Тема: Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам., Цель: формировать умение создавать связный письменный рассказ по сюжетным рисункам.
Технологи-ческие этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые умения |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания. Учитель: «Здравствуйте, ребята! Наверное, все вы любили в детстве рассматривать книжки с картинками. И даже по этим картинкам рассказывали маме содержание книжки. Было такое? Сегодня мы тоже будем составлять рассказ по картинкам, только еще и запишем этот рассказ. Откройте учебник на с.104. (упр. 517 учебника «Русский язык», под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др., 2 часть). Прочитаем задание к упражнению 517.» |
Эмоционально настраиваются на работу. |
Самоопределение(Л) Планированиеучебного сотрудничества (К) Целеполагание (Р) |
Этап актуализации и пробного учебного действия |
Работа по первому рисунку. Учитель выстраивает диалог с учениками. Учитель: «Рассмотрим рисунки. Что изображено на первом рисунке? Опишите.» Учитель: «Какова поза мальчика?» Учитель: «Как он одет?» Учитель: «Запишем опорные слова для этой картинки». (На доске: в свитере и джинсах, в ушанке, в красных перчатках, стоит подбоченившись, с улыбочкой, уверенно опирается на топор, вокруг валяются чурбаки). |
Рассматривают 1-й рисунок, вступают в диалог с учителем. Ученики: «Мальчик Степа с топором. Улыбается. Валяются чурбаки». Ученики: «Стоит гордо». Дети отвечают. |
Планирование учебного сотрудничества (К) Логическое мышление (Р) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К) (Л) умение слушать друг друга и вступать в диалог(К) |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Организует работу в парах. Выслушивает ответы пар. |
Ребята рассматривают вторую и третью картинки. Самостоятельно подбирают и записывают опорные слова. (Должно получиться следующее: размахнулся, ударил со всей силы, топор застрял, лицо растерянное; ударил себя топором по губе. Разбил губу. Выбил зуб. Чуть не упал; дергал – дергал, поднатужился, ударил по губе, выбил зуб, «полетели искры», шапка слетела) Обсуждают, добавляют опорные слова к своим. |
Контроль (Р) Классификация (П) Построение речевого высказывания. (К) Работа в парах (К) |
Этап включения в систему знаний и повторения |
Организует беседу по составным частям рассказа (структуре), по типам и стилям речи. Помогает ребятам определить, от какого лица будет идти речь в сочинении-рассказе. Предлагает 2 варианта написания сочинения: от 3-го лица или от 1-го (Степы) |
Участвуют в беседе, актуализируют свои знания о структуре рассказа, используя свои рукописные (распечатанные) справочники по развитию речи. |
Умение структурировать знания, умение определять то, что еще не усвоено из изученного, Умение ставить себя на место другого человека (Р), (К), (Л).
Умение формулировать свои ответы и выслушивать ответы одноклассников. Коллективное построение структуры рассказа. (К) (П) (Р) Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Этап создания канвы сочинения (творческий) |
Предлагает парам провести соответствие между картинками и структурными элементами рассказа и подобрать художественные средства выразительности для «оживления» рассказа. Комментирует и направляет работу учащихся. Предлагает выбрать из списка подходящую для концовки рассказа пословицу. « Как вы думаете, ребята, кто мог сказать эту пословицу?» «И это можно оформить в виде диалога в заключении. А можно использовать вводную конструкцию (запись на доске: Как говорится в пословице: «Кто хвалится, тот с горы свалится») |
Дети соотносят картинки со структурными элементами рассказа, создают устное сочинение, проговаривают друг другу в парах, подбирают подходящие художественные средства выразительности. Дети выбирают пословицу «Кто хвалится, тот с горы свалится». « Папа, мама, одноклассники». |
Задание творческого характера (Л), (П),(К) Коррекция (Р) Логическое мышление (Р) Умение выбирать средства выразительности (П),(Р) Умение создавать устное и письменное высказывание (К) |
Оценочный этап |
Осуществляет контроль работы пар. Комментирует и направляет работу учащихся. Читает у 1-2 пар (по желанию) отзывы и дает устную рецензию на написанное. |
Каждый ученик пишет отзыв об устном сочинении одноклассника. |
Анализ высказывания одноклассника.(Р) Самоанализ.(Р) Умение создавать собственное высказывание, умение выслушать собеседника (К),(Р) Умение корректно дать оценку работе одноклассника (Л),(К).
|
Этап рефлексии |
Организует рефлексию. Что каждый нового узнал на уроке, на что нужное обратить внимание? Обобщает сказанное. Оценивает ответы. Благодарит за работу. Организация рефлексии учащихся. Учитель просит учащихся каждой группы подумать, с какими заданиями они справились легко и без затруднений, а какие вызвали у них трудности. Просит подумать в чем причины этих трудностей. Одним предложением записать, что нового и наиболее ценного каждый узнал на уроке. |
Высказывают свое мнение. |
Рефлексия способов и условий действий (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
Итоговый этап |
Домашнее задание. «Дома вы напишете сочинение сначала на черновик, чтобы можно было редактировать написанное, а затем перепишите в чистовик. Принесите на следующий урок тетрадь с готовым сочинением и черновиком». |
Ребята записывают в дневники. |