Система подготовки к выполнению творческого задания в формате ГВЭ

Сочинение

Система подготовки к выполнению творческого задания в формате ГВЭ-9

Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ. Учащиеся нашей школы пишут сжатое изложение с творческим заданием.

Творческое задание — это сочинение-рассуждение, в котором нужно дать аргументированный ответ на вопрос, связанный с проблематикой текста. Вот какие вопросы раскрывали в своих сочинениях учащиеся выпускных классов в этом году на этапе подготовки к письменному экзамену:

1.Почему интересно узнавать историю происхождения слов?

2.Почему человек должен чувствовать ответственность за произнесённое слово?

3.Полезно ли читать книги?

4.Почему, с Вашей точки зрения, природа вдохновляет природа вдохновляет писателей и художников?

5.Как характеризует человека забота о живой природе?

6.В чём разница между» бессмысленным подвигом» и настоящим подвигом?

7.Нужно ли отстаивать свои идеи?

8.Какого человека можно назвать « человеком чести»?

9.Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах?

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием: сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов); творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова.

При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:

создавать текст в соответствии с заданной темой;

обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;

логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения- рассуждения; подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;

10 стр., 4631 слов

Тексты для изложений

... слово. (По К. Г. Паустовскому) (300 слов) Задание 1. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка К. Г. Паустовского «Словари». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему интересно узнавать историю происхождения слов? Изложение с творческим заданием ...

выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

оформлять текст в соответствии с нормами русского литературного языка.

Таким образом, мы видим, что требования к сочинению очень высокие. За год, и даже за два, к выполнению данного задания подготовить невозможно, поэтому, начиная с 5 класса I отделения и c 6-го- II отделения, на уроках русского языка, литературы и развития речи мы пишем сочинение – рассуждение.

Так, после изучения произведений К.Г.Паустовского учащиеся готовятся к сочинению на тему «Как человек должен относиться к животным?». Учащимся предлагается подробный план, вопросы и опорные слова, предложения. Уже на этапе подготовки к творческой работе мы нацеливаем учащихся на объём: сочинение не должно быть маленьким. И эта установка сквозная.

Другое творческое задание выполняют учащиеся после написания изложения « В госпитале» об Алексее Мересьеве( Маресьеве).

« Какие качества характера помогают преодолеть трудности (жизненные испытания)?». Своё мнение ребята аргументируют, опираясь на читательский опыт — рассказ В.Астафьева « Васюткино озеро».

« Кого можно назвать героем?» (по балладе А.Т.Твардовского), «В чём трагедия Герасима( по рассказу И.С.Тургенева « Муму»)-эти работы учащиеся пишут на уроке развития речи по литературы и заканчивают, как правило, дома.

По-прежнему актуальны уроки развития связной речи с использованием живописи. Картины замечательных художников-пейзажистов привлекают своей красотой, их хочется рассматривать, их интересно описывать. Они побуждают к составлению собственных высказываний о настроении художника, о чувствах, которые вызывает картина.

В 7 классе

« Она старалась найти выход из трудной ситуации, не теряла надежду и сохранила верность мужу». ( Артем Д.)

« Людмила обладает не только красотой, но и душевной чистотой» ( Алина П.)

«Но не только за красоту мы полюбили Людмилу. Она умная, жизнерадостная, доверчивая, весёлая».

Мы пишем творческие работы практически после каждого произведения. И всегда в процессе творчества происходит переосмысление текста, ведутся диалоги, уточняется значение слов.

Тема сочинения «Дурной порок» ( по рассказу А.П.Чехова» Толстый и тонкий»)

21 стр., 10099 слов

По русскому языку «Развитие речи»

... аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи. В статьях В. Кустаревой, В. Кирюшина, А. Матвеевой — даются методические указания по работе над обогащением словаря учащихся. Н.Ф. Титова ... с текстом: составление рассказов по картинке, серии картин, по аналогии с прочитанным; пересказ текста; развернутые ответы на вопросы; рассказы учащихся по заданной теме; перестройка текстов: придумать ...

Учитель: Что такое чинопочитание?

Даня: Чинопочитание – почитание

Артём: Мы с тобой дружим. Я директор банка, ты кто?

Даня. Машинист электровоза.

Артём. Мы с тобой хорошо дружили, а потом встретились и ты стал кланяться мне. Это плохо: в дружбе все равны.

Диана. Действительно, почему тонкий такой. Почему так вёл себя?

Артём: У него нет достоинства. Он себя не уважает.

Вывод.

Артём. Дружбы там не будет, потому что в дружбе всё должно быть на равных.

Амина( бабушка ): Я думаю, что тонкий и толстый могли бы быть в дружеских отношениях, ведь при встрече они обнялись и расцеловались. Но тонкий показал готовность унижаться, а толстому это было противно. Если человек не уважает себя сам, никто его уважать не будет. Вот поэтому дружбы между ними не будет.

В 9 классе

« Почему погиб Мцыри?»

Учащиеся самостоятельно определили условие, при котором женитьба могла бы состояться.( Если бы Подколесин был настоящим мужчиной; если бы он был готов к серьёзным отношениям; если бы Кочкарёв был бы до конца в комнате; если бы свахой была осталась Фёкла Ивановна).

Выполняя творческое задание к изложению, мы изучаем словарь морально-этических понятий: «Что такое совесть, равнодушие, благодарность, предательство?». Такая форма работы позволяет лучше узнать внутренний мир детей, понять их проблемы. Можно с уверенностью сказать, что в 9б с нравственностью всё в порядке: равнодушных нет (кто-то обязательно старой бабушке подаст 10 копеек).

Все благодарные: (Максим благодарит Галину Николаевну за объяснение задачи, Ира- подругу, которая спасла ей жизнь, когда та задумалась на переходе.)

« В моей жизни были бессовестные люди, таких случаев очень много, но я на них не обращал внимания (Владик Ф.)

« Руслан —бессовестный. Он поступает как будто по правилам, а на самом деле только для себя».(Иавис О.)

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что успешность, результативность творческих работ учащихся зависит от качества подготовки учителя. Подготовка к уроку -это вдумчивая, кропотливая работа. которая требует много времени Учителя русского языка не жалеют сил и времени для своих учеников.