Сочинение по произведениям А. Твардовского
А. Т. Твардовский — ярчайший поэтический талант. Доминирующая черта его творчества — высочайший уровень гражданского беспокойства в любых жизненных ситуациях. Счастлив тот, кто «посетил сей мир в его минуты роковые». Чем-чем, а «роковыми минутами» наша эпоха не обделена.
Твардовский убедился в этом на собственном жизненном опыте. Родом он из смоленской деревни, из семьи, пережившей драму раскулачивания и ссылки, о коллективизации знал не понаслышке.
Картины новой колхозной жизни, сразу якобы ставшей счастливой, в литературе и искусстве принято было приукрашивать.
Обратите внимание
Невольно вспоминается муляжное изобилие в знаменитой кинокомедии «Кубанские казаки», которая вышла тоже в довольно суровые послевоенные годы, но показала крестьянскую жизнь сплошным праздником — и праздник получился на славу.
Так было и в раннем стихотворении Твардовского «Гость», где к колхознику приезжает единоличник (на своей телеге со своим конем!), чтобы посмотреть: а стоит ли вступать в колхоз? (Можно подумать, что это дело было добровольным.
Он-то сам не может решиться вынуть из кошелки привезенный «ржаной с начинкою пирог», а хозяева ему поллитровку ставят и яичницу «во всю сковороду»! Хвастается колхозник хлебом и льном, лошадьми, коровами и телятами: «А скот был сытый, плавный, чистокровный».
Этот сюжет Твардовский включил позднее в поэму «Страна Муравия». Старое вино будет влито в новые мехи.
И черные — с построек старых — бревна
Меж новых хорошо легли в забор.
Многозначительный образ! Словно символ того, как люди старого, темного сознания все же входят в новую жизнь. Такой образ нельзя потерять, и те же бревна «хорошо легли» в текст поэмы.
И бревна старые в забор
Меж новых улеглись.
Одним словом, правду жизни следовало втиснуть в прокрустово ложе социализма, забыв о крестьянской трагедии. Надо было вспомнить, как страдали бедняки от кулаков. Твардовский описал несчастную долю девушки, выданной за богатого хозяина, у которого «скот хоботастый, сытый, чистокровный».
Уж не этот ли скот оказался на колхозном дворе? Помните, в «Госте» сказано точно так же о скоте? Впрочем, разве дело в одном лишь скоте? В колхозе людям и работается весело (еще бы — ведь за «трудодни»!), и свадьба гуляется от души (где и Никите Моргунку перепало как гостю).
Образ василия теркина из одноименной поэмы твардовского
... Василий Теркин… Сочинение про Теркина Образ Василия Теркина, созданный А.Т.Твардовским знаком каждому читателю. Он был создан в самые тяжелые для страны годы. Первоначально герой Василий Теркин был придуман коллективом журналистов, одним из которых был Твардовский ...
А на кулацком на дворе, «где журавель колодезный — и тот звучал с торжественностью церковной», — в том «немилом, нежилом раю» бедной бесприданнице нет ни веселья, ни жизни, она бежит с постылого двора в чем была.
Ты хлопотала по двору чуть свет,
В грязи, в забвеньи подрастали дети,
И не гадала ты, была ли, нет
Иная радость и любовь на свете.
Важно
Об этом пишет он в своей миниатюре. Что было, то было: участью жены в большом крестьянском хозяйстве (как и участью мужа) была работа от зари до зари. В строках же Твардовского есть искренняя боль и искренняя вера в возможность иной, радостной жизни. А чем кончается кулацкая жизнь? Угрюмых супругов раскулачивают и ссылают:
И с ним одним, угрюмым стариком,
Куда везут вас, ты спокойно едешь
Молчащим и бессмысленным врагом
Подписывавших приговор соседей.
Не правда ли — в этом очень «идейном» стихотворении, в этих «правильных» словах все же чувствуется «немая боль» высылаемых крестьян? Да и как не быть боли? Односельчане «подписали приговор» соседу кулаку как своему врагу. На фоне этой скрипучей телеги, увозившей на Соловки классовых врагов, особенно должна была впечатлять идиллическая картина новой жизни всей Смоленщины:
Край мой деревенский, шитый лыком,
Ты дивишься на свои дела.
Слава революции великой
Стороной тебя не обошла.
Славься жизнью, сытой и веселой
Новая Смоленщина моя.
Было все это. Но какой ценой?! Миллионы умерших от голода мужиков в Поволжье и Украине. А сколько лучших работников было сослано или расстреляно?! Сами же мужики расстреливали мужиков. И вот уже новая героиня поэта горюет, что родители не позволили ей выйти замуж по любви за пастуха, выдали за кулака — и что теперь, как жить?
Поздно о том говорить, горевать,
Батьке бы с маткой заранее знать,
Знать бы, что жизнь повернется не так,
Знать бы, чем станет пастух да батрак.
«Жизнь повернется не так» — надолго, хотя не навсегда. В этом вопросе председатель колхоза, у которого гостил Никита Моргунок, оказался плохим пророком.
В наши дни поэма «Страна Муравия» своей правдивостью и драматизмом напоминает о цене, которую народ платит за то, что жизнь поворачивается «не так».
