Кто современный герой детской литературы?

Эссе

Мы – повзрослевшие ангелы

в мире безумных проблем…

Наш автор, Михаил Адамов, поднял непростую тему: есть ли на свете книга, на которой можно воспитывать детей, привив им знания и нравственные ценности об устройстве мира, на которой можно и самому поучиться ориентироваться в сложных житейских ценностях? Думаю, что этот вопрос может интересовать многих, и просто поделюсь несколькими мыслями на этот счёт, приглашая заинтересованных авторов поучаствовать в беседе и дать Михаилу более объёмный ответ.

Скорее всего, одной книги, всеохватывающей, отвечающей на все вопросы каждого, входящего в мир, быть не может.

Отталкиваясь от этой мысли, перейду непосредственно к читателю, от имени которого выступает автор статьи – ребёнку. Я не уверена, что все дети такие уж ангелы, ведь именно они, нежные создания, воспитанные на Золушках, Айболитах и Репках, часто славятся немыслимой жестокостью и установлением своего миропорядка уже с младых ногтей, иначе откуда бы потом появились гитлеры, пиночеты, хусейны и иже с ними. Все мы когда-то были уютными малышками и херувимами в гольфиках, и как, по какой причине в кого-то вселяется всемирное зло и эти дети становятся плохишами? Можно ли воспитанием переделать наследственность или установившийся характер ребёнка?

Мы стараемся воспитывать своих малышей на положительных примерах и наказывать за плохое поведение (плохое с нашей, общественно-моральной точки зрения, принятой в нашем поколении).

Любой нормальный родитель хочет видеть в ребенке – в своём продолжении, своей крови – кого-то лучше, чище, одарёнее, чтобы… гордиться ими и дать им путёвку в жизнь. С другой стороны, люди с преступными наклонностями учат своих отпрысков, например, влезать через форточки и открывать двери чужих жилищ, но опять-таки, наверно, и они гордятся их достижениями. Поэтому я и не знаю, можно ли говорить «о книге из которой «Человек Этого Мира» (попросту чистый, наивный, искренний, откровенный ребенок пришедший в мир сей с подобными чувствами внутри себя) принял бы безусловный образ мира — как места для прекрасной, доброй, искренней, откровенной жизни…». Эта фраза безусловно выдаёт Михаила как доброго человека, не потерявшего веру в человечество – «Человека именно от себя самого…, от себя настоящего…, безусловного…, возвышенного…».

2 стр., 935 слов

«Не надо воспитывать ребенка с ним надо просто жить, уважая его ...

... дать детям возможность учиться на своих ошибках, самостоятельно делать выводы. «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира. ...

Заметьте, что куклы и кубики, юлы и плюшевые мишки успешно заменены игрой капиталистического восприятия действительности «Монополия» и всеми видами компьютерных игр, где выживает сильнейший, смелейший и умнейший, а не добрый и порядочный, считающий звёзды на небе Туманный Ёжик (образ которого многим до сих пор очень дорог).

Увы, время романтиков катастрофически сокращается и последним из них будет последний поэт на Земле.

Можно удивиться тому, что Михаил задает такие вопросы, как: что такое «Жизнь — это…» или «Человек — это…»

Нет таких ответов, и каждый приведёт массу своих и будет прав, от: «жизнь есть существование белковых тел» до: «жизнь – это борьба», и «творение божие».

Современное искусство отвергает роль положительного героя и показывает человека «во всей красе» – с болями, ошибками, самоотверженностью, трусостью, сделками с совестью и способного любить до самоотречения. Мы – повзрослевшие ангелы.

На вопрос «Имеется ли такая книжка, которая лишена безусловно интриги, лжи, хитрости, злобы, страдания, борьбы и другого многообразного насилия кого бы то ни было над кем бы то ни было…?» есть прямой ответ: нет такой книги, разве что есть отдельные добрые детские сказки, к которым не относятся сказки лучших сказочников мира, где людям приходится бороться или жертвовать собой ради блага ближнего или мира. Библейские сказания полны страданий и убийств – куда же дальше?

Наверное, сегодня можно с уверенностью говорить о книгах, объединённых одним главным героем, которые за последние двадцать лет приобрели безусловную массовую популярность среди детей и взрослых планеты, и это будет «Серия романов, представляющая собой совмещение многих жанров, среди которых есть фэнтези и подростковый роман с элементами приключений, детектива, триллера и любовного романа, а также включает в себя немало культурных отсылок. (По словам автора, главной темой романов является смерть, хотя они и рассматриваются в первую очередь как детская литература. Помимо этого в серии затронуты такие темы, как предрассудки и коррупция».

Да, речь идёт о Харри Поттере, придуманного британской писательницей Дж.К.Роулинг. Главный герой, опять же, не простой мальчик Том Сойер, а волшебник, поэтому брать с него пример для повседневной жизни трудно, хотя можно прийти к своему осмыслению действительности и своей роли в её хитросплетениях. Мы ещё не знаем, какими будут последствия влияния этой книги на умозрение детей, ставших уже взрослыми или… ставших ли? Иногда думается, что для своего времени носовский Незнайка на Луне был нисколько не хуже, хотя довольно политизирован, как сейчас вспоминается.

Я бы поставила вопрос шире: а каково будущее книги в жизни ребёнка? К сожалению, в наш бешеный ритм жизни хорошо вписываются только различные гаджеты: они быстрые, увлекательные, ярко иллюстрированные, подвижные и именно с ними ты в тренде, а значит ты – свой, тогда как для книги нужно уединение, отрыв, целеустремлённость. Всё больше кажется, что мы стоим на пороге нового отношения к книгам в целом и, конечно, тут были бы интересны мнения специалистов в этой непростой области знаний и воспитания детей.

Помню, в детстве у меня было несколько книг с выдвижными картинками, которые складывались на две или три части и были толстыми и очень ярко-красочными. Там можно было управлять героями: кивать их головами или пилить с ними деревья, дёргая за выдвижные полоски картона… Ко мне домой сбегались друзья, полюбоваться чудом оживающих на глазах строк любимых сказок… Чем сейчас можно удивить и порадовать ребятишек из огромного мира публикуемой книгопродукции? И что такое мораль в современном обществе и какие ценности мы бы хотели культивировать в наших детях?

2 стр., 837 слов

Информационное письмо о региональном конкурсе сочинений «Книга в моей жизни»

... Конкурса. Контактный телефон: ЗАЯВКА региональном конкурсе сочинений «Книга в моей жизни» Ф. И.О. участника (полностью) Класс Школа, адрес электронной почты, телефон Ф. И.О. учителя (полностью) Номинация, ... УЧАСТНИКИ КОНКУРСА В конкурсе могут принять участие обучающиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений, воспитанники учреждений дополнительного образования детей, учащиеся профессиональных ...

Ходим ли мы, чтобы они выросли жизнеспособными, уверенными в себе гражданами, способными в то же время чувствовать боль других, ответственность за планету? Или верх возьмут модные тенденции на личное обогащение и культивация элиты? Насколько сейчас жизнеспособна установка на то, чтобы дети росли «главное – здоровыми и счастливыми» и любое ли общество может создать для этого стабильные предпосылки?

При большом количестве вопросов, сопутствующих теме, главным всё равно остаётся детская книга, как источник воспитания. Или уже не источник?

Спасибо Михаилу, задевшему за живое своей публикацией. http://www.stihi.ru/2019/12/22/9967

2020 И-Ф-М