Конспект : «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее «

Сочинение

I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

II. Основные герои.

1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

а) Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

  1. Составление плана.

I. Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова?

II. Вечер в доме Фамусова.

1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).

3. Дерзкий смех Чацкого.

4. Слух о сумасшествии.

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

6. Одиночество Чацкого.

III. Поединок благородства и низости.

— Давайте попробуем вместе составить цитатный план.

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

I. Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова?

II. «Мильон терзаний…»

1. «С такими чувствами, с такой душой — любим!»

2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»

3. «Завистлив, горд и зол!»

4. «С ума сошел!»

2 стр., 994 слов

Бал в доме Фамусова (анализ эпизода) для 9 класса

... главный герой, не угодны фамусовскому обществу, они видят в их идеях угрозу сложившемуся в стране социальному устройству. Бал в доме Фамусова Несколько интересных сочинений Кто сказал, что слова не могут быть ... найдя поддержки и потерпев поражение, герой в последствии покидает Москву. Однако в этом же эпизоде Грибоедов сообщает читателю, что Чацкий далеко не одинок в своих суждениях. Есть и другая ...

5. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина…»

6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…»

III. Поединок благородства и низости.

— Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:

  • поступки;
  • взаимные характеристики героев;
  • самохарактеристика;
  • взаимоотношения с другими персонажами;
  • речь;
  • ремарки (манера поведения);

— — «говорящие» фамилии.

  1. Постановка проблемы.

  • Перед нами тема. С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос мы будем решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Его выбор очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.

  • Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас, когда мы размышляем над третьим действием комедии.

  • Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? Что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах «собрании московских бар»?

П/О: В сцене бала конфликт Чацкого со всей фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого.

  • Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при анализе данного эпизода.

  1. Выбор эпиграфа сочинения.

  • Эпиграф — это своего рода концентрированное и образное решение темы сочинения, подчеркивающее его основную мысль.

  • Выбор эпиграфа зависит от аспекта предложенной темы, который в данном случае может быть комическим (сатирическая характеристика гостей Фамусова) или трагедийным (драматический поединок Чацкого с фамусовской Москвой).

  • Рассмотрим трагедийный аспект темы. Прочитаем эпиграф к уроку. Эти строки взяты из «Евгения Онегина» и относятся к герою пушкинского романа, но в них найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, неизбежность и причины.

    7 стр., 3143 слов

    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения

    ... действия комедии разворачиваются в доме Фамусова. Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается ...

  1. Коллективная работа над содержанием сочинения в соответствии с приведенным выше планом (основные тезисы учащиеся записывают в тетради):

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

П/О: Самому хозяину не нравится в нем то, что молодой человек слишком вольнодумен, не стремится к низкопоклонничеству, выслугам в чины или хотя бы продвижению по военной карьерной лестнице. Он резок, дерзок, имеет свое собственное мнение, не боится его выражать, да еще и напрашивается в зятья. Чем мешает отцу Софьи реализовать планы касательно «генеральши Скалозуб», ведь Фамусов хочет выдать дочь за ныне полковника. Так же в лице Чацкого и Фамусова описано противостояние прогрессивной молодежи и закостеневшего московского общества. Софья этому лишь усмехается: «Гоненья на Москву! Что значит видеть свет!»

Софья Павловна отчасти мстительна за то, что Чацкий уехал «повидать свет» на целых три года и «не писал трёх слов». Она не долго хранила место в сердце для Александра Андреича и отдала его Молчалину. Отчасти она злится за отношение Чацкого к Алексею Степановичу. Чацкий не уважает и высмеивает Молчалина за чинопочитание и прислужничесвто. Софья не внемлет голосу разума, она лишь слышит, как кто-то критикует ее возлюбленного.

Ну а Молчалин видит в Чацком отрицание всего своего мировоззрения. Они — полная противоположность друг другу. У них нет ни одной точки соприкосновения, чтобы плюс притянулся к минусу. Возможно, Молчалин где-то в глубине души и хотел бы иметь вольнодумство Александра Андреевича, но он настолько труслив, что ему проще ненавидеть недостижимое, нежели становиться похожим на него.

II. Вечер в доме Фамусова.

1. Предчувствие разрыва.

Как связаны 1—3 явления с общественным конфликтом комедии?

2. Гости Фамусова

П/О: В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто.

Попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен.

а) Портретные зарисовки гостей Фамусова.

б) Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество?

П/О: Вероятно, вечер назначен ради Софии и Скалозуба (вспомним, как ждал его Фамусов, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!).

Днем уже шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хотел закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб убедился в том, что София — хорошая партия для него. Именно поэтому Фамусов спешит представить Скалозуба — вероятного жениха Софии — своей влиятельной свояченице. Выбор гостей Фамусова не случаен. Есть ли среди них соперницы для Софии? Нет! Наталья Дмитревна с мужем, графиня Хрюмина-внучка — злая старая дева, княжны Тугоуховские не выдерживают сравнения с Софией: их приданое значительно меньше (ведь в семье шесть девиц на выданье!).

3 стр., 1403 слов

Разговор Чацкого с Фамусовым о жизни из комедии «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)

... карету!». Монолог Чацкого Действие 4, явление 14 «Карету мне, карету!» Сочинение Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова ... положения и начинает наступать, назидая Чацкого. Фамусов чувствует, что имеет право учить Чацкого. «Сказал бы я во ... читателю по-настоящему понять характер Чацкого и идею комедии. . Диалог из Горе от ума (Фамусова с Чацким) Создавая комедию “Горе ...

Это наблюдение уточняет и характеристику Фамусова — он хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный человек.

3. Дерзкий смех Чацкого.

а) Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

б) А действительно ли Чацкий «отсоветовал» Молчалину служить в Москве, в Архивах?

П/О: В тексте этого нет: Молчалин солгал. Зачем? Чтобы причислить себя к клану неприятелей Чацкого и внести свою лепту в его «гонения».

4. Слух о сумасшествии.

а) Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова?

б) Как развивается сплетня о сумасшествии Чацкого?

в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого?

П/О: Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.

г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется?

П/О: В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.

д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается?

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

а) Как дальше развивается общественное мнение?

П/О: Мнение о сумасшествии Чацкого единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления».

б) Спор гостей.

  • Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей — важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» — это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!

5 стр., 2217 слов

Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

... прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене ... Чацкого в литературе? Итак, вот наш план к сочинению «Бал в доме Фамусова»: Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова? ... сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни. Причину безумия героя «московское общество» ...

в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии?

П/О: Горе от ума»— так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.

6. Одиночество Чацкого.

а) Чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…» (стр. 131).

П/О: Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества… Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время — еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе — сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.

  1. Поединок благородства и низости.

Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии. Желательно высказать и свое отношение к происходящему.

III . Домашнее задание.

Написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».