Духовная эволюция Наташи Ростовой (по роману Толстого «Война и мир»)

Сочинение

Сюжетные линии , Толстой так описывает свою героиню:

  • черноглазая;
  • с большим ртом;
  • некрасивая, но живая;
  • прелестная;
  • с черными кудрями;
  • с робкой грацией;
  • тоненькая;
  • с внимательным взглядом;
  • с бледным лицом.

Девушка находится в атмосфере постоянной влюбленности. Она обаятельна, чувствует жизнь во всей ее полноте, внутренне красива. Ее живость и непосредственность противопоставляются в романе светскому холоду остальных дам.

Душевная чуткость и интуиция позволяют ей безошибочно разбираться в людях. Девушка не застывает в мечтах, она постоянно в движении. Ее внутренний мир тоже движется. Наташа находится в поисках и стремится познать людей. Это положительное качество характера, но именно из-за него она иногда совершает ошибки, например, изменяет Андрею Болконскому.

На протяжении романа показаны ее любовные линии с:

  • Денисовым;
  • Трубецким;
  • Болконским;
  • Курагиным;
  • Безуховым.

Если говорить кратко, сущность Наташи Ростовой — любовь. Это чувство переполняет ее, выплескиваясь наружу. Девушка любит братьев Николая и Петю, Соню и весь мир. Но неопытность заставляет ее делать необдуманные поступки.

Князь Андрей прощает ее, но его смерть лишает Наталью смысла жизни. И только любовь к матери, сходящей с ума после известия о гибели Пети, заставляет героиню преодолеть собственный эгоизм и уделить внимание другому человеку, который в этом очень нуждался.

Сочинение Духовная эволюция Наташи Ростовой (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

В своем романе «Война и мир» Л. Н. Толстой рассказывает читателю о разных людях, живших в эпоху Отечественной войны 1812 года. Действующих лиц в его произведении очень много, но одним из самых ярких образов является Наташа Ростова, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной девочкой, а в конце – любящей женой и матерью. На протяжении всего романа читатель следит за духовным становлением девушки. «Поэтической, переполненной жизнью, прелестной девушкой» назвал Наташу Ростову князь Андрей. «Волшебницей» казалась она Денисову. «Она обворожительна», — говорил о ней Пьер. Читатель видит, как она взрослеет, стремится к счастью, выходит замуж, становится матерью. Наташе не свойственны раздумья о смысле бытия, как Андрею Болконскому или Пьеру Безухову, ей чужды идеалы самоотречения. Главную роль для нее играют чувства. Впервые Наташа появляется на страницах произведения «живой», «черноглазой» девочкой. Она находится в том «милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребенок еще не девушка». Любимица семейства Ростовых, Наташа и сама полна любви и ласки к окружающим.

8 стр., 3625 слов

Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир»

... бы и не слышать. И тем, что Наташа не понимает вопроса, автор, по сути, показывает, что умный, знающий людей Андрей Болконский не понимает свою избранницу. Он может смириться ... важных эпизодов, которые помогают увидеть сущность его характера. А если учесть, что особенно глубоко человек раскрывается в любви, то станет излишним объяснять, насколько важны сцены романа, показывающие ...

С разбегу она влетает в гостиную с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, и в комнату словно врывается солнечный луч. Вот она в «цветочной» комнате прячется между кадок цветов и, случайно подсмотрев и подслушав объяснение в любви Николая и Сони, по-детски подражает им, просит Бориса поцеловать ее и спрашивает его: «Навсегда? до самой смерти?». Она уверена, что жизнь – это сплошной праздник, а весь мир – чудесная гармония. «Порох», «зелье девка», «казак» — так характеризуют ее другие люди. В юности Наташа покоряет своей поэтичностью и музыкальностью. Ее волнует красота природы в летнюю ночь в Отрадном. Она прекрасно поет и танцует. Ей по душе народное искусство, русские народные обычаи, нравы простых людей. Она с удовольствием слушает игру на гитаре, пение дядюшки, который «пел так, как поет народ». Главное, что привлекает в Наташе, – это ее дар любви людей из разных социальных слоев">любви к людям, ее человечность. Из всего семейства она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Внутреннему настрою Наташи соответствует и ее речь, эмоциональная, часто дополняемая мимикой и жестами. Толстой замечает, что Наташа «не могла постигнуть возможность выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом».

