Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения

Сочинение
  • Грибоедов
  • Фамусов и его окружение

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов тонко подмечает нравы «золотого века» и существующий конфликт между дворянами, молодыми и вольными, и дворянами старого уклада.

Произведение нас знакомит с одним из главных героев, представителем московского дворянства с косными устоями – Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Он – хозяин дома, в котором происходит главное событие комедии.

Из первого действия мы узнаем о том, что к дочери Фамусова Софье приезжает Чацкий — ее друг детства. Именно этот герой является полной противоположностью пожилого чиновника. И между ними назревает конфликт. Насколько разные взгляды и ценности у этих героев мы отчетливо видим уже во втором действии.

Окружение Фамусова состоит из высокопоставленных чиновников. Среди них есть яркие представители «фамусовского общества». Например, полковник Скалозуб, который хочет получить генеральский чин путем «услужливого» поведения перед «высшим светом». Это вызывает восхищение у хозяина дома, ведь главное для них – это мундир и чин.

Из разговора Фамусова с Чацким становится ясно, что молодой дворянин порицает существующий уклад дворянства. Он привык служить «делу, а не лицам». Его не интересует мнение других о нем. Чацкий ценит просвещение. Он рассержен тем, что в этом обществе все боятся и презирают людей, которые заняты наукой, а не приобретением чинов.

На балу у Фамусова, автор знакомит нас с его гостями. Среди которых князь Тугоуховский, его жена и шесть дочерей. Нечестный картежник и услужливый человек Загорецкий и тетка Софьи Хлестова. Мы видим, как гости прислуживаются перед друг другом. Молчалин, ухажер Софьи, опускается до того, что восхищается гладкой шерстью собачки Хлестовой, чтобы вызвать расположение к своей персоне. Чацкий это замечает и надсмехается над лестью Молчалина.

В обществе Фамусова есть место и для сплетен про того, кто сюда не вписывается. Софья распускает сплетню о Чацком, считая его гордым и злым: она говорит, что он «не в своем уме». Новость о безумии Чацкого быстро разносится среди гостей. Молодой герой понимает, что здесь ему не место и намерен уехать из города.

Автор комедии показывает, что Фамусов настолько обеспокоен мнением света, что после уезда молодого дворянина его волнует то, «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Итак, произведение Грибоедова ярко и комично показало и раскрыло «фамусовское общество». Закоренелые устои и желание чинов – вот главные особенности московского дворянства того времени.

4 стр., 1649 слов

Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова

... ничего не могут дать Фамусову это совершенно бесполезные личности. Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Несколько интересных сочинений Вся жизнь Николая Васильевича ... Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности. Образец 4 Произведение Грибоедова ...

Образ жизни

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Вопрос:

Сочинение *Один день в дому Фамусова

Ответы:

В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом, День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного — Молчалина. Вечер. Званый вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы. В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича — его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это характерно для барской Москвы.

Чацкий же — новый человек, рожденный временем после Отечественной войны 1812 года: страстный противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденный враг крепостничества… Противопоставление их позиций и взглядов — это главный конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю. В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали — все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы — от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.

5 стр., 2217 слов

Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

... барская Москва, каковы ее нравы? Почему Фамусов, несмотря на не прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и ... нашего сочинения. Первый пункт этого плана, если следовать мысли, которая сейчас возникла у нас, может быть такой: «Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусовых?» Третье действие комедии открывается ...

Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие. Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Этот муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы? А эти шесть княжон и графиня-внучка — весь этот контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич — без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок — и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».

Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Разоблачение пороков чиновничества (Ревизор) – сочинение по теме комедии

Все школьные сочинения по литературе

«Горе от ума» сочинение, Фамусов (Сочинение «Горе от ума»).

Великая, царственная Москва XIX века. В ее цветущих садах и парках, в ее пышных домах и залах разгуливает аристократическая верхушка. Знать безудержно и безрассудно веселится, даже не подозревая о том, что в это время один из русских писателей решил создать пьесу, и ее героями он выбрал каждого из них, приверженцев крепостничества и единовластия Екатерины II. Пьеса будет дописана, и любой из представителей высшего московского общества сможет узнать в каком-то из ее героев себя.

А. С. Грибоедов собрал в доме Павла Фамусова разных персонажей, являющихся воплощением характерных черт людей высшего света. Это хитрые, ловкие дельцы, такие как Загорецкий. Это такие люди, как Молчалин, с молчаливого позволения которых творится беспредел в окружающем нас мире. Это карьеристы и глупцы, погрязшие в роскоши и лицемерии, потерявшие при этом свое человеческое обличие.

