Проблема воспитания. По М.П. Алпатову

Сочинение

Сочинение по тексту:


В предлагаемом для анализа тексте М.П. Алпатова ставится проблема воспитания. Автор статьи задаётся вопросом: следует ли наставнику вмешиваться в развитие своего подопечного или лучше отдать предпочтение «естественному» становлению личности?

Говоря о важности семейного воспитания, автор высказывает мнение, что воспитатель, безусловно, должен воздействовать на ребёнка. Однако это воздействие должно быть деликатным и аккуратным, не допускающим насилия над личностью. М. Алпатов приводит пример того, как любящий отец, желая, чтобы его сын непременно стал офицером, препятствовал свободному духовному развитию своего «чада». В результате тот вырос несамостоятельным человеком, не нашёл своего места в жизни и не был счастлив. В то же время автор полагает, что положительная семейная среда чрезвычайно важна в воспитании и её следует формировать. Причём, как подчёркивает автор, позитивная среда может быть сформирована личным примером воспитателя, а не одними словесными поучениями.

Главная мысль текста М. Алпатова сводится к тому, что если мы хотим иметь достойный результат воспитания, нам следует бережно относиться к личности ребёнка и самим демонстрировать исключительно нравственное поведение.

Соглашаясь с автором, подчеркну, что процесс воспитания нельзя пускать на самотёк и слова воспитателя никогда не должны расходиться с делами.

Справедливость высказанной мысли подтверждается примерами из произведений русской литературы. Обратимся к повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Сын богатого судьи, юноша Вася, сдружившись с бедными детьми — Марусей и Валеком, совершает «кражу»: он выносит из дома семейную реликвию — куклу, подаренную его покойной матерью Васиной младшей сестре. Вася отдал куклу умирающей от туберкулёза Марусе. Судья, узнав о проступке сына, собирается наказать его. Однако он полностью прощает сына, когда выясняет, что тот хотел порадовать тяжко болеющую бедную девочку. Итак, непритворное участие отца в делах сына, несомненно, способствовало формированию благородства в характере Васи, его нравственному взрослению.

5 стр., 2332 слов

Значение детского творчества для развития личности ребенка

... декоративной деятельности. Такой подход позволит ребёнку другими глазами взглянуть на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности. Значение детского творчества для развития личности ребенка Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно ...

Другим примером может служить поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в которой описывается детство Павлуши Чичикова — главного героя произведения. Атмосфера детства была тяжёлой и грустной — ни друга, ни товарища рядом. Лишь больной суровый отец, строго обращавшийся с ребёнком. Наставление отца «беречь и копить копейку» Чичиков выполнил, став героем-приобретателем, идущим по человеческим судьбам, как по лестнице, вверх. Не получив достойного семейного воспитания, не имея нравственной основы в своей душе, герой сделался «подлецом», несмотря на то, что обладал и положительными качествами, которые не были должным образом развиты.

В заключение подчеркну мысль, что, воспитывая, следует уважать в ребёнке личность и развивать лучшее, что в нём заложено.


Текст М.П. Алпатова:


(1)Результат воспитания кажется подчас обескураживающим человеку, редко задумывающемуся над причинно-следственными связями. (2)Все знают, что воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования.

(3)Воспитывает все: родители, школа, враги, друзья — словом, окружающая среда. (4)Это трюизм — всем известная и порядком избитая истина.

(5)На вопрос, что более действенно в воспитании: семья или школа, — ответить или трудно, или невозможно, ибо воспитывает действительно всё.

(6)Возьмём, например, семью. (7)Эта «ячейка общества» несёт прямую ответственность за нравственное состояние и судьбу человека, в ней родившегося. (8)Вспоминается такая история.

(9)Заботливый, любящий отец, пекущийся о своём чаде, отслеживающий каждый шаг отпрыска. (10)Когда сын был ещё в колыбели, отец, военный инженер, твёрдо решил сделать из него человека в погонах и настойчиво, целенаправленно готовил мальчика к военной карьере. (11)Послушный ребёнок, нерешительный в собственном выборе, во всём доверяя отцу и видя его искреннюю заботу, знал, что родитель плохого не посоветует. (12)Военное училище, куда был определён юноша и где проучился положенное число лет, оказалось для его медлительной, рассеянной натуры ни уму ни сердцу. (13)Он выучился, начал работать — не заладилась служба, да и отношения с сослуживцами не клеились. (14)Под нажимом отцовской воли сын долго преодолевал себя — всё безрезультатно. (15)Время же шло быстро. (16)Светлое будущее уходило безвозвратно, ускользало, оборачиваясь безликой, серой прозой.

(17)Ставший со временем зрелым человеком сын боялся что-либо делать самостоятельно, без отцовской поддержки. (18)С ним произошло несчастье такого толка: из-за отцовского нажима и опеки он не узнал ни себя, ни своих истинных возможностей, не нашёл своего призвания и места в жизни.

(19)Неуверенность в себе, страх перед принятием собственных решений — такой финал ждёт каждого, кому не пришлось жить своим умом.

(20)Но что же, вообще отказаться от вторжения в жизнь подрастающего человека? (21)Всё пустить на самотёк? (22)Не вмешиваться в естественный ход развития? (23)Вряд ли это верно. (24)Положительную среду, а с нею и нравы надо формировать. (25)Формировать прежде всего в семье. (26)Если этого не делать нам, любящим, то это сделают другие, нелюбящие, и будет хуже.

(27)3десь нет мелочей, здесь каждый нюанс может сыграть огромную роль. (28)3десь важно всё: и высказываемые родителями мнения по существенным и самым ничтожным вопросам, и их конфликты, не ускользающие от детей, и их предпочтения. (29)При этом самое главное — позитивный личный пример, а не поучения, не наставления, хотя и они имеют значение.

2 стр., 541 слов

Рассуждение Человек будущего

... создавая и не созидая ничего взамен. Человек будущего Несколько интересных сочинений Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во ... установленную «реальность» Знаменитый художник Валентин Александрович Серов написал много замечательных картин. Особое место в творчестве Валентина ... отходить на второй план, думая о своем комфорте и о гармонии в жизни, человек будущего не будет терпеть утеснение ...

(30)Положим, вы говорите детям мудрые слова о милосердии, о самоотдаче, о духовной пользе жертвенности. (31)Но ваши слова — только слова, если дети ваши не видят проявляемое вами милосердие, как-то: защиту бездомных животных, раздачу милостыни бедным, помощь болящим и так далее.

(32)Если вы говорите о щедрости, а сами стяжаете, беспокоясь, как вы утверждаете, исключительно о будущем своего семейства, то вряд ли дети ваши в недалёком будущем не пожалеют для нищего свою, пусть даже не востребованную никогда вещь. (33)Они припрячут её, думая о своём будущем.

(34)Если вы делите мир на две части: свою семью, для которой вы готовы многим пожертвовать, и всех остальных, которых можно и в жертву иной раз принести, вы рискуете получить эгоистичных, циничных обывателей в лице собственных детей. (35)И настанет день, когда их эгоизм будет обращён не к кому-нибудь, а именно к вам. (36)Именно вы станете для них никому не нужным «отработанным материалом», обузой на их жизненном празднике.

(По М.П. Алпатову)