Поминаем душ усопших,
Что пошли на Соловки…
Их везли, везли возами…
С детками и пожитками.
Вот и снова «немая боль» в очень оптимистической поэме. Жуткая картина выселения человека. Нет, не случайно у Твардовского зазвучала песенка о божьей птичке:
Совет
Отчего ты, божья птичка,
Звонких песен не поешь?
- Жить я в клетке не хочу,
Отворите мне темницу,
Я на волю полечу.
Невольно вспоминается стихотворение А. С. Пушкина «Птичка», созданное в 1823 году. Но прошло более 100 лет — и вновь пришлось писать о птичке в клетке. Через 20 лет наступила хрущевская «оттепель». Прав был И. Г. Эренбург, лед тронулся — и его уже нельзя было остановить никаким «застоем».
Твардовский внутренне раскрепостился и «немую боль в слова облек». Одна за другой пишутся поэмы, о которых он прежде и мечтать не мог: «За далью — даль», «Теркин на том свете». Нещадно изобличающие строки, бичующие бюрократизм, очковтирательство, показуху.
Полный анализ поэмы «Реквием» (Ахматова Анна)
... поэму всем погибшим и страдающим во времена жестоких сталинских репрессий. В «Посвящении» Анна Ахматова постоянно использует местоимение «мы», подчёркивая общую боль и беду («Мы не знаем, ... Произведение «Реквием» А. А. Ахматовой затрагивает многие ... считает начинание новой жизни. Она предчувствует начало ... Ахматова использует приметы времени для передачи своего эмоционального состояния («Я потушила свет ...
Немало таких строк и в посмертно опубликованной поэме «По праву памяти»:
Пред лицом ушедших былей
Не вправе мы кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
За два года до своей смерти Твардовский отверг все запреты — предал гласности память о крестьянской трагедии 30-х годов:
…не те уже годочки, —
Не вправе я себе отсрочки
Предоставлять. Гора бы с плеч
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь,
Ту боль, что скрыта временами
И встарь теснила нам сердца…
«По праву памяти» — это осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни. Поэма отмечена новым уровнем постижения народной правды. Это — лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбе отдельной личности.
Поэма отмечена характерной для Твардовского глубиной и силой поэтического обобщения.
Сама память в произведении — это не просто воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное и суровое напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце человеческом.
Сам мотив поиска правды — как истины и справедливости — сквозной в поэме, он пронизывает ее текст от обращения к себе во вступительных строках до завершающих ее слов. Здесь развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге «За далью — даль» (особенно в главах «Так это было», «Друг детства»).
Все это поистине выстрадано поэтом, поскольку речь идет о драматической судьбе его семьи, самых близких людей, о его собственной судьбе.
Обратите внимание
Твардовский рассказывал о великом подвиге народа в годы войны, когда решалась судьба родины, когда народ, отдавший сынов и дочерей во имя этого подвига, показал, на какие жертвы он способен.
И о том, какие бесчинства совершались «во имя этого народа», он рассказал предельно честно, искренно. И помнил и берег эту память свято.
Александр Трифонович пережил, перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы — и, наконец, ему посчастливилось пережить, как говорили древние греки, катарсис — очищение души. Поэт такой судьбы имел полное право по-пушкински горделиво, по-маяковски дерзко написать о себе:
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мертвых — знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе.
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Школьные сочинения
Восхищением чувства меры
пронизаны литературные воспоминания Александра Р�саевича Солженицына «Бодался теленок СЃ РґСѓР±РѕРјВ», автор РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что Твардовский РЅРµ имел возможности говорить честно Рѕ РІРѕР№РЅРµ, РЅРѕ РѕРЅ РјРѕРі остановиться РІ самый последний момент перед любой неправдой, РЅРѕ, РЅРµ смотря РЅР° это, этот барьер РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ перешагивал. После прочтения данной работы, Сѓ меня возникло желание узнать Рѕ жизни Твардовского, прочесть его произведения. РўРѕРјРёРє СЃ его стихами всегда находится СЂСЏРґРѕРј СЃРѕ РјРЅРѕР№, РјРЅРµ доставляет РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ удовольствие перечитывать его РІРЅРѕРІСЊ Рё РІРЅРѕРІСЊ. Стихотворения Рђ.Рў. Твардовского можно назвать энциклопедией РїРѕСЌР·РёРё, РѕРЅР° является эпической Рё лирической, РіРґРµ-то драматической историей нашего государства. РќРё РѕРґРЅРѕ важное событие истории того времени нашли СЃРІРѕРµ отражение РІ произведениях Твардовского: период коллективизации, РіРѕРґС‹ Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹, возрождение страны после нее… Героями творчества Александра Трифоновича являются обычные люди, СЏСЂРєРёР№ представитель – Василий Теркин, солдат РЅРѕРІРѕР№ жизни. РџРѕСЌРјСѓ «Василий Теркин» можно назвать апофеозом творчества Александра Трифоновича Твардовского. Рту РїРѕСЌРјСѓ можно назвать истинно народной. Мало кто РІ нашем государстве остался равнодушным Рє главному герою. РџРѕСЌРјР° потрясает СЃРІРѕРёРј языком – образным, народным. РќРµ стоит прилагать усилия, чтобы запомнить его стихотворения, РѕРЅРё сами запоминаются легко. Стихи восхищают необычностью Рё задушевностью, как будто ты встречаешься со старым приятелем, который РЅРµ нуждается в представлении. Бок Рѕ Р±РѕРє СЃ героями переживаются наполненные трагизмом военные Р±СѓРґРЅРё. Каждая строчка РїРѕСЌРјС‹, ставшая бессмертной, сжимает сердце Рё трогает душу.