Фамусов — знатный барин, дворянин, беззаботно живущий в своей обители. Его жизнь довольно разнообразна: взятки, лесть, прислуживание тем, кто выше рангом, вольное и хамское обращение с теми, у кого нет ни званий, ни богатств. И вот, в эту размеренную и спокойную жизнь врывается правда в обличии Александра Чацкого. Покой Фамусова нарушен уже после первой беседы с Александром. Фамусов очень настороженно, со страхом размышляет о речах Чацкого: «Он вольность хочет проповедать!». Не по душе несдержанные высказывания Чацкого и дочери Фамусова — Софье.

Автор собирает всю разношерстную московскую публику в доме Фамусова. Всех знатных гостей тут же оценивает Чацкий, высмеивая неприкрытые пороки каждого. Лицемерие высшего общества, пустая болтовня женщин и нескончаемый поток сплетен раздражает и гневит его. Это общество отказывается слушать и слышать нового человека — образованного, с чистой душой, открыто заявляющего о своих взглядах на жизнь.

Софья, на которую Чацкий возлагал свои последние надежды, предала его. Софье не нужна его любовь, и она с легкостью объявляет его сумасшедшим. А высший свет только того и ждал — легче признать чье-либо сумасшествие, чем свою глупость.

Чацкому ничего не остается, кроме как покинуть дом Фамусова, и он уезжает, побежденный московским окружением. Но все-таки покой в доме и сердцах гостей был нарушен. Фамусовы, Загорецкие, Скалозубы, Молчалины — это собирательные образы, в которых автор отобразил лживую, лицемерную, развращенную бездельем верхушку общества екатерининской эпохи. В этих людях сочетается масса различных качеств: безмерная любовь к своему ребенку и полное безразличие к другим близким людям, отсутствие чувства долга и тяга к обогащению любыми способами. Тем не менее, таких людей, для которых просвещение — страшное зло, ставят в пример в «фамусовском» обществе. Но автор дает нам надежду на то, что всегда найдется обличитель, который откроет людям глаза на пороки того или иного общества.

< Предыдущая Следующая >

Еще сочинения автора:

  • Сочинение. Политическая направленность комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
  • Сочинение. Образ «нового человека» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение. Москва аристократическая и народная (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).

  • Сочинение. «Горе от ума» А. С. Грибоедова — трагедия или комедия?
  • Отражение этических и эстетических идей декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества жизни человека, общества, бытии">человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Предыдущая

СочиненияЧацкий и фамусовское общество своеобразие конфликта для сочинения по теме

Следующая

Сочинения«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материалы сочинения на тему спора поколений

Тема сочинения: День в доме Фамусова

В комедии Грибоедова есть формальные черты классицизма: единство времени, места и действия. Вместе с тем жизненно правдив любовно-бытовой конфликт пьесы: стремление Чацкого узнать, почему Софья не ответила на его чувство, кого предпочла ему; сама жизнь предстает перед нами в столкновении передовой дворянской молодежи и реакционной массы дворянского класса. Политически остры и злободневны проблемы, поставленные автором: гнет крепостничества, свобода человеческой личности, патриотический и гражданский долг человека, исторические судьбы России и др. Очень близок к живой разговорной речи язык «Горя от ума», индивидуализирована во многом речь персонажей; комедия обогатила нашу речь большим количеством «крылатых» выражений. Все это позволяет утверждать, что Грибоедов первым из драматургов проложил дорогу к реализму.

Но почему же все-таки «Горе от ума», а не так, как первоначально задумывалось,- «Горе уму»? Во времена Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» — «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» что, кстати, нашло полное отражение в комедии. С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т. е. Фамусовых, скалозубов, Мочалиных, Хлестаковых и проч. Уделом Чацкого стало «горе от ума», но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим».

Таков краткий ответ на часть нашего варианта опорных положений. Теперь, чтобы сделать ответ полным, «развернутым», нужно аргументировать высказанные мысли материалом комедии и продолжить «развертывание» последующих проблем комедии.

В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом,

День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного — Молчалина.

Вечер. Званый вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы. В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича — его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это характерно для барской Москвы. Чацкий же — новый человек, рожденный временем после Отечественной войны 1812 года: страстный противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденный враг крепостничества…

Противопоставление их позиций и взглядов — это главный конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно

ее захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали — все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы — от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.

Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.

Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Этот муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы?

А эти шесть княжон и графиня-внучка — весь этот контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич — без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок — и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!

Краткий пересказ