§ 30. Восклицательные предложения

151. Прочитайте вслух отрывок из басни И. Крылова » Ворона и Лисица «. Сколько в нём восклицательных предложений? Услышали ли вы интонацию восхищения? В каких случаях употребляются такие предложения?

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка,

з

з

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

В отрывке 7 восклицательных предложений мы не услышали в них восхишения. Такие предложения употребляются в случаях, когда льстят, говорят неправду.


152. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания. Объясните, в чём особенность предложения, записанных справа?

Невосклицательные и восклицательные предложения.

Мы были в лесу. (повест.)

Кто взял книгу? (вопросит.)

Прочитай книгу (побудит.)

Мы были в лесу! (восклиц.)

Кто взял книгу?! (восклиц.)

Прочитай книгу! (восклиц.)

Все предложения с права восклицательное.


153. Прочитайте предложение как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.

1. К нам дядя приехал. К нам Ддядя приехал? К нам дядя приехал!

2. Это подарки. Это подарки! Это подарки?

3. Все были рады. Все были рады? Все были рады!


154. Произнесите восклицательное предложение Что это за сочинение! вначале с одобрением, затем с неодобрением. Обратите внимание, что в последнем случае голос понижается.

Задание для самостоятельного решения.


155. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения:точка, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст соответствии с поставленными знаками препинания.

Между ств

о

лов (ств

о

л) сосен промелькнула белка

. К

уда она скрылась

? Г

де ее домик

? К р

угом стоит т

и

шина (т

и

хо)

. Х

орошо осенью в л

е

су (л

12 стр., 5687 слов

Какие открытия помогают нам сделать книги? (по тексту С.Т. Аксакова)

... затем появилась клинопись, потом люди начали писать на папирусе и пергаменте. Книга была источником знаний для избранных. Лишь с появлением книгопечатания людям открылись врата в мир познания, поэтому в сочинении ... узнать о прочитанном явлении еще больше. С полным текстом С.Т. Аксакова можно ознакомиться по ссылке Вариант 8 — сочинения 9.1. и 9.2.: 9.1. «В сложном предложении отражаются отношения, ...

е

с)

! А

сколько гр

и

бов (гр

и

б)

! Н

о что это паучок уцепился за хрустальную паутинку и л

е

тит (пол

е

т)

? К

уда он лет

и

т (пол

е

т)

? Г

де остановится

? С

частливого тебе пути Тая паучок

!

Хрустальную вчера- прилагательное, н. ф. — хрустальный; в в. п., ед.ч., жен. р.


156. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить личное отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчеркивает основную мысль сочинение. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.

«Здравствуй, родная школа! «. Предложение восклицательное.

«Утренник в нашей школе». Предложение повествовательное.

«Почему мне интересно на уроке математики?». Предложение вопросительное.


157. Сочинение. Тема на выбор: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная встреча» и т.д.. Прежде чем писать, определите, какую задачу вы перед собой ставите: поделиться своими чувствами, мыслями; сообщить об определенных фактов, нарисовать словами какую-то картину. Затем подумайте, о чём и как вы напишете, чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавьте свое сочинение. Работая над сочинением, не забудьте обратиться к памятке на с. 170.

Поучительное происшествие на Арбате

Этот случай произошел в июле, когда стояла сильная жара. Мы с ребятами отправились гулять по Арбату, решили зайти заодно в кафе — побаловаться мороженым. Там-то всё и случилось.

Мы купили рожки со сливочным мороженым и пошли гулять по старому Арбату: смотрели картины уличных художников, поделки и сувениры, которые в изобилии здесь продаются. Затем услышали музыку — это пели уличные музыканты. Мы стояли и слушали, а затем я решил положить немного мелочи в коробку, что стояла перед артистами. Но я забыл про мороженое, которое держал в руке, и когда я наклонился, чтобы положить несколько рублей, шарик мороженого выскользнул из рожка и прямёхонько упал в эту самую коробку.

Стало до того стыдно, что я развернулся и убежал. Теперь я буду гораздо аккуратнее с мороженым на улице! Вот такой вроде бы и не очень важное мелочи я научился благодаря этому случаю.


158. Подготовьте устный отзыв о сочинении товарища ( памятка на с. 170 ).

Отзыв о сочинении

Тема сочинения раскрыта полностью. Автор писал только по тем, в сочинение нет ничего лишнего возможно, нужно было немного больше уделить внимание описанию комнаты, где произошел случай основная мысль сочинение — рассказать о смешном случае, который произошел на каникулах. Мысль также раскрыта. Больше всего понравилось название сочинения, так как она отражает всю его суть. Автор использует различные разговорные слова, чтобы показать настроение и характер главных героев.

18 стр., 8931 слов

Подготовка к итоговому сочинению-допуску по повести Н.В.Гоголя «Портрет»

... сочинения на тему « На Востоке считают, что « истинно могуч тот, кто побеждает самого себя ... нечувствительно заключился Потеря в однообразные, определённые, ... сочинения. Участник должен точно выражать мысли, ... глазах лучше, чем он является в ... сочинении тезис (он выделен), который будем доказывать, написан во вступлении. Может быть иначе: тезис предваряет аргумент (но об этом позже) 4. Последнее предложение ...