Остановимся подробно на каждом из них.
1. Проблема
Это вопрос, над которым размышляет автор. Как можно сформулировать проблему?
1. В виде словосочетания «проблема + слово в родительном падеже»
2. В виде вопроса.
3. Также можно объединить два способа.
Как выявить проблему в публицистическом тексте?
Прочитать исходный текст (желательно несколько раз), найти и подчеркнуть утверждения автора, его ключевые мысли, обобщения, заключения по тому или иному поводу — скорее всего, это авторские позиции. Задать вопрос к каждому из утверждений — так вы получите формулировки проблем. Остаётся выбрать ту проблему, которая полнее отражена в тексте и к которой вы сможете подобрать не меньше двух примеров-иллюстраций (об этом ниже).
Как выявить проблему в художественном тексте?
Найти и подчеркнуть утверждения автора (если есть), реплики героев, в которых отражено мнение автора — вероятнее всего, это авторские позиции. Задав к ним вопросы, вы получите формулировки проблем.
Если прямых утверждений нет, то нужно проанализировать поступки персонажей, их внутреннее состояние, взаимоотношения друг с другом. Какие черты характера проявляют персонажи? Какие понятия с этим связаны? Трусость, жадность, милосердие, забота о других, патриотизм? Опираясь на эти понятия, вы сможете сформулировать проблему.
Если и этот способ не срабатывает, то попытайтесь понять, что хотел сказать автор. Каков его посыл? Для лучшего понимания текста можно составить его схематичный краткий пересказ — «скелет» истории, который наведёт вас на правильные мысли и поможет задать верные вопросы, проанализировать содержание текста.
Благодаря такой схеме можно без особого труда выделить проблему сострадания к животным, если не удалось сформулировать её сразу же после прочтения текста.
Сформулировав проблемный вопрос, убедитесь, что ответ на него (= авторская позиция) есть в тексте или читается на уровне подтекста. Если ответа нет, то очевидно, что проблема выбрана неверно.
2. Комментарий
Это рассуждение, как именно проблема раскрывается автором в тексте. Смысл этой части сочинения — доказать, что выделенная проблема действительно присутствует в тексте, и поразмышлять, как автор приходит от проблемного вопроса к ответу на него. Комментарий пишется с опорой на текст, содержит минимум две отсылки к нему, пояснение к каждой отсылке и смысловую связь между ними. За полноценный комментарий вы получите пять баллов.
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, ...
... де Труа. Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. Ученые сочинения в средние века писали на латыни. А 8. Какое ... 29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? (Работа с текстом) В предложениях 1-5 представлено рассуждение. В предложениях 1-5 ... должны стоять запятые? Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в ...
1. Две отсылки к тексту (= два примера-иллюстрации) отвечают на вопросы: что делает автор, чтобы раскрыть данную проблему? Какими фактами её иллюстрирует? К каким примерам обращается? Какие приёмы использует? На чём акцентирует внимание? На чьё мнение ссылается? С кем спорит? Что изображает? В арсенале автора огромное количество приёмов.
Во время чтения текста подчеркивайте те из них, которые помогут вам проиллюстрировать проблему
Примеры-иллюстрации можно формулировать своими словами в виде косвенной речи, можно использовать короткие цитаты, а также упоминать в скобках номера предложений, содержащих эти примеры. При этом даже в художественном тексте необходимо концентрироваться не на том, что делают герои, а на том, что делает автор:
2. Пояснение к каждой отсылке — это ваша интерпретация выбранного примера, возможность развить мысль автора или прокомментировать действия персонажа. Пояснение отвечает на вопрос, какую роль играет данный пример, зачем автор его использует.
3. Смысловая связь между примерами показывает, как с точки зрения логики соотносятся выбранные вами примеры. Вариантов может быть множество, в зависимости от конкретного текста.
- Противопоставление (героев, мыслей, точек зрения…): «Противопоставляя этих героев, автор показывает…»;
- Сравнение, сопоставление : «Сравнивая эти явления, автор подчёркивает…»;
- Причина : «Что послужило причиной этих событий? Об этом автор пишет дальше»;
- Следствие : «Этот поступок героя приводит к неожиданным последствиям, о которых автор говорит далее»;
- Уступка : «Несмотря на эти обстоятельства, рассказчик/автор продолжает верить, что…»;
- Совместность : «Все эти примеры убедительно доказывают справедливость мысли автора…».
