Класс. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста

Сочинение

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл выска­зывания современного российского лингвиста Л.Ю. Макси­мова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргу­ментируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочи­танного текста.

Вариант 1

Всем известно, что, разбивая текст на абзацы, автор по­могает читателю увидеть аспекты рассматриваемой пробле­мы, облегчает понимание произведения. С целью аргумен­тации этого утверждения обратимся к рассказу О. Павловой.

Автор постепенно знакомит нас с героями текста. От­дельный абзац, начинающийся с предложения 5, рассказы­вает о родителях Воли Горелова, которые сыграют немало­важную роль в судьбе Антипки, главного героя, поэтому автор сочла нужным абзацным отступом выделить инфор­мацию о них.

Предыстория же событий, о которых мы позже узнаем, начинается с предложения 8. Естественно, что и оно оформ­лено с красной строки, потому что автору важно было объ­яснить, что же стало их причиной.

Действительно, «при помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в компози­ции целого текста группы предложений или отдельные предложения ».

Лингвист Л.Ю. Максимов, автор этого высказывания, совершенно прав.

Вариант 2

Современный лингвист Л.Ю. Максимов писал: «При по­мощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы пред­ложений или отдельные предложения».

Действительно, членение текста по принципу группиров­ки мыслей или выделения акцентов очень важно. Именно благодаря абзацному членению читатель отслеживает ход мыслей автора, видит важные смысловые фрагменты произ­ведения.

Обратимся к предложенному тексту.

Пояснение о суеверии, объясняющее реакцию Вольки Горелова на слова отца о спорышке, заключено в отдельный абзац (предл. 15, 16).

Без него читателю нельзя было бы по­нять, почему именно так школьник отреагировал на упоми­нание о «нечистике».

А вот то, как поступил дед, глубоко оскорбленный гого­том Вольки, говорит о его характере: он никогда не даст внука в обиду. Автору важно было это подчеркнуть, поэтому предложение 18 вынесено в отдельный абзац.

6 стр., 2587 слов

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, ...

... предложения текста? их писали и хранили (предложение 4) 2) рукописи читали (предложение 5) 3) книжник находился (предложение 5) 4) романы были (предложение ... поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное ... тексте? Классик стихотворного рыцарского романа — Кретьен де Труа. Сохранилось пять романов Кретьена де Труа. Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. Ученые сочинения ...

Я абсолютно согласен с утверждением Л.Ю. Максимова: абзацный отступ играет огромную роль в понимании текста.

Вариант 3

Абзац в тексте оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей, выполняет экспрессивно- выделительную функцию, проясняет композиционно-син­таксическую структуру произведения. Об этом и говорил со­временный лингвист Л.Ю. Максимов: «При помощи абзац­ного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Найдем доказательства этой мысли в рассказе О. Павло­вой.

Ночь накануне встречи с учительницей, во время кото­рой Антип должен был передать ей цыплят, была тяжелой для мальчика. Автору хотелось показать, что чувствовал в это время Антип, поэтому переживания героя рассказа вы­делены в отдельный абзац, начинающийся с предложе­ния 30.

Утренние поспешные сборы и дорога в школу — тоже важный момент во всей истории, передающий острое жела­ние мальчика разминуться с угрожавшими ему мальчишка­ми, успеть донести птенцов целыми. Три предложения, по­вествующих о том, как ему удалось это сделать, также заключены в рамки отдельного абзаца (предл. 36, 37, 38).

Приведенные примеры доказывают правоту наблюдения Л.Ю. Максимова.

Текст для работы, Антипка-феникс

(1)Антипка вжал голову в плечи, на лбу выступила ис­парина. (2)Он попятился к парте, судорожно пытаясь нащу­пать стоявшую на ней коробку. (З)Если бы только можно было сейчас воспламениться на этом самом месте, и охва- титься огнем вмиг, с головой, и заполыхать, и сгореть, как полыхал тот стог заготовленного дедом сена, что подожгли мальчишки!..

,(4)И пусть бы огнем схватилась и доска, и целый класс, и стоявший в проеме двери человек, и вся эта школа!..

(5)Когда в шестой «Б» пришел Воля Горелов, Антипка не мог себе представить, какое испытание его ждет. (б)Волькины родители брали мясо птицы у деревенских, сдавали его знакомому директору магазина в ближайшем городе, а выручкой, истинный размер которой никогда ни­кому не был известен, делились нехотя, словно давали в долг. (7)Гореловы кур на продажу выбирали важно, осозна­вая, в какой зависимости от их выбора находятся многие сельчане.

(8)Антипке и деду хватало их небольшого хозяйства. (9)До поры, пока в конце учебного года завуч школы не объявила о том, что летом есть возможность отправить ре­бят на экскурсию за полцены в столицу…

(10)Дед увязал в мешок все до единой птицы и отправил­ся к Гореловым. (11)Первым из мешка напоказ был вынут старый петух с вылинявшими редкими перьями.

Старший Горелов поднял брови:

  • Да ты, дед, выжил из ума такого старого петуха держать! (14)Вот снесет он мне спорышка-Антипку, нечисти на дворе еще не хватало!

(15)Ходило по деревне поверье, что старый петух может снести яйцо — «спорышок», из которого выведется нечис­тая сила, обратится цыпленком, исполнит желания хозяина, а потом заберет его душу. (16)Старухи говорили, что зовется такой нечистик Антипкой.