Сочинение можно ли преступив законы нравственности прийти к счастью
... РЅРѕ еще Рё РІ том, что РѕРЅ сам разрешил себе это убийство, РІРѕР·РѕРјРЅРёР» себя человеком, которому дозволено решать, РєРѕРјСѓ жить, Р° РєРѕРјСѓ нет. После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Mожно ли РёРЅРѕРіРґР° РЅР°СЂСѓС€Р°С ...
Василий Теркин
Несмотря на холод, голод, отсутствие новостей от друзей и близких, Василий Теркин остается на линии фронта, где ежедневно видит, как погибают его друзья-однополчане.
Главный герой старается не терять себя и своей любви к жизни.
Военная лирика Твардовского
... и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых. Сочинение: Военная лирика в творчестве Твардовского 2 Военная лирика в творчестве Твардовского Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее ...
В годы Великой Отечественной Войны
Важно
Александр Трифонович Твардовский в своем произведении доказывает, что как бы ни было тяжело героям, сохранять душевное спокойствие им помогают солдатские шутки.
Твардовский поражает меня поэмой «Теркин на том свете », где он обличает сталинизм со свойственной ему сатирой и неподражаемым юмором.
Александр Трифонович осмеивает и «отца народов» Сталина и созданную им систему.
Переместив действие с земли на тот свет, автор добивается удивительного эффекта: сверху видны несовершенство убогого и ненужного казарменного бюрократизма, явное античеловеческое его направление.
Перед нами открывается разбиение общества на группы, полную засекреченность и бюрократию, желание закрыть нашу страну от остального мира.
Абсолютно по-другому открывается для меня Александр Трифонович Твардовский в своих лирических произведениях. Они содержат в себе краски огромного мира, можно почувствовать их запах.
БеР
— труда можно увидеть березовый СЃРѕРє СЃРѕ свежих пней, черного грача, который парит над первой Р±РѕСЂРѕР·РґРѕР№, ощутить пар над полями весной. РџРѕСЌС‚ так СЏСЂРєРѕ Рё сочно рисует нам весенний лес, красочно передает нам красоту проснувшейся после Р·РёРјС‹ РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Его стихи волнуют воображение Рё заставляют окунаться РІ эту красоту СЃРЅРѕРІР° Рё СЃРЅРѕРІР°.
Также основной темой
Множество стихотворений поэта-фронтовика, такие как «Я СѓР±РёС‚ РїРѕРґРѕ Ржевом», «В тот день, РєРѕРіРґР° окончилась война», «Партизанам Смоленщины», посвящаются солдатам, умершим Рё оставшимся РІ живых, которые, чтобы спасти жизнь РЅР° Земле РЅРµ берегли себя. Перед Твардовским возникла печальная необходимость превозносить «отца народов» РІ СЃРІРѕРёС… произведениях, его великие Рё страшные перемены. РЇ восхищаюсь автором Р·Р° то, что Твардовский практически первым РІ советское время, РІ СЃРІРѕРёС… трудах пытался противостоять сталинизму. Р—Р° то, что РєРѕРіРґР° РѕРЅ являлся редактором журнала «Новый РјРёСЂВ», Твардовский наперекор РјРЅРѕРіРёРј, позволил опубликовать произведение неизвестного тогда Александра Р�саевича Солженицына «Один день Р�вана Денисовича». Р—Р° созданный РёРј РѕР±СЂР°Р
Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского
... и навсегда На свете было б выражено словом. Все, как в любви, для нас предстанет новым, Когда настанет наша череда. Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского: сочинение , Тема памяти в лирике А. Твардовского ... войны, испытал на себе все трудности солдатской жизни. Он переносил на бумагу сохранившиеся в памяти горькие впечатления искренне, ничего не изменяя и не скрывая. В творчестве Твардовского ...
- Василия Теркина, обычного русского солдата.
В
Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Сочинение рецензия: Солженицын Рѕ Твардовском . Рто нужно, ведь РЅРµ потеряешь!
Новые сочинения:
Сочинение. Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” — Энциклопедия великой отечественной войны
Книга А. Т. Твардовского “Василий Теркин” правдиво отражает действительность и заставляет вновь и вновь размышлять о войне, о жизни. Поэма органически срослась со своим временем — Великой Отечественной войной. Бессмертный подвиг русского народа сделал и поэму Твардовского бессмертной.
Помимо главного героя, Теркина, книга “населена” множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии… Почти все они безымянны (исключение составляют только Иван Теркин да еще — в вариантах поэмы — некий боец Сидоренко и новобранец Иван Савчук), ио именно эта безымянность и образует единый образ народа.