Связь между примерами можно обозначить:
- В начале комментария: «Размышляя над проблемой, автор противопоставляет былую и нынешнюю эпоху»;
- Между примерами: «Для сравнения обратимся к другому примеру»;
- В финале комментария: «Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют убедиться, что…».
3. Авторская позиция
Это вывод, к которому приходит автор, ответ на проблемный вопрос, основная мысль, ради которой написан текст. Проблема и авторская позиция соотносятся как вопрос и ответ. Важно:
1. Обязательно сформулировать авторскую позицию в отдельном абзаце;
2. Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать. Рассказчик — это непосредственный участник событий, персонаж, которого автор может наделить как положительными, так и отрицательными качествами.
Примеры фраз, которые помогут раскрыть позицию автора:
- «Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу:…»;
- «Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: …»;
- «Позиция автора мне ясна: …»;
- «Авторская позиция вполне однозначна: …».
4. Ваша позиция с обоснованием
Это согласие или несогласие с автором, которое необходимо сформулировать в новом абзаце в нескольких полноценных предложениях. Небольшое рассуждение о проблеме в целом, обобщённо, уже в отрыве от конкретного текста и героев. Обратите внимание: недостаточно написать просто «я согласен с автором», необходимо развить свою мысль.
ДАЮ 15 БАЛОВ!!!!!Почему Митрофан вырос необразованным и невоспитанным ...
... имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным ... на всю жизнь он останется недорослем и неучем. Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы ... не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не ... не хозяйка в доме. Отца Митрофан вообще не замечает, потому что тот ему ни в чем не ...
- «Я согласен (-на) с автором и тоже считаю, что…»;
- «Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что…»;
- «Я не во всем согласен (-на) с автором: мне кажется, что…».
Обоснование позиции базируется на вашем жизненном опыте. Это факты, которые можно почерпнуть из прочитанных книг, просмотренных фильмов, из различных областей науки (из истории, психологии, философии и так далее), из биографии известных людей (можно использовать их высказывания, афоризмы), из биографии родственников; в конце концов, из собственного опыта.
При этом аргумент должен быть максимально убедительным и весомым. Любые факты, которые можно проверить, должны быть правдивыми. В этом году вы сможете получить за выражение и обоснование своего мнения только один балл.
- «В качестве примера можно привести…»;
- «Обратимся к произведению…»;
- «Вспомним известный исторический факт: …»;
- «Подтверждением моих мыслей является…»;
- «Пожалуй, всем известно, что…».
5. Заключение
Это обобщение мыслей автора и своих мыслей. В критериях оценивания сочинений нет указаний по этому пункту, но небольшой вывод станет логической точкой в работе и обеспечит ей смысловую цельность, которая оценивается в одном из критериев. Например: «Таким образом, силы человека не исчерпываются его физическими возможностями. Человек силён в первую очередь своим духом!»
Многим ученикам, готовящимся к ЕГЭ, сложно даётся выявление проблемы и написание комментария к тексту. Можно потренироваться самостоятельно разбирать тексты из официального сборника ФИПИ, сверяя свои формулировки проблем с кодификатором в конце пособия.
Постарайтесь уловить специфику постановки проблемных вопросов, увидеть, какие проблемы выражены в том или ином тексте больше, а какие затрагиваются по касательной и неудобны для написания полноценной работы. Обращайтесь к заданиям 22–26, помогающим осмыслить тексты. Потренируйтесь искать в тексте материал для комментария. Набрасывайте план:
- Пример-иллюстрация № 1 (что делает автор в тексте?);
- Пояснение (зачем он это делает?);
- Пример-иллюстрация № 2;
- Пояснение;
- Смысловая связь между примерами.
Работайте и с художественными текстами, в которых сложнее выявить проблему, и с публицистическими, к которым труднее написать хороший комментарий.
Миниатюра. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней?
... золота до бирюзы - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь. Сочинение-миниатюра. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней? ... проходите слева! Высокое напряжение! Берегись! Граждане в нетрезвом виде в баню не пропускаются! Знакомо? А нравится? На горных тропах Таджикии: «Путник, будь осторожен, ты здесь - как ...
Сочинение ЕГЭ — крайне специфическая работа. Если она вам не даётся с первых попыток, то это абсолютно ничего не говорит о вашем умении писать и не умаляет литературных и творческих способностей. Самое время подумать о писателях, которые бы, вероятно, ужаснулись при виде всех вышеописанных требований и ни за что не справились бы с предлагаемой работой без специальной подготовки (это ли не абсурд?).
Не отчаивайтесь: вы в хорошей компании! Остальное — дело практики.