Пастернак — присутствие
Бога в нашей жизни.
А. Вознесенский
Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который читатель как бы ощущает все мироздание.
У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями и войнами. Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин. Конечно, интересовался с определенной целью. В этот ответственный для поэта момент за него заступился Илья Эренбург. Он не побоялся сказать вождю народов, что Пастернак — большой поэт.
Лично мне в поэзии Пастернака нравится какая-то детская искренность и открытость перед миром. Все детали жизни и окружающего мира поэт видит как бы в первый раз. Удивление и восторг ощущаются у него почти в каждом стихотворении. Все его поэтические ассоциации необычны и даже фантастичны. Но, с другой стороны, поэзия Пастернака дышит детской тягой к традициям. Известно, что дети любят все, что связано с традициями их семьи, с восторгом ожидают семейных праздников. В «Охранной грамоте» Пастернак писал: «Всем нам является традиция, всем обещала свое лицо, по-разному свое обещание сдержала. Все мы стали людьми в той мере, в какой людей любили и имели случай любить».
Любовь к людям — это тоже, я считаю, идет от «детскости» поэта. Она постоянно нарастает в его творчестве. В качестве примера можно привести три строфы из стихотворения, которое дало название его сборнику стихов «На ранних поездах»:
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.
В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа.
Такое отношение к миру можно бросить в лицо тем людям, которые не любят России и обвиняют русский народ в холопстве.
«Поэт в России больше, чем поэт» (cочинение по литературе 60-70х годов)
... поэт наследует ее лучшие традиции. Для многих в шестидесятые годы Вознесенский, Евтушенко и поэты ... пути обновления жизни. Громче ... поэтов, поэтических перифраз – форма протеста против застывших ликов – очень отчетливо проявилась в его творчестве (вплоть до крайностей: в стихах употребляется не Пастернак, ... поэты – «шестидесятники» вполне соответствовали определению Евтушенко: «Поэт в России больше, чем ...
Мне нравится в поэзии Пастернака какая-то очень человечная стеснительность, сдержанность. Например, он пишет:
Мне по душе строптивый норов
Артиста в силе: он отвык
От фраз и прячется от взоров,
И собственных стыдится книг.
Пастернаку принадлежит и известная поэтическая строка: «Быть знаменитым некрасиво». Почему поэт стыдлив?
Почему «быть знаменитым некрасиво»? Я думаю, не только потому, что это чисто нравственные моменты, но суть еще и в стремлении поэта соединить свое личное с огромным миром людей и их традиций, совместить наивность ребенка с мудростью пожилого человека.
Хотя в творчестве Пастернака много стихов об искусстве, я полюбил его поэзию — даже в таких стихах — за отражение жизни. Например, в его знаменитом стихотворении, где лирический герой «вышел на подмостки», разговор вроде бы ведется об искусстве, и в то же время:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить — не поле перейти.
Концовка поражает глубоким пониманием жизни и судьбы человека. Недаром это стихотворение так любил читать со сцены Владимир Высоцкий, творчество которого — сама жизнь.
Понимание поэтом трагедии жизни порождает в душах читателей ощущение неблагополучия мира, лишает их равнодушного отношения к окружающей действительности. Поэтический мир Бориса Пастернака дорог нам еще и тем, что он помогает нам оставаться добрыми и честными людьми вопреки всем ухищрениям зла.