Образцы сочинений по проблеме Экология языка

Сочинение

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по тексту И. Руденко Какой лексикой насыщена наша жизнь»

C трашно… Что пугает нас в жизни? Потеря близких? Падение рубля? Неудачная сдача экзаменов? А вот автор предложенного мне текста И.Руденко считает, что страшно должно быть, если ПОТЕРЯ значимых слов («гуманный», «почтительный», «деликатный») ведёт за собой утрату чувств, воздействующих на человека. Именно проблему влияния слова на человека поднимает журналистка в тексте под названием «Какой лексикой насыщена наша жизнь?».

Исторические корни этой эстетической проблемы довольно глубоки. Вспомните некоторые из библейских заповедей: «Не укради!», «Не убей!». Уже 2000 лет назад человек при помощи слов учил почитать нравственные ценности, а, значит, воздействовал. Можно ли говорить об актуальности данной проблемы? Трудно в этом усомниться. Кто из нас не сталкивался с назойливой рекламой? А ведь это яркий пример побуждения к покупке, затрате, обмену – всё это воздействие слова на человека. Анализируя проблему, автор сравнивает слово с музыкой, чтобы показать, насколько они похожи. Публицисту важно передать, как слово ВЛИЯЕТ не только на массовую аудиторию («телевизионная реклама известного магазина»), но и на маленького мальчика, услышавшего: « Убить тебя мало!». Не случайно завершением данного текста является вопросительное предложение. Автор предлагает задуматься о том, насколько подвержены мы воздействию слова.

И.Руденко не скрывает своей позиции. Она утверждает, что слова могут пробуждать как добрые, так и низменные чувства. Автору статьи страшно от того, что мы осознанно произносим жёсткие, грубые, унижающие слова. Автор призывает нас «избавиться» от слов – паразитов, но самое главное — быть «чутким к слову», а значит, к человеку.

Безусловно, я согласен с точкой зрения И.Руденко: каждый из нас уже убедился на своём опыте в том, что словом можно воздействовать на человека. Общаясь за рубежом, мы не сомневаемся в позитивном отношении к себе, если слышим всем привычные слова-приветствия.

О необычно значимом воздействии слова на человека повествует известный писатель Эрик Эммануэль Шмит в произведении «Оскар и Розовая Дама». Главный герой, Оскар, смертельно больной мальчик, обращаясь в письмах к Богу, находит себя. Его яркие, лёгкие, ироничные послания воздействуют на него самого, его сиделку Бабушку Розу, на нас только с положительной стороны. Именно слова помогают ему обрести смысл жизни, понять и простить родителей, найти человека, близкого по общению.

1 стр., 345 слов

Человек и общество. Определение проблемы текста

... героизм/тру­сость, любовь/ненависть и т.п.). Типичные проблемы текстов, Человек и общество Проблема несправедливости социального уст­ройства общества. Проблема воспитания. Что влияет на формирова­ние личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная ...

Не менее ярким подтверждением тезиса о том, что речь влияет на наше мировосприятие, является рассказ А. Куприна «Анафема». Отец Олимпий, главный герой, проводя обряд анафемствования, произносит вместо «анафема» « многая лета». Что повлекло это за собой? Для прихожан писатель Лев Толстой остался великим автором «прелестных» повестей, мастером слова. Что же касается самого героя, он обрёк себя на вечное отлучение от церкви, на тяжёлую жизнь при монастыре, на хлеб да воду. Читая рассказ, мы убеждаемся в том, как замена даже одного слова может привести к серьёзным последствиям, как много подчас заключено в нём.

Заканчивая своё рассуждение, я возвращаюсь к финальному вопросу предложенного мне текста. На приведённых выше примерах я убедился в том, что слова могут обладать как разрушительной, так и воскрешающей силой, а значит, каждый из нас должен задуматься, прежде чем произнести что-либо.

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по тексту М.Молиной Россияне убивают русский язык…»

Прочитав статью М.Молиной, я вспомнила высказывание американского философа Ралфа Эмерсона: «Язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принёс свой камень». Эта цитата, как и предложенный мне текст, заставляет задуматься о том, что каждый из нас «разрушает» этот город, принося в него жаргонизмы, нецензурные, грубые выражения.

