Психологический портрет сочинение описание 8 класс

Сочинение

Психологический портрет сочинение описание 8 класс 1

Цели: развивать способность находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и уметь передавать это описание словами; продолжить обучение такому виду высказывания, как описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодняшний урок развития речи посвящен развитию умения создавать описание психологического портрета человека. Точно так, как художник рисует красками, вы должны будете словами так «нарисовать», передать внешность человека, чтобы чувствовалось его психологическое состояние в этот момент.

II. Подготовка к сочинению.

1. Беседа.

  • Как вы понимаете термины: «портрет» и «психологический портрет»? Есть ли между ними разница?

— Назовите примеры жизненных ситуаций, в которых нам необходимо умение описывать внешность человека.

  • Это будет портрет или психологический портрет?

— Как вы думаете, что помогает увидеть именно психологический портрет человека? (Выражение лица, положение рук, поза и т. д.)

2. Работа с учебником.

  • Откройте учебник «Развитие речи» на с. 154, упражнение 233.

Работа по заданию к упражнению.

— Как вы думаете, где чаще всего мы сталкиваемся с описанием психологического портрета? (В текстах художественной литературы.)

— Прочитайте портретные зарисовки в упражнениях 232 и 234. Скажите, в каких из них дается просто портрет героя, а в каких — психологический портрет.

  • Кого из литературных героев вы узнали?

— Скажите, на какие детали внешности опираются эти портретные зарисовки. (Фигура, лицо, глаза, нос, брови, волосы, одежда.)

3. «Словарный аукцион».

— К данным ключевым словам подберите как можно больше определений. Выигравшим будет считаться тот, кто назовет определение последним. Разделитесь на шесть команд, по числу вариантов, то есть I в а р и а н т — 1-я команда, II в а р и а н т — 2-я команда и т. д.

1-я команда подбирает определения к слову «фигура (рост)»; 2-я — к слову «лицо»; 3-я — к словам «глаза, взгляд»; 4-я — к слову «волосы»; 5-я — к слову «нос»; 6-я — к словам «губы, нос».

9 стр., 4262 слов

«Собирал человек слова…» (о В.И. Дале)

... слова, авторы статей довольно часто ссылаются на словарь Даля. Именно неугасаемый интерес к личности и трудам В.И. Даля побудил меня подробнее узнать об этом великом человеке ... вспоминал: «Это был замечательный человек. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить. Находясь ... области методики обучения живому родному слову», писал : «Труды В.И. Даля, этого замечательного, оригинального и ...

Через 5—7 минут проверяется задание. Победителей поздравляют. Затем среди победителей каждой команды проводится мини-аукцион без дополнительной подготовки со словом «брови», и определяется абсолютный победитель. Его поздравляют аплодисментами.

4. Работа с учебником.

  • Откройте учебник «Развитие речи», упражнение … .

Работают устно по всем заданиям к упражнению.

5. Работа с (иллюстрациими) репродукциями.

  • Рассмотрите репродукции портретов, вывешенных на доске.
  • Какие психологические состояния людей изображены? Какие детали указывают на это?

Учителю можно специально заострить внимание учащихся на отдельных портретах и дать небольшой комментарий.

О портрете Н. Новикова: «…Блестящий публицист, автор философских сочинений, трудов о «художествах и науках», Новиков запечатлен на портрете после 4-летнего пребывания в Шлиссельбурге, куда Екатерина, преследуя масонов, посадила его на 15 лет. Заключение в крепости подточило здоровье Новикова, но не сказалось на состоянии его духа. В его лице, открыто смотрящем прямо на зрителя, нельзя не почувствовать спокойного сознания собственного достоинства, завоеванного годами удивительного по смелости напряженного труда. Левицкий стремится подчеркнугь на полотне прямоту и естественность Новикова, который непринужденно беседует с художником: взгляд живых глаз уместно подкрепляется разъясняющим жестом руки. В качестве фона в левой части полотна выступает тревожное облачное небо, которое вызывает у зрителя невольные ассоциации с трагически сложной судьбой пистеля-просветителя…» (Е.Н. Колокольцев.)

