( ) : «Проблема сохранения культурного наследия Ю. А. Гагарина в Хабаровском крае»

Сочинение

В своем тексте А. Солженицын поднимает проблему варварского уничтожения культурного наследия России. Разрушая памятники старины, люди словно предают забвению собственное прошлое, отбрасывая, как ненужный сор, древние обычаи, традиции, складывавшуюся веками культуру. Страшно себе представить, сколько церквей, старых домов, древних дворянских усадеб было уничтожено столетие назад и сколько их разрушается сейчас. «Москва – уходит!» — так звучат слова героини произведения Солженицына, и мы словно чувствуем, как вместе с Москвой уходит и вся старая Россия, и на её месте остаются одни лишь заброшенные «груды камня».

Автор заставляет читателей почувствовать глубокое сожаление о разрушенной красоте описанного им уголка Москвы. Через мысли и чувства главного героя, поражённого видом руин на месте маленькой церкви, как будто доносятся до нас размышления самого автора о том, как ужасно видеть последствия безбожного глумления людей над собственным национальным достоянием. Позиция писателя ясно прослеживается на протяжении всего текста: уничтожение памятников старины в его понимании – это ужасное злодеяние, при виде следов которого становится «горячо в глазах». Мне близка позиция автора, так как я считаю, что разграбление и осквернение памятников культуры – это преступление против Родины. Если человек осмеливается поднять руку на красоту, созданную предыдущими поколениями, то он просто варвар, не способный ценить и понимать того, что могло бы дать ему приобщение к культуре его народа. Известный публицист Д. Лихачёв в «Письме сорок первом» из цикла «Письма о добром и прекрасном» говорит о том, что утрата памятников культуры невосстановима, потому что каждый памятник индивидуален, и если его разрушить, то навсегда потеряется своеобразие той эпохи, в которую он был построен. Даже после реставрации старые здания не выглядят так, как раньше, – ведь «от умерших остаются только портреты».

В истории есть пример замечательного человека, боровшегося за сохранение российской культуры. П. Д. Барановский (1892—1984) — известный реставратор, в годы советской власти совершивший настоящий подвиг, спасая памятники архитектуры. Так, он спас от разрушения храм Василия Блаженного. По его чертежам был восстановлен Казанский Собор на Красной Площади, построенный в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году. По его инициативе создан музей Андрея Рублева и первый в России музей под открытым небом в Коломенском. Он спас около 90 церквей. Его заслуги перед Россией поистине неоценимы. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен воспринимать наследие прошлого как ненужный хлам. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и потому каждый из нас обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

1 стр., 494 слов

Влияние массовой культуры на человека

... к прошлому, заботу о будущем. Интересным мне показался подход к решению проблемы массовой культуры и её влияния на человека в статьях журналистов «Новой газеты» Г. Турчинского и В. Сулимова ... с ним делаем печальный вывод: массовая культура (в том числе массовая литература) оказывает разрушающее влияние на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека. Я полностью согласна с точкой ...

Похожие материалы:

  • Сочинение: Предательство и бесчестие: как связаны эти два понятия — .
  • Сочинение: Возможно ли бесчестьем спасти свою жизнь — .
  • Сочинение: Честь и бесчестие в произведениях о Великой Отечественной войне — .
  • Сочинение: В памяти людей остаются только честные — .
  • Береги честь смолоду — сочинение — .

Важность культурного наследия

Такая историческая часть духовной культуры играет важную роль в процессе становления и развития как современного общества, так и каждого отдельного человека, поскольку:

  1. Развитие образованной и социально-ориентированной личности невозможно без знаний традиций, обычаев и опыта прошлых поколений.
  2. Современная культура возникла в результате селекции определенного набора исторических ценностей и норм, одни из которых были безвозвратно утеряны, а другие сохранились до наших дней.
  3. Культурное наследие рассматривается многими специалистами как базис для дальнейшего развития духовной сферы жизни общества.

Виды культурного наследия

Концепция культурного наследия имеет глубинные корни и подразумевает под собой проявления творческого начала прошлых и нынешних поколений. Для того чтобы более детально описать такое сложное понятие, была введена условная классификация всех входящих в него объектов, так, есть:

  1. Материальная культура народа, имеющая осязаемое выражение.
  2. Помимо материальных существует и огромный пласт нематериальных или неосязаемых ценностей.

Нематериальное культурное наследие

Важной составной частью понятия являются нематериальные памятники культурного наследия, которые несут огромную историческую ценность для настоящих и будущих поколений. Часто они со временем могут приобрести материальное воплощение. Яркие примеры культурного наследия неосязаемого спектра:

  1. Традиционные танцы народа, к примеру, фламенко или танго.
  2. Процессии и ритуальные действа.
  3. Истории и предания, передаваемые из поколения в поколение.
  4. Навыки, к примеру, особое плетение ковров или содержание и дрессировка охотничьих птиц, стиль ритуального пения (ведическое, горловое).

  5. Необычные традиции, например, чаепитие или театр теней.
  6. Элементы стиля жизни, будь то средиземноморская диета или выполнение традиционных упражнений национальной гимнастики.

9 стр., 4328 слов

Обучение сочинению в начальной школе

... Предложить методические рекомендации по обучению написанию сочинений в начальных классах (из личного опыта.) Гипотеза исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Ожидаемый результат:, Конечный ... результат жизненного опыта, переживания. Сочинение начинается с первых уроков в 1 классе в виде небольших устных рассказиков, оно постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую ...