К сожалению, данная нравственная проблема не нова. Не случайно историк 17 века дьяк Иван Тимофеев относил сквернословие и произношение «матерных» слов к порокам и грехам наравне с ложью, лицемерием, сребролюбием и обжорством. Дьяк считал это причинами Смуты, едва не погубившей Россию. Проблема загрязнения языка и сегодня находится в центре внимания. Именно поэтому был создан международный проект «Тотальный диктант», цель которого – заставить людей задуматься о том, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность развивать.

Автор предложенного мне текста рассматривает данную проблему на примере книги Владимира Быкова «Русская феня. Словарь интержаргона и асоциальных элементов». М.Молина анализирует причины криминализации языка и задаётся вопросом: что служит причиной низкой требовательности людей к своей речи? Публицист уделяет особое внимание вкусам молодого поколения, отмечая восприимчивость молодёжи к жаргонизмам.

В данном тексте позиция автора выражена явно. М. Молина говорит о явном «наличии проблемы». Публициста возмущает то, что «блатнячина», звучащая с экранов телевизоров, «становится нормой». Автор утверждает, что тем самым СМИ оказывают воздействие на общество, а особенно на молодое поколение. М.Малина убеждена: проблема защиты языка – это проблема «культурного самоосознания общества». Публицист справедливо считает, что общая речь — это то, что связывает нас в единую нацию, что именно язык «сформировал наше мышление» и что «первейшая забота» каждого из нас – не дать ему погибнуть.

Несомненно, я согласна с М.Молиной. Несмотря на то что в 2014 году нашим правительством была принята вынужденная мера и установлены возрастные ограничения в СМИ, в «мультиках» с ограничением «0+» можно услышать жаргонные и грубые выражения и сегодня.

2 стр., 782 слов

Проблема сохранения чистоты русской речи

... наш язык. (18) Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». ... речи автор противопоставляет одухотворенное звучание слов, “которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней”. Журналиста волнует масштаб распространения проблемы, ... общению, но и повлиять на формирование личности человека. Аргументируя ... (5) Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться ...

С удовольствием прочитала «Письма о добром и прекрасном» нашего современника Д.С.Лихачева. В очерке «Как говорить?» писатель рассуждает о неряшливости в речи человека, сравнивая её с неряшливостью в одежде. Д.С.Лихачёв утверждает, что бравирование грубостью в языке, как и бравирование неаккуратностью в одежде свидетельствует о «психологической незащищённости человека» и его слабости. Писатель называет ругань и сквернословие «плевками», а людей, выражающихся нецензурно и грубо – «плюющимися словами». Поражает, как точно автор делает вывод из поведения «плюющихся» людей: явления, к которым они выражают презрения «плевками», на самом деле волнуют, беспокоят и мучают их. Д.Лихачёв, как и М.Малина подчёркивает важность языка, говоря о том, что речь – важнейшая часть нашего поведения в жизни. Писатель также отмечает, что по речи человека определяется его интеллигентность, уравновешенность и степень «закомплексованности».

Не менее ярко проблему защиты языка раскрывает П.Санаев в своей автобиографической повести «Похороните меня за плинтусом». Бабушка, воспитывающая внука, любит Сашу и заботится о нём, посвящает ему годы своей жизни. Но её «жесткая» любовь не воспринимается ни окружающими, ни самим героем. «Сволочь проклятая», «будь ты проклят», «чтоб ты всю жизнь в тюрьме кончил», «чтоб ты заживо сгнил» — такими «речевыми комбинациями» награждает бабушка мальчика за детскую неловкость, несуразные, пустяковые проступки. Шокирует и то, что мальчик называет свою маму «чумочкой», от бабушкиного «чума». Почему же мальчик не любит бабушку, которая, конечно же, живёт только им? Думаю, именно языковая среда, речь взрослого человека, окружающая мальчика, оказывает огромное влияние на психику ребёнка, его мировосприятие. Пример тому – та же «чумочка», которая выросла настолько неуверенным, замкнутым, боязливым человеком, что не может забрать у бабушки собственного ребёнка.

Завершая рассуждение по этой глобальной проблеме, не могу не заметить, что её решение зависит от каждого из нас.

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по тексту М.Молиной Россияне убивают русский язык»

Сейчас не редкость услышать от пятиклассника такие грубые нецензурные выражения, о существовании которых мы в их возрасте даже не подозревали! «Вот дети растут», — мелькнет в голове мысль. Но так ли уж красив и чист язык взрослых, «интеллигентных» людей? Ведь главный источник непристойного поведения молодёжи, непонимания ею ценности родного языка кроется прежде всего в общем уровне языковой культуры! Проблема чистоты русского языка и поднимается в тексте известной российской журналистки Марии Молиной.

