151. Прочитайте вслух отрывок из басни И. Крылова » Ворона и Лисица «. Сколько в нём восклицательных предложений? Услышали ли вы интонацию восхищения? В каких случаях употребляются такие предложения?
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка,
з
з
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
В отрывке 7 восклицательных предложений мы не услышали в них восхишения. Такие предложения употребляются в случаях, когда льстят, говорят неправду.
152. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания. Объясните, в чём особенность предложения, записанных справа?
Невосклицательные и восклицательные предложения.
Мы были в лесу. (повест.)
Кто взял книгу? (вопросит.)
Прочитай книгу (побудит.)
Мы были в лесу! (восклиц.)
Кто взял книгу?! (восклиц.)
Прочитай книгу! (восклиц.)
Все предложения с права восклицательное.
153. Прочитайте предложение как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.
1. К нам дядя приехал. К нам Ддядя приехал? К нам дядя приехал!
2. Это подарки. Это подарки! Это подарки?
3. Все были рады. Все были рады? Все были рады!
154. Произнесите восклицательное предложение Что это за сочинение! вначале с одобрением, затем с неодобрением. Обратите внимание, что в последнем случае голос понижается.
Задание для самостоятельного решения.
155. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения:точка, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст соответствии с поставленными знаками препинания.
Между ств
о
лов (ств
Книга лучший подарок
... в этом одно несомненное преимущество, когда в школе задали написать сочинение на тему « Моя любимая книга», то у него не было ни секунды колебаний, конечно « ... поля посевов. Я читала все, от зачитанных до полураспада , значит самых интересных, книг в библиотеке до малочитаемых книжечек, издаваемых в серии библиотеки «Огонька». ... в открытое небо не обрекла…» Ну ведь правда же, книга – лучший подарок!
о
л) сосен промелькнула белка
. К
уда она скрылась
? Г
де ее домик
? К р
угом стоит т
и
шина (т
и
хо)
. Х
орошо осенью в л
е
су (л
е
с)
! А
сколько гр
и
бов (гр
и
б)
! Н
о что это паучок уцепился за хрустальную паутинку и л
е
тит (пол
е
т)
? К
уда он лет
и
т (пол
е
т)
? Г
де остановится
? С
частливого тебе пути Тая паучок
!
Хрустальную вчера- прилагательное, н. ф. — хрустальный; в в. п., ед.ч., жен. р.
156. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить личное отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчеркивает основную мысль сочинение. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.
↑
«Здравствуй, родная школа! «. Предложение восклицательное.
↑
«Утренник в нашей школе». Предложение повествовательное.
↑
«Почему мне интересно на уроке математики?». Предложение вопросительное.
157. Сочинение. Тема на выбор: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная встреча» и т.д.. Прежде чем писать, определите, какую задачу вы перед собой ставите: поделиться своими чувствами, мыслями; сообщить об определенных фактов, нарисовать словами какую-то картину. Затем подумайте, о чём и как вы напишете, чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавьте свое сочинение. Работая над сочинением, не забудьте обратиться к памятке на с. 170.
Поучительное происшествие на Арбате
Этот случай произошел в июле, когда стояла сильная жара. Мы с ребятами отправились гулять по Арбату, решили зайти заодно в кафе — побаловаться мороженым. Там-то всё и случилось.
Мы купили рожки со сливочным мороженым и пошли гулять по старому Арбату: смотрели картины уличных художников, поделки и сувениры, которые в изобилии здесь продаются. Затем услышали музыку — это пели уличные музыканты. Мы стояли и слушали, а затем я решил положить немного мелочи в коробку, что стояла перед артистами. Но я забыл про мороженое, которое держал в руке, и когда я наклонился, чтобы положить несколько рублей, шарик мороженого выскользнул из рожка и прямёхонько упал в эту самую коробку.
Стало до того стыдно, что я развернулся и убежал. Теперь я буду гораздо аккуратнее с мороженым на улице! Вот такой вроде бы и не очень важное мелочи я научился благодаря этому случаю.
158. Подготовьте устный отзыв о сочинении товарища ( памятка на с. 170 ).
Отзыв о сочинении
Тема сочинения раскрыта полностью. Автор писал только по тем, в сочинение нет ничего лишнего возможно, нужно было немного больше уделить внимание описанию комнаты, где произошел случай основная мысль сочинение — рассказать о смешном случае, который произошел на каникулах. Мысль также раскрыта. Больше всего понравилось название сочинения, так как она отражает всю его суть. Автор использует различные разговорные слова, чтобы показать настроение и характер главных героев.
Мини сочинение с обособленными членами предложения
... забывать о знаках препинания. В начале и в конце предложения обособленные члены отделяются одним знаком, в середине – двумя, с обеих сторон. Ну и, конечно же, в любом тексте ... на”: Несмотря на преследования собак, Лиса скрылась в норе. А сейчас расширим предложение обособленным дополнением с предлогом, передающим значение замещения – Лиса скрылась в норе, вместо близлежащего леса. ...