Твардовский не приукрашивает события военного лихолетья: он не рисует “веселую войну”, не. изображает подвиги своего героя как забавные и исключительно победные похождения.
Совет
Война показана им как невероятно трудное и смертельно опасное дело. “На войне как на войне”.
Показательно, что наиболее сильные главы поэмы — это главы трагического звучания: “Переправа”, “Бой в болоте”, “Про солдата сироту”…
Как прохватывает ветер, Как луна теплом бедна. Ах, как трудно все на свете:
Служба, жизнь, знма, война.
Сознание справедливости этой священной войны проникло в плоть и кровь, в сознание и подсознание автора поэмы. Сказать о погибших воинах:
Спят бойцы. Свое сказали
И уже навек правы, —
Значит, выразить философию войны, ее суть.
Так же понимает войну и герой: для него она — не за славу, не за ордена и медали и не за повышение в чинах.
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна, А нужна, больна мие родииа,
Родная сторона!
Показателен и постоянный мотив поэмы, почти рефрен, проходящий (с некоторыми вариациями) через все произведение:
Бой идет свитой и правый. Смертный бой не ради славы,
Роди жизни на земле.
Принято называть “Книгу про бойца” энциклопедией Великой Отечественной войны.
Несмотря на гиперболичность такого определения, оно справедливо в том же смысле, в каком Белинский называл “Евгения Онегина” энциклопедией русской жизни своего времени.
Поэма может служить одним из источников воссоздания фронтовой атмосферы 1941—1945 гг., что засвидетельствовали бесчисленные ее читатели-фронтовики.
Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем
... правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни каждому члену общества. Применяя труд, люди вступают в связь ... организаций, государственных органов, профсоюзов, а также собственников - всех субъектов трудового права Украины. Вместе с тем, учитывая, что организационно-управленческое правоотношение является во ...
Все, что заботит и волнует на войне простого солдата — от естественного чувства самосохранения, потребности в доброй солдатской пище и тоски по женской ласке до высокой любви к родине и готовности к подвигу, — получило здесь свое отражение.
С самого начала, буквально с первых стихов, автор вводит нас в быт, в будни войны:
На войне, в пыли походной, В летвий зной и в холода, Лучше нет простой, природной…
Лучше нет воды холодной…
Обратите внимание
Война показана не с птичьего полета и не в глобальном своем масштабе, а какой она предстает обыкновенному рядовому солдату-пехотинцу.
Твардовский лаконичен в изображении фронтового пейзажа:
На могилы, рвы, канавы, На поля, холмы дырявой, Изувеченной земли,
На болотный лес корявый,
На кусты — снега легли.
Поражает наблюдательность автора, зоркость его художественного взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Однако читатель никогда не забывает, что за этими деталями быта, за событиями дня — общий ход великой войны, охватившей полсвета.
Эта “энциклопедия” тем более достоверна и ценна, что она документальна, так как написана самим очевидцем, участником событий, буквально с “натуры”, в боевой, походной обстановке, а не в столичном кабинете, за письменным столом.
Замечательное свойство произведений Твардовского — необыкновенная, покоряющая правдивость. И “Василий Теркин” в этом смысле один из наиболее показательных примеров.
Без “сущей правды” тем более нельзя обойтись, когда пишешь о таком сложном, противоречивом, героическом и одновременно трагическом, жестоком явлении, как война, да еще невиданная в истории по своим масштабам и жертвам, как Великая Отечественная.
В самом начале “Книги про бойца” помещена поэтическая декларация жизненной необходимости “правды сущей” — этого главного этического и эстетического принципа Твардовского:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да, была б ова погуще
Как бы ви была горька.
Важно
Разговор о войне идет откровенный, серьезный. Показана и ее святая справедливость, и ее героика, показан и ее трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота, состояние внезапно осознанного полного одиночества солдата, узнавшего о гибели всех его родных и близких…
Тема постоянной опасности и смерти на фронте возникает в поэме неоднократно:
Кому память, кому слава, Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа.
Показаны героические и трагические стороны войны:
Люди теплые, жввые
Шли на дно, иа дио, иа дио…
Смерть на войне показана как дело обыкновенное и даже весьма вероятное:
А убьют — так тело мертвое
Твое с другими в ряд Той шинелкою потертою
Укроют — спи, солдат!
Ощущение страха в бою, подавляемое волей, — закономерность, инстинкт, присущий также и опытным бойцам, сила, выносящая человека из огня:
Низко смерть над шапкой свищет, Хоть кого согнет в дугу. Цепь идет,, как будто ищет
Маленький человек в поэме «Медный всадник» (А.С. Пушкин)
... Сочинение на тему бунт маленького человека в поэме медный всадник кратко Поэма «Медный всадник» (1833) — одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в ...
Что-то в поле иа сиегу.
В поэме Твардовского нет ничего показного, внешне эффектного, плакатного. И в то же время все основывается на высочайшей патриотической идее. Патриотизм, считал Л. Н. Толстой, — это чувство, “редко проявляющееся, стыдливое в русском”, но в то же время лежащее “в глубине души каждого”. :
Черты патриотизма проявляются и в Теркине, ибо его агитация осуществляется не по обязанности, а по душевной щедрости, личной склонности и внутренней убежденности. Потому она по-особому убедительна, конкретна, действенна.
