Доклад
«Подготовка к итоговому сочинению-2020. Из опыта работы учителей-словесников…»
Добрый день, коллеги! Меня зовут…
Уже седьмой год подряд выпускникам школ России предстоит писать итоговое сочинение – сложную и, несомненно, серьёзную работу. Не преувеличу, если скажу, что подготовка к ней начинается буквально с первых лет обучения в школе и проводится не только учителями русского языка и литературы, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла).
Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний учащихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.
Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем), его логический и композиционный замыслы, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).
Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На этом месте мне хотелось бы остановиться подробнее. Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы _____________ в 11-ом классе по работе над опорными словами.
РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ
Распределение произведений по направлениям
Важной частью подготовки к декабрьскому сочинению является формирование банка аргументов и подбор произведений под каждое направление. Особенно важно иметь такие «универсальные» произведения, которые можно использовать при написании сочинений по нескольким направлениям одновременно. На уроках обобщения выпускникам предлагается следующий вид работы:
Видеоролик №2 — Распределить произведения по направлениям
На уроках литературы в выпускном классе МБОУ проводится анализ сочинений с опорой на критерии оценивания. Читаются отдельные сочинения или их фрагменты, и обсуждаются направления доработки. Варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения — все эти вопросы рассматриваются на уроке. Предлагаю вам видеофрагмент работы над одним из сочинений по направлению «Время перемен».
Классицизм в русской литературе: список представителей, произведения
... которые проверены на протяжении столетий. Античные произведения служили для писателей эталонами. Первым русским писателем, который являлся последователем направления классицизма, был Антиох Кантемир. Представители классицизма Основоположниками русской литературы считают авторов-классицистов. В эпоху развития ...
Видеоролик №3 — Анализ готового сочинения
Особое внимание на уроках литературы уделяется связке отдельных элементов экзаменационной работы и плавным переходам от одной части к другой. Важно не допускать отсутствия «мостиков» между различными частями сочинения. Для этого учим использовать «закон сцепления» различными способами:
- Риторический вопрос — вопрос, возникающий в сознании и читателя, и автора.
- Прямая связь — автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях.
- Переход-соединение — абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…
Развертывание исследования
В данной работе будет рассмотрена тема внутренней связи и переходов в тексте. Анализируя предоставленные данные, можно выделить несколько основных аспектов, которые отражаются в тексте.
Переход-противопоставление
Первым аспектом, который можно выделить из текста, является использование перехода-противопоставления. Этот прием используется с помощью служебных слов и союзов, таких как «иной», «другой», «а», «же», «но». Он позволяет автору передать разные точки зрения и мысли героев. Например, в тексте приводится фраза: «Совсем иные взгляды свойственны…». Это позволяет понять, что герои имеют различные мнения и взгляды на определенные вопросы.
Внутренняя связь
Вторым аспектом, который можно выделить, является внутренняя связь в тексте. Хотя на первый взгляд отсутствуют видимые лексические и синтаксические признаки связи, она проявляется при внимательном чтении и анализе смысла. Это свидетельствует о том, что автор хорошо владеет письменной речью и способен передать свои мысли и идеи без явных связующих элементов.
Разнообразие переходов
Третьим аспектом, который следует отметить, является разнообразие переходов в тексте. Однообразие переходов может лишить работу живости и энергичности, в то время как разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей и хорошем владении письменной речью. В представленном тексте можно наблюдать использование различных приемов и слов, которые делают его более интересным и привлекательным для читателя.
Таким образом, анализируя предоставленные данные, можно сделать вывод, что в тексте присутствуют переходы-противопоставления, внутренняя связь и разнообразие переходов. Эти аспекты делают текст более интересным и позволяют автору передать свои мысли и идеи. Важно отметить, что умение моделировать устное и письменное высказывание поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль и вести конструктивный диалог.
Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте
... на проблеме (пример из текста). Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство. (по материалам Интернета) 5. Роль средств выразительности в речи В художественном ... предложения, связь его частей, передать интонацию. Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора (разделительная функция), а в предложении ...
Спасибо за внимание.