Безусловно, вопрос сохранения настоящего русского языка актуален. Поэтому не удивляет тот факт, что проект Ольги Ребковец «Тотальный диктант» из обычного развлечения вырос в масштабную международную акцию. Её цель — привлечь внимание к вопросам грамотности, чистоте языка. Такая задача особенно важна сейчас, когда все больше детей убеждаются в том, что раскидываться вульгарными неприличными словами – это «круто». Проблему экологии языка автор предложенной мне статьи рассматривает на примере растущей популярности жаргонизмов в России. Особое внимание М. Молина обращает на усиление этой тенденции в СМИ.

3 стр., 1357 слов

Урок русского языка. Развитие речи. 3 класс. -описание животного ...

... файл, чтобы посмотреть картинку ] Такая ли она – кошка? А какая? Конечно, люди так и называют кошку: Мой ласковый и нежный зверь Итак, речь пойдёт о кошках. Предки её появились на земле довольно давно, более ... розовый носик. У Рыжика рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный котик. слайд № 15) 2 группа (слайд № 16) Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он ...

Позиция автора мне, безусловно, понятна. Она не выражена словесно, но определить ее нетрудно, оценив художественные средства, использованные автором. В одном из предложений текста Марией Молиной использована метафора «ругательства так и сыплются». В столь яркой визуализации слов проявляется негодование и обеспокоенность автора бесконтрольным растлением нравов через легализацию ненормативной лексики.

Конечно, я солидарен с мнением автора по этой проблеме. Я испытываю потребность в чтении книг разных жанров, от художественной до научной литературы. Такой отдых мне не заменит ни одна телевизионная программа. И как важно, чтобы чтение доставляло эстетическое наслаждение!

Проблема чистоты русского языка находит свое отражение в публицистических работах Д. Лихачева. Говоря о важности языка для человека, академик подчеркивает главную функцию речи — способность к формулировке любой мысли через язык. Действительно, каждая наша идея зарождается в словах. А поэтому, как говорил публицист, язык — одно из самых верных средств для понимания ценностей человека, его культуры. Таким образом, автор раскрывает важные аспекты языка, объясняя нам необходимость его правильного использования.

Понимание сущности внутреннего мира человека через восприятие его лексики особенно ярко отразилось в произведении П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Недовольство всеми окружающими людьми, неудачами в своей жизни бабушка главного героя — Саши Савельева — выражает через грубое сквернословие, которым она «посыпает» своих внука и мужа. Каждую новую страницу одолеваешь, как вершину Эвереста, — настолько трудно читать угнетающие ругательства бабушки. Несмотря на тяжесть восприятия сюжета, приходишь к отчётливому пониманию: сквернословие – совсем не такое красивое явление, каким его себе представляет современная молодежь, и воздействие его на психологическое здоровье неоспоримо.

Заканчивая свое сочинение, я прихожу к выводу: любой уважающий себя человек должен трепетно относиться к своему родному языку, который, безусловно, является главным звеном, объединяющим нас в единый народ.

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по тексту М.Молиной Россияне убивают русский язык…»

Американский философ, Ралф Эмерсон, однажды сказал, что язык — это город, на построение которого каждый человек принес по камню. Прочитав предложенный нам текст М. Малиной, я в очередной раз убедилась в злободневности проблемы экологии языка.

О наличии угрозы русскому языку свидетельствует свидетельствует тот факт, что летом 2014 года был ужесточен Федеральный закон « О государственном языке Российской Федерации», в котором теперь прописана цензура массовой информации. В предложенном нам тексте автор рассуждает об «убийстве» русского языка, причинах «криминализации» речи и выявляет возможные методы решения данной проблемы.

Позиция автора представлена явно. Уже в названии текста видна убежденность М.Малиной в преступности действий, совершаемых россиянами по отношению к родному языку. Главным средством защиты языка публицист считает воспитание самоосознания подрастающего поколения.

5 стр., 2129 слов

Материал к сочинению «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?»

... употребления, заменились другими более современными словами, обозначающими, в сущности, то же самое. Но, несмотря на это, устаревшие слова играют определенную роль в нашей жизни, занимают свою нишу в художественной литературе. Итак, цель моего сочинения ...

Я думаю, что проблема чистоты русского языка имеет отношение к каждому из нас. Употребление в речи сленга, нецензурной лексики – признак непатриотизма говорящего. И стоит об этом задуматься.