Понять, зачем именно сейчас нужно было ожить это­му предрассудку, дед не успел, потому что тут же загыгы- кал, загоготал в голос Волька, повторяя: «Спорышок-Антип­ка! Внук евоный! Антипка-спорышок!»

8 стр., 3521 слов

Глава 1. Человек и мир в богодарованной красоте и гармонии. Человеческая ...

... душ сейчас намного меньше… Что такое роскошь? Ее сложно себе позволить: это сочетание красивой души и миловидного облика, что встречается крайне редко. Истинная прелесть заключается не в красоте внешней, а в красоте ... поступки , не было бы сегодня такой темы сочинения. Ведь человек стареет душой тогда, когда теряет в себе что – то самое главное и важное: любовь к себе, ко ...

Дед ринулся к Вольке, схватил его за ухо сухонькой, но сильной еще рукой и отшвырнул с дороги…

Вернулся домой дед только через несколько часов:

  • Учительница сказала, что деньги мы позже можем отдать, не пропустишь ты поездку, внучок! (21)Через месяц, как вылупятся цыплята, отнесешь их ей, хоть так спасибо за добро скажем…

С тяжелым предчувствием взял Антипка из рук деда мешок…

Авторитет Вольки среди мальчишек деревни был не­пререкаем. (24)И тот, с кем не водился он, становился изго­ем для всех деревенских ребят. (25)Скоро простые насмешки над «спорышком» наскучили, и Горелов предложил: «Не­чистая сила во дворе у деда бродит, только он все не верит, а давайте мы ему зенки-то раскроем!»

(26)Они подожгли сено… (27)Дед молча сбивал фуфайкой огонь, пока Антипка рыдал в голос: за что?

(28)— Спорышок, ты слышишь? (29)Понесешь цыплят — скараулим да головы им свернем, — прокричал кто-то за за­бором.

(ЗО)Антипка плохо спал в ту ночь: уснуть мешала горь­кая обида. (31)Но страшнее всего была не она. (32)3автра предстояло донести окольными тропками до деревенского сада, потом до дверей школы, а затем и до кабинета учи­тельницы дюжину цыплят, маленьких, теплых, ни в чем не виноватых… (ЗЗ)Как же Волька узнал про них?..

Мальчик ворочался несколько часов и, измученный, уснул под утро.

«Проспал!» — первое, что мелькнуло в голове, когда он открыл глаза.

Наспех собраться, в коробку уложить на дно мягкую шаль, пересчитать — один, второй, трое, десять, двена­дцать — все на месте! — и бегом, бегом, бережно неся не­плотно прикрытую крышкой попискивающую ношу… (37)Сад, школа, поворот коридора, заветная дверь… (38)Где, где же она, где же ты, учительница, миленькая?

(39)3апыхавшись, он осторожненько поставил на парту коробку и вздрогнул, услышав, как скрипнула дверь. (40)Антипка обернулся.

(41)На пороге, зловеще ухмыляясь, стоял Волька.

(42)«Душа человека живет вечно», — однажды сказал Антипке его дед, но только сейчас стало понятно: дед был не прав. (43)Потому что именно сейчас — и осознание было внезапным и ясным — охваченная диким ужасом, душа Ан- типки умерла. (44)Но немая мольба о пламени, нужном, чтобы покончить со всем здесь и сейчас, улетела в небо над утренней деревней и достигла цели.

(45)Умерла, сгорела в огне отчаяния душа спорышка, но в этом же пламени возродилась новым, пока незнакомым ему существом. (46)Антипка сжал кулаки и кинулся на Вольку как дикая птица, защищающая свой выводок, свое будущее, сбил, и тот выпал в коридор к ногам дружков. (47)Волька перепуганно, совсем как девчонка, заверещал:

(48)— Снимите! (49)Снимите спорышка с меня!

Антипка встал, отряхнулся и сказал в пол, не под­нимая глаз на одноклассников:

  • Кто к птенцам подойдет, тому несдобровать.

Он не видел, что и притихший класс, в ногах которо­го лежал его хнычущий вожак, тоже не мог поднять на него глаз. (53)А кто посмел бы, тот увидел бы, как рассветное солнце, горизонтально стелившее свои лучи, обняло Антип- ку и огнем вычертило в проеме двери его вытянутый в стру­ну силуэт.

Силуэт не птенца-нечистика, а сильной, новой, большой и бесстрашной птицы.

6 стр., 2788 слов

О душе (М. Пришвин). по тексту М. Пришвина (о природе)

... ищу вас, я зову вас, я тороплюсь, я боюсь: река жизни вечной сейчас уйдет к себе в море, и ... и необходимо мне дать её вам. Я хочу сказать, что весь смысл, и радость, и долг мой, и все только в том, чтобы я нашел вас и дал вам пить. Я не могу радоваться один, я ... дверь большого дома. Это необычная книга и, ... Михайлович Пришвин никогда не видел этой ...

  • Меня зовут Антип, — громко и спокойно сказал он.

Медленно развернулся и твердыми шагами пошел к столу с цыплятами.

Ребята поднимали глаза ему вслед и зажмуривались: лучи солнца, сходившиеся за спиной Антипа и поглощав­шие его фигуру, слепили их…

(По О. Павловой )