Патриотическая идея в “Книге про бойца” передается не фразой и лозунгом, а изображением всего поведения и мироощущения героя, неоднократно возникающим лирически взволнованным обращением к родине:
А всего милей до дому, До тебя дойти живому, Заявиться в те края:
- Здравствуй, родина моя!
Произведение наполнено героическим пафосом и высоким лиризмом, что покоряет и убеждает читателя.
- Взвод! За Родину! Вперед!
И хотя слово ои эти,
Клич у смерти на краю,
Сотни раз читал в газете
И не роз слыхал в бою, В душу вновь оии вступали С одинаковою той Властью правды и печали,
Сладкой горечи святой…
Поэма Твардовского оказалась настолько оперативной, что обогнала себя и собственную славу. В самом же произведении она упоминается как уже бытующая в солдатской среде поэма: “Жили, “Теркина” читали…”, и Теркин присутствует в ней не только как герой действительности, но и как герой произведения, приобретшего популярность задолго до своего завершения.
Невозможно припомнить в мировой литературе что-либо подобное.
“Слово о полку Игореве”, “Война и мир” создавались после изображенных в них битв. Твардовский же шел по горячим следам войны и закончил свою поэму с окончанием войны. В этом — непроходящее преимущество Твардовского перед каким угодно талантом, берущимся за военную тему спустя десятилетия. Об этом он с полным основанием говорит в кульминационной главе “На Днепре”:
Совет
Пусть не мне еще с задачей
Было сладить. Не беда.
В чем-то я его богаче, —
Я ступал в тот след горячий.
Я там был. Я жнл тогда.
Сочинение на тему: Лирика Твардовского и Своеобразие творчества
Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.
В первых сборниках “Дорога”, “Загорье”, “Сельская хроника” Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обращается к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, “Ивушка”, “Не стареет твоя красота…”).
Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная поэтическая манера Твардовского.
Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на разговорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора.
Из народной поэзии вошли в творчество Твардовского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить
Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...
... А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума. Какова роль, значение литературы в жизни человека? [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/ Литература – это средство познания ...
и о более глубоком влиянии народно-поэтического творчества на поэзию Твардовского.
Это сказывается в тех мировоззренческих принципах, которые положены в основу образа героя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Такие качества и определили подлинную народность поэзии Твардовского.
Обратите внимание
В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твардовского к жанру баллады (“Отец и сын”, “Баллада о товарище”, “Баллада об отречении”).
В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический накал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на события.
Стихи военной поры объединены в сборники “Возмездие” и “Фронтовая хроника”. Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов.
Основные темы – непокоренная Родина (“Партизанам Смоленщины”), высокое мужество и патриотизм советского солдата (“Когда пройдешь путем колонн…”, “Граница”, “Новогоднее слово”), священная месть (“Возмездие”).
Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период (“Я убит подо Ржевом…”).
И у мертвых, безгласных Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она – спасена…
Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творчества (“Нет, жизнь меня не обделила…”, “Признание”), о чести человека, о связи человека с природой (“Разговор с Падуном”, “Снега потемнеют синие…”).
К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переосмыслил:
…вольно или невольно Было, вышло не то, не так.
Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения.
Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понимает, что долг поэта говорить правду, “как бы ни была горька”.
Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сделал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении “Час мой утренний, час контрольный…” поэт уверен, что можно еще повернуть историю:
Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души.
Приобщая к опыту опыт,
Час мой, дело свое верши.
Важно
Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью отозвалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступление на свободу, как крушение всех надежд (“В чем хочешь человечество вини…”, “Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…”).
Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что происходит в нашей стране. Он лирически анализирует собственную биографию, а через нее – биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления “жестокой судьбы”:
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи – это разговор с самим собой, наедине.
Обобщающие темы позднего творчества – я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопознание. В лирическом цикле “Памяти матери” поэт в воспоминаниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего народа.
Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мотивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях “Как неприютно этим соснам в парке…”, “Газон с утра из-под машинки…”, “Береза” память природы – это метафора связи всего в мироздании, выражение единства.
Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельного человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метельной круговерти.
Трагизм неизбежного конца просветляется сознанием ненапрасности жизни (“Прощаемся мы с матерями…”, “Время, скорое на расправу”).
От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский пришел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.
Глоссарий:
- лирика твардовского
- лирика твардовского сочинение
- Своеобразие лирики Твардовского
- сочинение на тему творчество твардовского
- сочинение по творчеству твардовского
(Пока оценок нет)
История и личность (а. т. твардовский)
ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ. Александра Трифоновича Твардовского читатель знает прежде всего как советского поэта. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Но Твардовский известен и как редактор журнала «Новый мир». Чтобы раскрыть и глубже понять личность поэта, надо вспомнить не только о его поэзии, но и о деятельности в журнале.
Твардовский сочетал в себе все противоречия советской эпохи, он был сыном своего времени. И его судьба — отражение, воплощение этого противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, которая произошла из-за этой идеи, веру в человека, в свободу его духа.