О портрете Г.И. Алымовой: «…та самая, которая на портрете Левицкого с артистическим изяществом играет на арфе. Темный нейтральный фон полотна удачно выделяет фигуру выпускницы Смольного в роскошном золотистом платье, украшенном широким зеленым поясом. Художник откровенно любуется женственностью Алымовой, ее прекрасным лицом, слегка повернутым к зрителю, гибкостью, пластичностью ее рук. Кисть живописца словно вторит стихам А.П. Сумарокова о смольнянках, которые можно отнести и к героине полотна: «С краской небесной краса сих нимф равна; / С незлобием сердец невинность их явна…». Кисть Дмитрия Левицкого навсегда запечатлела смольнянок [выпускниц Смольного] юными, добродетельными, простосердечными, исполненными радужных надежд на будущее, в котором они сумели реализовать себя как женщины, способные на подвижничество, пекущихся об общественном благе». (Е.Н. Колокольцев.)

— А теперь взгляните на два портрета Г.Р. Державина работы художника И. Смирновского и работы художника А.А. Васильевского. Чем отличны эти портреты друг от друга?

— Портрет И. Смирновского относится к началу 1800-х годов. Об этом художнике почти ничего не известно. Судя по фамилии, он был поляком или белорусом, может быть, портрет был написан во время одной из служебных поездок Гаврилы Романовича. Это первый портрет, на котором поэт изображен в халате, любимом своем домашнем наряде. Последний, самый поздний живописный портрет был написан А.А. Васильевским в 1815 году. Державина он изобразил в его любимом наряде — в колпаке и в халате, отороченном мехом. Художник не льстил модели: на нас смотрит усталый старик. Об этом времени В.Ф. Ходасевич, угадывая состояние Державина, писал: «Отойдя от дел государственных, Державин стал как бы глохнуть — и сразу это почувствовал, чем дальше, тем явственней». Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 г.: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

2 стр., 849 слов

Ода Державина Фелица

... императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость – ведь любой из задетых им вельмож мог разделаться за ... но самое главное – рисует не парадный портрет императрицы, а изображает ее человеческий облик. Вот почему в оде оказываются бытовые сцены, натюрморт: Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ...

— Рассмотрите портрет М.Н. Ермоловой работы В.А. Серова. Опишите его, используя подходящие определения из выписок из «Словаря эпитетов русского литературного языка» на с. 159—160 и 163 учебника «Развитие речи».

В зависимости от запаса времени это задание может быть устным или письменным.

III. Самостоятельная творческая работа.

— Вы прочитали и послушали несколько описаний портретов, теперь вы должны будете сами написать сочинение, в котором дадите психологический портрет изображенного на нем героя. для этого вы можете выбрать один из портретов, рекомендуемых в упражнениях …, …, … .

— Прежде чем приступить к сочинению. вспомните, по какому плану были построены описания, с которыми вы работали на уроке? (Сведения о художнике, общий фон, фигура, лицо, одежда и т. д., другие детали, раскрывающие психологическое состояние героя.)

— Не забывайте использовать те определения-эпитеты, которые вы сами подобрали к ключевым словам описания портрета, и те, что даны в учебнике. Сначала на черновике составьте план своего сочинения, а затем уже приступайте к работе.

— И еще в описании внешности вам может очень пригодиться такое синтаксическое средство, как парцелляция. Откройте учебник «Развитие речи» на с. … . Прочитайте теоретический материал на.

  • Как вы поняли, в чем заключается этот прием?
  • Теперь можете приступать к творческой работе.

IV. Подведение итога урока.

—Удалось ли выполнить цель, поставленную в начале урока?

  • Что значит термин «психологический портрет»?

Домашнее задание: переписать сочинение в тетрадь с черновика.