, образы памяти и воображения) и извне —

интерпритация писателем выразительных

особенностей речи, речевого поведения, мимичес-

кого и других средств внешнего проявления

психики (Страхов)

«Суммарно-обозначающая» форма: писатель сам

кратко называет те процессы, которые происходят

во внутреннем мире, но не прослеживает сам

процесс протекания чувства (Есин)

Три основных формы психологизма:

1) Всеведущий автор не только сам называет чувства, но и комментирует их,

повествуеит о них в форме косвенной речи, использует психологические

детали, портрет, пейзаж, музыку.

2) Внешняя форма изображения характеров извне, или косвенный психологизм —

это описание особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков

внешнего проявления психологии.

3) Изображение характеров изнутри или прямая форма психологического

изображения. Путем самораскрытия воссоздается поток мыслей и чувств в

сознании и подсознании персонажа (внутренний монолог, поток сознания, сон,

исповедь, дневник).

В литературе XIX и XX вв. все три формы взаимопроникаемы, часто исполь-

одновременно. Это требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в

соавторство, сам воссоздает недостающие звенья в психологическом рисунке

душевной жизни персонажа.

Пример, где все формы изображения даны в чистом виде и последовательности-

эпизод из «Войны и мира», где Николай растов на поле Аустерлицкого сражения

неожиданно встречается с обожаемым им государем (том 1, ч.3, гл.18).