Эта искренняя вера дала толчок развитию его поэтического таланта, прошла «красной нитью» через все его творчество. В поэме «За далью — даль» ярко проявились многие характерные черты личности Твардовского. Поэт создает как бы эпическую летопись грандиозного пути, пройденного страной после революции.
Совет
В ней не только мощь, размах достижений и побед, но и впервые ведется разговор о том негативном, что принес стране культ личности Сталина. Поэма пишется после XX съезда, на котором произошло переосмысление некоторых фактов истории страны.
Как же мучительно больно давалось это переосмысление Твардовскому! Но именно постижение открывшегося породило в поэме проблему личности в истории. В одной из глав звучат слова, определяющие отношение поэта к этой проблеме. И мне кажется, что эти слова отражают его жизненное кредо.
Являются важной чертой его творчества. Твардовский говорит о сопричастности всех и каждого к истории, а особенно о долге поэта в истории перед потомками.
Настоящий художник неразрывен с обществом, в котором он живет. И его долг — говорить правду во имя будущего, во имя потомков.
Взгляд Твардовского очень историчен. Он как бы поднимается над житейской суетой, и от этого его поэзия эпична. Но это не делает ее эпитафной, она максимально приближена к народу, полна крестьянского фольклора, и во многом это и придает ей такое величие.
Твардовский неразрывно связывает себя с народом, с его историей. Он вместе со всеми начинает тяжелый путь переосмысления. И как для всего народа возникла трудная задача побороть в себе раба, так и духовный путь поэта окрашен раскрепощением, обретением внутренней свободы.
Этот путь Твардовского — путь возрождения, возмужания нашей интеллигенции. Об искренности может говорить его поэма «По праву памяти». И опять Твардовский остро социален. В центре внимания поэмы сложное время, когда начинает наблюдаться тенденция возврата к старому. Твардовский не сделал шага назад.
Он много понял за все эти годы, переосмыслил и не мог пойти не сделку со своей совестью.
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить.
Живую боль и чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть!
Обратите внимание
В этом и есть духовная сила творчества Твардовского и как поэта, и как личности, и как гражданина. Духовная эволюция Твардовского — путь и всего народа, целого поколения советских людей. Твардовский нес в себе и силу, и вместе с тем слабость этого поколения. Он его поэт, противоречивый, ищущий, но оставшийся искренним и честным до конца.
Литература — это голос времени; может быть, более остальных видов искусства она способна передать историю человечества. Она не ограничивается холстом, и подлинно гениальные произведения стремятся выразить личностный мир в потоке общего движения народов, тайну созидания истории. В русской литературе «Слово о полку Игореве* явилось первым таким произведением.
Масштабность столкновения Руси со степью и горе Ярославны. Судьбы «маленького человека» впервые соединились в нем, а далее в литературе такое слияние продолжало развиваться.
«Поэт — такой же член общества, как и все остальные, и навязывать ему какой-то особый долг не всегда верно, но он один способен передать мир маленького человека — клерка, рабочего, — которому попросту некогда это сделать».
Поэт стремится утвердить в этом человеке чувство собственного достоинства, чтобы он осознал, что история — это не дело исключительно «сильных мира сего», но и сам он причастен к ней не меньше. Причастность маленького человека к жизни общества наполняет его жизнь большим смыслом. Этой теме посвящены «Медный всадник» и «Борис Годунов» А. Пушкина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.
Радищева, «Отцы и дети» И. Тургенева и, конечно же, «Война и мир» Л. Толстого. В советской литературе одним из продолжателей этой темы явился А. Твардовский. В поэме «За далью — даль» он подводит итог не только своей жизни, но и жизни всего поколения, всей страны. «Великим переломом» для поэта явился XX съезд.
Неумолимо вставали перед глазами картины жизни недавнего прошлого, открывались новые факты, а, как сказал Толстой: «Царь — раб истории». Твардовский был одним из творцов «славы вождя» в литературе, выбирался депутатом в Верховный Совет, и он почувствовал груз ответственности за все, что произошло, как никто другой, потому что он искренне верил Сталину и восхвалял его.
Почему это произошло? Что это — его личная ошибка или заблуждение всего народа? Эти вопросы он задает себе в главе «Так это было» и отвечает на них. Как мне кажется, он отождествляет себя со своим поколением, все размышления ведет от лица «мы», и личный мотив промелькнул лишь раз или два. Люди не знали, «как еще восславить Его», а кто этого не делал — «найдись такой!».
Сталин «являл черты… и правоты», согласно Твардовскому, поэту было невозможно окончательно разрушить в себе многолетний идеал. Ответственность возлагается на всех, «но кто из нас годится в судьи — решать, кто прав, кто виноват?». Гордостью наполняет его сознание величия народа, «сотворившего бога», но нашедшего в себе силы ответить за прожитое, «минуя трудный поворот», начать жить «собственной своей хозяйской мудростью». И главное, он также смог преодолеть себя, чтоб «не страшиться суда потомков».