Материальное культурное наследие

Более четко нежели духовная культура народа, классифицирован ее материальный аналог. Традиционно к осязаемым объектам, которые включает в себя культурное наследие, относятся:

  1. Памятники и творения

    — К ним причисляются все материальные произведения искусства, будь то картины или скульптуры, и археологические объекты. Это могут быть как захоронения, так и надписи на скалах и многое другое.

  2. Ансамбли или комплексы
    • Это совокупности топографических рукотворных архитектурных объектов в природном ландшафте, обладающих ценностью для истории и культуры.
  3. Выдающиеся и достопримечательные места
    • Отличаются тем, что могут быть как природного, так и антропоприродного происхождения и обладать эстетической, архитектурной, исторической ценностью.

Объекты культурного наследия

Обширное понятие культурного наследия состоит из мельчайших объектов, которые созданы человеком вне зависимости от степени сохранности и обладают определенной ценностью. К ним могут быть отнесены:

  1. Археологические находки. К примеру, курганы, мегалиты, могильники, наскальные изображения, инженерные сооружения прошлого.
  2. Исторические объекты. Это могут быть как строения, так и территории. Например, храмы и соборы, поля сражений.
  3. Произведения монументального искусства: картины, скульптуры, барельефы.
  4. Элементы архитектуры и градостроительства: площади, улицы, застройки, старинные ритуальные сооружения.
  5. Произведения садово-паркового искусства.
  6. Естественные ландшафтные территории, например, пещера или метеоритный кратер, обладающие особым историческим и научным значением.

К тому же, весь перечень объектов культурного наследия по категории можно разделить на:

  • особо ценные для всего человечества или всемирные;
  • федерального значения;
  • регионального значения;
  • местного или муниципального уровня.

Объекты всемирного культурного наследия

Под особой защитой находится так называемое всемирное культурное наследие – это объекты, созданные человеком и несущие в себе особую культурную, природную и историческую значимость. Их определением и охраной занимается ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, культуры и науки).

44 стр., 21584 слов

Исторические факты о декоративно-прикладном искусстве

... искусства. Основными задачами дипломной работы являются: Определение сущности, целей и задач декоративно прикладного искусства; Изучение структуры, содержания декоративно прикладного искусства; Изучение методики эффективности декоративно прикладного искусства. 1. Декоративно-прикладное искусство, .1 Исторические ...

В 1975 году организация приняла Конвенцию об охране всемирного природного и культурного наследия. Это значит, что каждый из 1121 признанного объекта (список которых постоянно расширяется) обладает особым статусом и имеет следующие преимущества:

  1. Дополнительную гарантию сохранности и привлечение дополнительных денежных средств для ее реализации.
  2. Повышение престижа территории и развитие на ней альтернативных и более безопасных видов природопользования.
  3. Усиленный контроль за соблюдением всех правил использования и сохранения.

Последовательность формирования исторической памяти

У исторической памяти есть несколько этапов формирования. Спустя некоторое время люди забывают о случившихся событиях. Жизнь постоянно преподносит новые эпизоды, наполненные эмоциями и необычными впечатлениями. К тому же часто в статьях и художественной литературе события давно минувших лет искажаются, авторы не только меняют их смысл, но и вносят изменения в ход сражения, расположение сил. Появляется проблема исторической памяти. Аргументы из жизни каждый автор приводит свои, с учетом личного видения описываемого исторического прошлого. Благодаря разной трактовке одного события у обывателей появляется возможность делать собственные выводы. Конечно же, чтобы обосновать свою мысль, понадобятся аргументы. Проблема исторической памяти существует в обществе, лишенном свободы слова. Тотальная цензура приводит к искажению реальных событий, представлению их широких слоям населения только в нужном ракурсе. Истинная память может жить и развиваться лишь в демократическом обществе. Для того чтобы информация переходила к следующим поколениям без видимых искажений, важно уметь сопоставлять события, которые происходят в реальном времени, с фактами из прошлой жизни.

Смотреть галерею

Что такое историческая память

Она предполагает сохранение исторического и общественного опыта. Именно от того, насколько бережно в семье, городе, стране относятся к традициям, напрямую зависит историческая память. Сочинение по данной проблеме часто встречается в тестовых заданиях по литературе в 11 классе. Уделим и мы этому вопросу немного внимания.

8 стр., 3620 слов

Аргументы экология. Проблемы экологии: аргументы из литературы

... взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое. Экологические проблемы в ЕГЭ по русскому языку (проблема взаимоотношения человека и природы): Проблема уничтожения природных богатств. Если о грозящей человечеству беде ... и человек в русской литературе. Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". К ...

Смотреть галерею

Статья Д. С. Лихачева

В своей статье «Любовь, уважение, знание» академик поднимает тему поругания народной святыни, а именно рассказывает о взрыве памятника Багратиону, герою Отечественной войны 1812 года. Лихачевым поднимается проблема исторической памяти народа. Аргументы, приводимые автором, касаются вандализма по отношению к данному произведению искусства. Ведь монумент был благодарностью народа брату-грузину, который мужественно сражался за независимость России. Кто мог разрушить чугунный памятник? Только тот, кто не имеет представления об истории своей страны, не любит Родину, не гордится Отчизной.

Смотреть галерею