Проблема экологии языка наглядно раскрыта в рассказе М. Зощенко «Обезьяний язык». Наш язык, по мнению автора, «засорен» иностранными словами, неуместное использование которых затрудняет взаимопонимание и превращает в речь в непонятную смесь. На наших глазах два героя рассказа, общаясь при помощи заимствованных слов, заставляют сомневаться в понимании ими ситуации, компетентности. М.Зощенко не призывает к полному искоренению заимствований, но показывает последствия, к которым приводит искажённая речь.

Наш современник, писатель Павел Санаев, в своей повести «Похороните меня за плинтусом» также поднимает проблему экологии языка, показывая ее роль в воспитании человека. Главный герой повести, Саша Савельев, живёт с бабушкой. Мальчик отличается слабым здоровьем и некрепкой психикой, и это усугубляется окружающим его сквернословием. Удивительно, что понимает это сам автор и читатели, главная же героиня – бабушка мальчика — не задумывается об этом вообще. Читая повесть, понимаешь, что даже такое чувство, как любовь не способно «обезвредить» языковую среду, в которой мы живём.

Думая о словах Ралфа Эмерсона, которыми я начинала сочинение, отчётливо понимаю, ка важно, чтобы камни, из которых строится наш «город» — русский язык, — были крепкими, позволяли следующим поколениям наслаждаться красотой, богатством родной речи.

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по тексту Н.Галь Молодой отец строго выговаривает..»

Выдающийся литератор Нора Галь известна читателю как автор, в произведениях которого поднимаются важные для общества вопросы. Так и в предложенном мне тексте писатель ставит проблему сохранения чистоты языка.

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, Нора Галь предлагает нашему вниманию «подлинный, ненароком подслушанный разговор». Автор удивлён словами отца, который в диалоге с четырёхлетней дочкой употребляет канцеляризм «поставь в известность». Для того чтобы показать масштаб проникновения бюрократических оборотов в речь, Нора Галь упоминает об их употреблении как в работе экипажа космического корабля, так и самой обыденной обстановке. Свою тревогу, озабоченность состоянием языка автор передает при помощи яркой метафоры, сравнивая канцелярит с самой злокачественной болезнью, с «окаянным» и «зловредным» недугом, чьи чу­же­род­ные, гу­би­тель­ные клет­ки лишь «за­би­ва­ют и угне­та­ют живое, по­лез­ное ядро» нашей речи. Не случайно Нора Галь обращается к статье «редкостного знатока» русского слова К.И.Чуковского. Тем самым автор показывает, что не многое изменилось с тех пор: в сотнях произведений «раз­ные люди по раз­ным по­во­дам раз­го­ва­ри­ва­ют постылыми штампами». Анализируя финальную часть текста, понимаешь, что в ней намеренно использована такая синтаксическая конструкция, как риторический вопрос. Я думаю, что это своеобразный призыв Норы Галь с просьбой задуматься о том, какую роль может сыграть каждый из нас в сохранении речи.

Позиция автора не вызывает сомнений: литератор озабочена распространением офисного стиля речи. Именно поэтому ей хочется «снова бить в набат, взы­вать, умо­лять, уго­ва­ри­вать» каждого из нас при­ви­вать людям бе­реж­ное от­но­ше­ние к род­но­му языку.

4 стр., 1958 слов

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего ...

... проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».(М.Н.Кожина) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, ... сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». ... неприятие жестокого поступка детей. 5. Позиция автора (поможет указать роль приведённых ...

Тот вывод, к которому приходит Нора Галь в ходе своего рассуждения, понятен и близок мне. Я считаю, что человек должен сохранять родной язык, потому что неуместное употребление жаргонизмов, канцеляризмов, иноязычных слов не только затрудняет взаимопонимание. Необходимо понимать, что слово — это наше достояние, связь и преемственность поколений.

Убедиться в том, как важно беречь родной язык, можно, обратившись к рассказу М.Зощенко «Обезьяний язык». В центре нашего внимания герой, с трудом понимающий разговор соседей по собранию. Ситуации, описанные сатириком и Норой Галь, похожи: в обоих случаях разговор идёт о засилье в обыденной речи иноязычных слов, канцеляритов. «Пленарные, кворум, подсекция» — эти и многие другие не к месту сказанные слова создают сатирический настрой рассказа, помогая за смехом увидеть серьёзное отношение автора к проблеме чистоты языка.