Важно
В стихах Твардовского присутствует сопричастность лучшим образцам русской поэзии и понимание своего места в ней, своей ответственности за нее. Возможно, именно такие стихи передают атмосферу того времени, а ведь историческая миссия поэта в том и состоит, чтобы говорить языком своего времени, если говоришь о своем времени.
Готовые школьные сочинения
июня
22 2011
Твардовский Общая характеристика творчества
Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве “Молодая гвардия” вышла поэма “Путь к социализму”, первое крупное произведение Твардовского.
1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных “перегибов”. Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму “По праву памяти” (1966—1969 гг.).
А пока юный поэт отстаивает “завет первоначальных дней”, его ответом на жизненные испытания стала поэма “Страна Муравия”. Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о “великом переломе”, когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.
О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.
В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной творчества этого периода является поэма “Василий Теркин” — своеобразный памятник духу русского человека на войне: Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим…
Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание “Дом у дороги”. Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В следующей поэме “За далью — даль” поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность. Поэт скажет: “Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза “тревог и потрясений” с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.
Стихи Твардовского при их кажущейся “простоте и легкости” требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом: На новостройках в эти годы Кипела главная страда: Вставали в заревах заводы, Росли под небо города. И в отдаленности унылой За той большой страдой село, Как про себя ни гомонило, Уже угнаться не могло.
Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления. Земля родная, что же сталось. Какая странная судьба: Не только юность, но и старость — Туда же, в город, на хлеба. Туда на отдых норовила Вдали от дедовских могил… Давно, допустим, это было, Но ты-то сам когда там был? Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории. Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой… Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика — все это отразилось в многогранной поэзии Твардовского. Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль — забыть! Писать стихи Александр Трифонович Твардовский начал с раннего детства. Судьба крестьянства в годы коллективизации — основная тема первых поэм Твардовского: “Путь к социализму” (1931 г.), “Вступление” (1933 г.).
Но настоящую славу молодому поэту принесла опубликованная в 1936 г. поэма “Страна Муравия”, где в незатейливой сказочной форме он отразил жизнь крестьян во время “великого перелома”. Во время Великой Отечественной войны Твардовский с первых до последних дней находился на фронте, созданная в это время поэма “Василий Теркин” стала произведением, которое было и летописью войны, и агитационным словом. В конце 40-х гг. поэт совершает ряд поездок в Сибирь, на Дальний Восток, в Якутию, где пишет поэму “За далью даль…”. В конце 60-х Твардовский пишет свою итоговую поэму-исповедь “По праву памяти”, где бескомпромиссно и правдиво говорит о тяжелом времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека в этот период.
Если разделить все творчество поэта на два этапа: довоенный и послевоенный, — то нетрудно заметить, что в первом преобладает политическая тема: тема тяжелой доли крестьян и рабочих, например “Дневник председателя колхоза”, во втором же мы явно видим тему времени, тему прошлого и будущего. Эта тема наиболее ярко отразилась в последних поэмах Твардовского: “За далью даль…” и “По праву памяти”.
В поэме “За далью даль…” сюжет ослаблен до минимума — это просто путевые заметки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь. Вся поэма построена по принципу обозрения эпохи, народной жизни. Здесь изображается не только современность, но и историческое прошлое. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. Неожиданная встреча с другом ранней юности на таежной станции Тайшет, незаконно репрессированным в 30-е гг. и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ прошлого — сложной исторической эпохи: И вспомнил я тебя, друг детства, И тех годов глухую боль. Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина: Так это было. Четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду. Мы звали — станем ли лукавить? — Его отцом в стране — семье. Тут ни убавить, Ни прибавить, — Так это было на земле.
Уже в этих воспоминаниях, наряду с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная личность лирического героя. Масштаб его личности под стать всем тем событиям прошлого, которые он пропускает через свою память. Поэма “За далью даль…” повествует о десяти сутках в настоящем, но вбирает в себя два последних века страны.
Особенно явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского “По праву памяти”, где центральное место занимает проблема того, какую долю “отец народов” уготовил своим детям. Выразительно и твердо названная “По праву памяти” поэма родилась как акт сопротивления, всем своим названием взрывала страшное молчание, покрывающее прошлое — многие годы сталинского режима, и била по его организаторам: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу. Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям “Вам из другого поколения” — обращался поэт. Необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем: Давно отцами стали дети, Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе, И длится суть десятилетий, И не видать еще конца. Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Твардовский Общая характеристика творчества . Литературные сочинения!
Краткая биография Твардовский – Сочинение
Осмысливая в зрелые годы свой творческий путь, А. Твардовский так определит его основную линию: «Самая личная и нелегкая тема- тема моего поколения, вопрос совести и смысла жизни».
А. Т. Твардовский родился и вырос на Смоленщине, на небольшом хуторе недалеко от деревни Загорье.
В автобиографии поэт вспоминает, что земля эта (десять с небольшим десятин, купленные отцом в рассрочку, все в мелких болотцах и кустарнике) «была дорога до святости».
Совет
Отец, единственный сын безземельного крестьянина, многолетним тяжким трудом кузнеца заработавший деньги на первый взнос за землю, внушал детям «любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле».