Одаренность и обаяние Наташи так велики, что за ними не чувствуются ее недостатки. Подрастая, Наташа превращается в обаятельную девушку, на которую обращают внимание из-за ее жизнерадостности и непосредственности. На своем первом аристократическом балу девушка боится, что ее никто не пригласит на вальс. Но, танцуя с Андреем Болконским, Наташу захватывают чувства, постепенно переходящие от робости к надежде и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и успехом. Первый выезд в «большой свет» принес девушке торжество. Наташу не занимали ни государь, ни важные лица, ни политические проблемы: «Она ничего не заметила и не видела из того, что занимало всех на этом бале Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя». Слова Пьера: «Она не удостаивает быть умной» — могут быть объяснены отсутствием у Наташи широких умственных интересов, образования. Жизненные суждения ее о людях, идущие от сердца, проницательны и разумны. Используя слова Толстого из письма Фету, можно сказать, что она была наделена «умом сердца». Наташа способна понять другого человека и проникнуться его чувством. Так, она поняла духовную красоту княжны Марьи и полюбила ее, несмотря на различие их натур.

1 стр., 451 слов

Любовь Андрея и Наташи в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

... князь Андрей…» Но счастье воссоединения продлилось не долго. На этот раз было суждено разбиться сердцу Наташи – Андрей умирает. Сюжетная линия Наташи и Андрея ... казалось, что любви ... к сожалению, им предстояла долгая разлука, которую Наташа не смогла выдержать. Ее юность дала о себе знать в одном из своих пугающих проявлений – в ветрености. Наташе, молодой девушке, ...

В преуспевающем Борисе Друбецком она разглядела тщеславного карьериста, а в Берге – его фальшивый патриотизм. С открытой душой Наташа Ростова принимает жизнь в ее богатстве и красоте. Ей совершенно чуждо желание постоянно сравнивать свои поступки с действиями других людей, ее не волнует мнение окружающих. В качестве внутреннего «ограничителя» этот принцип для нее просто не существует. И происходит это отнюдь не потому, что Наташа намеренно отвергает какие-либо жизненные нормы, просто она обладает духовной свободой и непосредственностью, которые начали проявляться с раннего детства. Наташа способна к сильному и глубокому чувству, к благородным порывам. В 1812 году, перед нашествием французов, она добивается того, чтобы родители вместо имущества вывезли из Москвы раненых. Ее душевная чистота покоряет людей. Только материнское чутье графини говорило, «что чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива». Тревожные предчувствия матери подтвердились. Любовь была единственным смыслом жизни Наташи, единственным ее интересом. Проявление любви к ней, с чьей бы стороны оно не исходило, – от Бориса, Денисова, Болконского, Пьера Безухова или Анатоля Курагина, — волновало ее и вызывало в ней ответный отклик.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Поиски себя

Наташа Ростова ищет свое счастье

Духовная эволюция преобразовала Наташу от наивной и легкомысленной девочки, считающей, что жизнь состоит только из праздников, а мир полон гармонии, до патриотки, стремящейся помогать людям, а затем превратившейся в воплощение хранительницы семейного очага, готовой сделать все для блага родителей, мужа и детей.

Сам Толстой считал, что главное предназначение женщины — быть хорошей матерью и женой. Его любимая героиня к концу романа становится именно такой. Она полностью отдается заботам о семье.

Краткий анализ романа «Война и мир»

Классический роман Л. Н. Толстого является беспрецедентным в истории мировой литературы. Роман повествует о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн. Роман-эпопея создавался Л. Н. Толстым почти семь лет, с 1863 по 1869 годы.

Замечание 1

Центральной темой этого произведения является историческая судьба народа в Отечественной войне 1812 года.

Также Толстой в романе «Война и мир» поднимает темы любви, долга, семьи, войны, жизни и смерти.

Роман-эпопея состоит из четырех томов и эпилога. Композиция произведения сложна и многослойна. Каждому тому соответствует определенный промежуток времени:

  • 1 том — 1805 год
  • 2 том — 1806-1811 год
  • 3 том — 1812 год
  • 4 том — 1812-1813 годы
  • Эпилог — повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.

В романе задействовано множество героев, в том числе и исторических лиц. В произведении даны описания реальных исторических событий. Главными героями произведения являются:

1 стр., 421 слов

Цель в жизни в романе Герой нашего времени Лермонтова

При этом, описывая образ Печорина, он подразумевал не одного человека, а целое поколение пороков. Несмотря на то, что роман был написан в 19-м веке, его актуальность не потеряна ... и сегодня, потому что таких как Печорин ...

