Проблема взаимосвязи образованности и нравственных качеств человека. (Быть или казаться?)

Сочинение

Проблему приобщения человека к ценностям мировой культуры поднимает Д. Гранин. Стоит ли приобщаться к ценностям мировой культуры для престижа? Обогащает ли человека формальное, без эмоционального сопереживания, посещение музеев, культурно-художественных мест России? Эти вопросы он пытается решить, рассуждая над ними остро, полемично.

Автор показывает нам совершенно не похожих людей. Перед нами трое молодых людей, они живые, смешливые, острые на язык, умные, начитанные, в курсе книжных новинок и, похоже, не прочь выставить свой интеллектуальный багаж напоказ.

Ермаков «ничего не читал, не видел, не стремился», но он «золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять». Он не был в музеях, не умеет поддержать разговор, однако собеседник автора отдаёт ему явное предпочтение, потому что в нём есть честность, доброта.

Гранину несимпатичны люди, которые свою начитанность, «культурность» выставляют напоказ, для которых посещение музеев, культурно-художественных мест России всего лишь желание покрасоваться, вскользь в разговоре упомянуть об этом.

Автор считает, что честнее открыто не интересоваться произведениями искусства, чем формально приобщаться к культурному наследию. Но образованность, эрудиция важны: человек образованный — интересный собеседник, привлекающий внимание людей кругом своих познаний, самостоятельностью суждений.

Не могу не согласиться с позицией Д. Гранина. Мне кажется, что речь здесь идёт об истинной интеллигентности.

Какой человек может именовать себя интеллигентом: тот, кто обладает большой эрудицией и хвалится этим, или mот, кто честно трудится, умеет в трудную минуту прийти на помощь, честен и порядочен?

Многие авторы убеждают нас, что второе определение интеллигентности точнее. Вспомним чудесную книгу Д. С. Лихачёва, обращённую к нам, молодым. Это книга «Письма о добром и прекрасном».

В одном из писем, названном «Человек должен быть интеллигентен», он утверждает, что интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

1 стр., 434 слов

Сочинение что значит уметь слушать другого

... мы становимся активным слушателем, мы без слов делаем собеседнику комплимент. Ведь человек, обладающий умением слушать собеседника внимательно, не просто воспринимает то, что ему говорят, а и сам формирует процесс ... уме. И больше не будет такого, что в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Даже когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многое из ...

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

А. И. Солженицын в рассказе «Матрёнин двор» повествует нам о трудной жизни Матрёны Васильевны Григорьевой. Здесь, по-моему, тоже дано понимание того, что простой человек, не обладающий широтой знаний, эрудицией, способен понимать прекрасное. Вспомним, как отнеслась Матрёна Васильевна к пению Шаляпина и музыке Глинки. О первом она сказала: «Чудно поют, не по-нашему». А услышав романсы Глинки, «вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах. «А вот это — по-нашему…» — прошептала она.

Конечно, приобщаться к культурному наследию нужно, но делать это необходимо по велению сердца и ума.

Образованный, интеллигентный человек будет любопытен для других, а его жизнь станет наполненной самыми разными интересами.

Автор: Светлана