Родная земля, отцовская кузница — своеобразный сельский клуб и «академия наук»; большая семья, родной дом, книги и песни, которые любил отец; заботливая и по-своему поэтичная труженица-мать; крестьянский мир, где радости, заботы, работа — все общее, — таковы истоки поэтического творчества Твардовского.
«Малая родина» становится импульсом и центральной темой произведений поэта. «Сельская хроника» — так называется цикл ранних стихов Твардовского.
Здесь, как и подобает хронике, запечатлены конкретные приметы жизни деревни конца 20-х-30-х годов.
Хроника — значит, к реальным проблемам и конфликтам обращается поэт, о знакомых людях в первую очередь рассказывает, общие с ними мысли, впечатления и душевные привязанности раскрывает.
Мир, открывшийся юному поэту, был полон потрясений, борьбы, перемен, происходивших тогда в деревне и определяемых понятием «сплошная коллективизация». На противопоставлении картин жизни прежней и нынешней, колхозной, построены многие стихотворения Твардовского 30-х годов (к примеру, «Смоленщина», «Он до света вставал» и др.).
В этих стихах центральный образ — хозяин, труженик. В них (как, к примеру, в стихотворении «Гость») звучит пафос тяжелой, но радостной совместной работы. Немало горьких размышлений о нелегкой женской доле («Счастливая, одна из всех сестер…», «С одной красой пришла ты в мужний дом») встретится в стихах этого цикла.
Запечатлеет поэт и доселе небывалое: награждение простой колхозницы высшим орденом (стихотворение «Встреча»).
В те же 30-е годы А. Твардовский, почти подростком уехавший сначала в Смоленск, а затем в Москву, открывал новый для себя большой мир.
Обратите внимание
Так же, как и многие его сверстники, он пел (и в искренности поэта не стоит сомневаться) о своей «большой родине», той, «что от края и до края, Во все концы.
Во все края…» В стихах появляются новые герои: шоферы, летчики, военные, лирический герой — известный советский поэт («Полет», «Строитель», «Невесте», «Дети» и др.).
Сыны Смоленщины, они вступили в «мир большой и трудный», но не забыли родные края:
За тысячу верст От родимого дома Вдруг ветер повеет Знакомо-знакомо…
Свойственное молодости стремление поскорее выпорхнуть из родного гнезда; гордость родителей за успехи детей («он летит за доброй славой», «дело, что полегче, не ему под стать»); грусть расставания — эти мотивы лягут в основу целого ряда стихотворений Твардовского 30-х годов («Мать и сын», «Прощание», «Сын»).
Насколько точно поэт подметил начало сложного и противоречивого процесса ухода молодых из деревни, подтвердит проза 60-х-80-х годов (В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин и др.), которая вновь и вновь будет возвращаться к истокам и последствиям этого явления. Пока же у Твардовского проблема обозначена, но конфликты не обострены, они обращены, скорее, в сферу нравственную. «Высоко, высоко ты поднялся,… Только знай, что отец-то один», — сказано в стихотворении «Прощание». Это напоминание в контексте 30-х годов имело особый смысл: все славили «отца народов», да и сам поэт не избежал общих настроений, но нравственное чувство не дало ему забыть об отце родном, матери, брате. В те годы прямое упоминание о трагедии семьи, которая была раскулачена и выслана (поэт в это время жил в Смоленске), лишь изредка прорывалось в поэзии Твардовского, например, в стихотворении «Братья».
Эти мотивы с трагической силой зазвучат гораздо позже, в конце 60-х, когда Твардовский будет работать над циклом стихов «Памяти матери», поэмой «По праву памяти», стремясь «немую боль в слова облечь». В 30-е же годы Твардовский не выражает сомнений в важности и значимости «новых дорог», открываемых страной, людьми его поколения.
Он верит, что дорога, начавшаяся у родного крыльца, «так и будет одною из самых На земле величайших дорог. Все, что мы возведем, что построим, — Все столетиям славу несет».
Но важно, что и в ту не очень склонную к рефлексиям эпоху лирический герой Твардовского постоянно держит мысленный отчет за все, что сделано, перед дедом, отцом, матерью, земляками, родной землей.
Вехи истории страны, биографии народа становятся этапами личной и творческой судьбы Твардовского. 30-е годы, коллективизация. «Новые связи с иными краями», открывшиеся с отъездом в Москву. Участие в войнах: походе советских войск в Западную Белоруссию (1939), финской кампании, Великой Отечественной войне.
Послевоенное знакомство с грандиозными стройками Сибири, Дальнего Востока и «трудная с прошлым разлука», мучительное переосмысление истории, собственных идеалов, своей жизни. В период оттепели — смелая, нередко отчаянная борьба на посту главного редактора журнала «Новый мир» за право говорить правду о жизни, за настоящую литературу.
Важно
Масштаб личности Твардовского, человека яркого гражданского темперамента, был таков, что он не просто впитывал и отражал общую биографию страны и народа, но и сам вписал в нее немало значительных страниц. Развивая традиции предшественников, в первую очередь Н.А.
Некрасова, Твардовский сформировался как поэт эпический, что не мешало ему быть ни по-своему лирическим, ни с течением времени все более философским.
Здесь искали:
- сочинение на биографию твардовского