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Духовная эволюция Наташи Ростовой 410 руб.
  • Реферат Духовная эволюция Наташи Ростовой 230 руб.
  • Контрольная работа Духовная эволюция Наташи Ростовой 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Наташа Ростова
  • Пьер Безухов
  • Андрей Болконский
  • Анатоль Курагин
  • Элен Курагина
  • Мари Болконская
  • Николай Ростов и др.

В этой статье речь пойдет о Наташе Ростовой.

Оригинальность героини

но она не похожа на других представительниц своего сословия

Как у всех женщин той эпохи, внутренний мир Наташи, несмотря на ее энергичность, яркость и живость, достаточно ограничен. Она девушка не столько умная, сколько эмоциональная, естественная и отзывчивая. Героиня понимает жизнь не мозгом, а сердцем.

являются стержнем, на котором Наташа Ростова строит свою жизнь

После гибели князя Андрея она находит в себе силы преодолеть духовный кризис. Любовь к матери показала героине, что ее душа не умерла. Она заставила женщину вырасти духовно. Жизненные искания Наташи Ростовой привели ее к пониманию, что настоящая ценность — это семья. В конце романа она показывается как преисполненная чувством долга мать семейства, погруженная в заботы о близких.

Духовные искания Наташи Ростовой,княжны Марьи

В романе «Война и мир» перед нами предстают два идеала женщины в понимании Л. Н. Толстого. Эти идеалы автор воплотил в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Наташа по происхождению дворянка. Однако в ней нет ничего сословно-дворянского. Ее духовный мир намного ближе ко всему народному. Она тянется к родной природе, к простым людям. Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке». Именно народное начало и является главным, определяющим в душе героини. Она с восторгом погружается в мир русского народного быта, испытывает нескрываемую радость при общении с ним.

Ощущение тесной связи с родиной и нравственная чистота девушки обусловили и ее патриотические стремления. Она также естественно совершает свой благородный поступок, как естественно и просто совершали свои подвиги солдаты, полководцы, простые русские люди. Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам.

Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость, интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда безошибочными: «Узкий, знаете, серый, светлый», — говорит она про Бориса Друбецкого, а Пьер Безухов в ее видении «…тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Так своеобразно, но точно определяет она безличность, неустойчивость Бориса и устойчивость, основательность, глубину Пьера.

Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной, любви. Она во всем исключительно искренна

и откровенна, проста и естественна. Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества способны вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость. Нетрудно понять, что именно через ее образ Толстой освещает в романе нравственные качества всех основных героев.

13 стр., 6033 слов

Наташа ростова молитва

... Только здесь, на молитве, Наташа могла спокойно и ясно вспомнить этих двух людей, с которыми ее так или иначе связывала жизнь. Духовное ... и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. / Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Наташа Ростова в церкви Разумовских ... в душе, как всегда в толпе, Наташа шла… так, как умеют ходить женщины, — тем спокойнее и величавее, чем больней и ...

Наташа — олицетворение женственности и материнства — противопоставляется в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Карагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром.

Княжна Марья также представляет собой женский идеал Толстого. Внешне это некрасивая девушка, однако она наделена подлинной духовностью. Религиозные взгляды сформировали ее добрый, кроткий нрав, наделили неисчерпаемым смирением, жалостью к людям. Обладая чистым и отзывчивым сердцем, Марья способна разглядеть положительные душевные качества и в других людях. Именно поэтому она искренне полюбила такого нравственно устойчивого человека, как Ростов. Она искренне стремится делать добро людям, помогать тем, кто в этом нуждается. К сожалению, ее душевные порывы не всегда оказываются понятыми.

Наташа и Марья во многом отличаются друг от друга. Однако многое их и объединяет. Им обоим присуща та «скрытая теплота патриотизма», которая заставила Наташу отдать подводы для раненых, а Марью с несвойственной ей злобой и гордостью решительно воспротивиться попыткам заставить ее остаться во власти французов. Обе героини словно дополняют друг друга — в каждой из них есть то, чего не хватает другой. Возникшее вначале отчуждение и непонимание между девушками постепенно рассеивается, они многому учатся друг у друга, открывая для себя неизвестные ранее стороны жизни и тем самым обогащая свой внутренний мир. Так, Марья помогает Наташе понять поэзию самоотверженности и духовности, а Наташа пробуждает в Марье жизнерадостность и любовь к жизни.

Подчеркивая глубокую связь между образами двух дорогих автору героинь, Толстой говорит в эпилоге, что семья Ростовых крепка только потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, которая стала женой Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, настолько важные для автора «Войны и мира». И не случайно Н. Г. Долинина считала: «… все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу… Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть, и княжна Марья, без этого она превратится в Элен».