# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА.
Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения,
создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток
его души).
Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это
примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).
Однако уже у Тургенева — осложненные характеры, социально-психологические
типы («Хорь и Калиныч»).
В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,
главное внимание — на показ тайников души; микромир человека берется в
единстве и взаимосвязи с объективным бытием. «Психологическая реальность».
Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность,
общечеловеческая природа индивидуальности.
Характер — внешняя сторона личности, а личность надалена не только
сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из
под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.).
Самосознание — свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и
миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы,
тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и
самооценка своего внутреннего мира.
Структура сомосознания:
1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его
собственной жизнью. По мере развития рефлексии — понимание, что мое «Я» —
лишь часть этого мира, и наконец — «различение» себя и мира.
2) САМООТНОШЕНИЕ — эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что
человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость,
самолюбие).
В этих самооценкох отражается значимость личности для себя
самой.
3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ — самоконтроль личности.
В философии независимость личности, «самозаконность» — связана с
кантовской философией «долженствования»: самодисциплина, самообладание,
способность быть себе господином.
Такая личность, творящая себя, всегда в движении, в развитии.
# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ.
Психологизм осуществляется в форме прямых
«Мир женской души в лирике А. А. Ахматовой. лирика ахматовой ...
... сборника поэтессы были посвящены одной теме — любви. Революционность лирики Ахматовой заключалась в том, что она открыла миру Вселенную женской души. Поэтесса вывела на сцену свою лирическую героиню и обнажила ... своей родины. Сочинение, Вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо… 1912 год можно назвать революционным в русской поэзии. В это время увидел свет первый сборник Анны Ахматовой - « ...
авторских размышлений или в форме самоанализа
героев, или косвенным образом — в изображении
их жестов, поступков, которые должен аналити-
чески истолковать подготовленный автором
читатель (Гинзбург)
Основные формы Псл анализа возможно разделить
на изображение характеров изнутри (внутренняя
речь, образы памяти и воображения) и извне —
интерпритация писателем выразительных
особенностей речи, речевого поведения, мимичес-
кого и других средств внешнего проявления
психики (Страхов)
«Суммарно-обозначающая» форма: писатель сам
кратко называет те процессы, которые происходят
во внутреннем мире, но не прослеживает сам
процесс протекания чувства (Есин)
Три основных формы психологизма:
1) Всеведущий автор не только сам называет чувства, но и комментирует их,
повествуеит о них в форме косвенной речи, использует психологические
детали, портрет, пейзаж, музыку.
2) Внешняя форма изображения характеров извне, или косвенный психологизм —
это описание особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков
внешнего проявления психологии.
3) Изображение характеров изнутри или прямая форма психологического
изображения. Путем самораскрытия воссоздается поток мыслей и чувств в
сознании и подсознании персонажа (внутренний монолог, поток сознания, сон,
исповедь, дневник).
В литературе XIX и XX вв. все три формы взаимопроникаемы, часто исполь-
одновременно. Это требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в
соавторство, сам воссоздает недостающие звенья в психологическом рисунке
душевной жизни персонажа.
Пример, где все формы изображения даны в чистом виде и последовательности-
эпизод из «Войны и мира», где Николай растов на поле Аустерлицкого сражения
неожиданно встречается с обожаемым им государем (том 1, ч.3, гл.18).