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к стихотворению известного русского поэта И.А.Бунина «Слово». Читая проникновенные строки: «Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана…», понимаешь, насколько важную роль играет речь в нашей жизни. «Достоянье», «дар бессмертный»- эти метафоры позволяют автору передать неимоверную ценность слова. Вместе с лирическим героем понимаешь, что в дни злобы и страданья необходимо думать о спасении родной речи, потому что без неё нет человека, нет народа.

Известный американский философ Ральф Матисон говорил: «Язык — это город, на строительство которого каждый живущий в нем должен внести свой камень». Эти слова, как и текст Норы Галь, заставляют меня глубоко задуматься о том, как много в деле сохранения чистоты речи зависит от нас.

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по тексту Т.В.Жаровой Какое же зеркало жизни наш язык»

В своих статьях и очерках известная журналистка Т.В. Жарова ищет ответы на многие вопросы современного общества. В тексте, который можно было бы назвать «Зеркало жизни», автор поднимает проблему сохранения чистоты русской речи.

Анализируя данный вопрос, автор рассуждает о величии языка и о том, какие проблемы нужно решить, чтобы сохранить его в чистоте. Т.В.Жаровой важно понять причины загрязнения, «разноцветья» речи. Для этого она рассматривает такие процессы, как обрусении иноязычных слов («фанатик», «фанат»), «национализация» устаревших слов, ставших уже «на­ши­ми», «свой­ски­ми» («приватный» -«прихватизация»), засилье уголовной лексики («кру­тые», «при­коль­ные»).

Всем этим загрязнениям речи автор противопоставляет одухотворенное звучание слов, “ко­то­рые ушли вре­мен­но, но живут на стра­ни­цах клас­си­ков и ждут свет­лых дней”. Журналиста волнует масштаб распространения проблемы, охватившей даже средства массовой информации. В финальной части предложенного мне текста автор акцентирует внимание на нашей общей ответственности за процессы, происходящие в языке.

4 стр., 1859 слов

Конспект развития речи 7 класс план-конспект по русскому языку (7 класс)

... можем выделить в рассказе? Сейчас посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь изображена схема рассказа на основе услышанного. Как начнете вы свой рассказ? Основная часть вашего сочинения будет связана с рассказом истории автора. Здесь же вы ...

Точка зрения Т.В.Жаровой не вызывает сомнения. Журналист уверена в том, что каждый из нас виновен в загрязнение, мешанине языка. С ее точки зрения, не надо «оби­жать» пош­ло­стью, чужим сором, не­нор­ма­тив­ной лек­си­кой, кан­це­ляр­ски­ми изыс­ка­ми родной язык.

Мне понятна и близка позиция автора. Я убеждена: необоснованное употребление заимствованных, канцелярских, просторечных слов способно не только помешать общению, но и повлиять на формирование личности человека.

Аргументируя свою позицию, мне хотелось бы обратиться к произведению М.Зощенко “Обезьяний язык”. Перед нами герой, который подслушивает разговор своих соседей по собранию. Анализируя его ощущения: недоумение, непонимание происходящего — мы осознаем причины, по которым у героя, как он сам говорит, “затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы ”. “Пленарное”, ”кворум”, ”перманентный” – этими канцелярскими слова перенасыщена речь говорящих, что и затрудняет восприятие слушающего. Читая сатирический рассказ М.Зощенко, мы понимаем, что ирония автора направлена на неуместное употребление слов официально-делового стиля, что и является причиной несостоявшегося общения героев.

О том, как языковая среда может повлиять на формирование личности, рассказывает П.Санаев в произведении “Похороните меня за плинтусом ”. Читая историю главного героя, Савельева Саши, мы узнаем, в каких тяжелых условиях он растет. К сожалению, за словами: «проклятая сволочь», «тяжкая крестяга», «мразь» – мальчик не может почувствовать той искренней любви, которая движет всеми поступками бабушки. Эти и многие другие слова-проклятия, несомненно, искажают мироощущение ребенка. Так, Саша, называя свою маму ласково Чумочкой, не осознает, что произошло это слово от оскорбительного “чума”, а его детская мечта (главный герой просит, чтобы его похоронили за плинтусом в комнате мамы) убеждает, насколько деформировано восприятия мальчиком мира. Страшно подумать, к каким последствиям может привести языковая обстановка, в которой мы растем!

Текст Т.В.Жаровой обращен к каждому из нас. Автор помогает читателю переосмыслить отношение к собственной речи и понять, что все мы ответственны за чистоту родного языка.