Технологическая карта русского языка в 6 классе » по сюжетным картинкам»

Сочинение

Тема: Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам., Цель: формировать умение создавать связный письменный рассказ по сюжетным рисункам.

Технологи-ческие этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания. Учитель: «Здравствуйте, ребята! Наверное, все вы любили в детстве рассматривать книжки с картинками. И даже по этим картинкам рассказывали маме содержание книжки. Было такое? Сегодня мы тоже будем составлять рассказ по картинкам, только еще и запишем этот рассказ. Откройте учебник на с.104. (упр. 517 учебника «Русский язык», под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др., 2 часть).

Прочитаем задание к упражнению 517.»

Эмоционально настраиваются на работу.

Самоопределение(Л)

Планированиеучебного сотрудничества (К)

Целеполагание (Р)

Этап актуализации и пробного учебного действия

Работа по первому рисунку. Учитель выстраивает диалог с учениками.

Учитель: «Рассмотрим рисунки. Что изображено на первом рисунке? Опишите.»

Учитель: «Какова поза мальчика?»

Учитель: «Как он одет?»

Учитель: «Запишем опорные слова для этой картинки». (На доске: в свитере и джинсах, в ушанке, в красных перчатках, стоит подбоченившись, с улыбочкой, уверенно опирается на топор, вокруг валяются чурбаки).

Рассматривают 1-й рисунок, вступают в диалог с учителем.

Ученики: «Мальчик Степа с топором. Улыбается. Валяются чурбаки».

Ученики: «Стоит гордо».

Дети отвечают.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Логическое мышление (Р)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К) (Л)

умение слушать друг друга и вступать в диалог(К)

Этап первичного закрепления с проговариванием во

внешней речи.

Организует работу в парах.

Выслушивает ответы пар.

Ребята рассматривают вторую и третью картинки. Самостоятельно подбирают и записывают опорные слова.

(Должно получиться следующее: размахнулся, ударил со всей силы, топор застрял, лицо растерянное; ударил себя топором по губе. Разбил губу. Выбил зуб. Чуть не упал; дергал – дергал, поднатужился, ударил по губе, выбил зуб, «полетели искры», шапка слетела)

Обсуждают, добавляют опорные слова к своим.

Контроль (Р)

Классификация (П)

Построение речевого высказывания. (К)

Работа в парах (К)

Этап включения в систему знаний и повторения

Организует беседу по составным частям рассказа (структуре), по типам и стилям речи. Помогает ребятам определить, от какого лица будет идти речь в сочинении-рассказе. Предлагает 2 варианта написания сочинения: от 3-го лица или от 1-го (Степы)

Участвуют в беседе, актуализируют свои знания о структуре рассказа, используя свои рукописные (распечатанные) справочники по развитию речи.

Умение структурировать знания, умение определять то, что еще не усвоено из изученного, Умение ставить себя на место другого человека (Р), (К), (Л).

Умение формулировать свои ответы и выслушивать ответы одноклассников.

Коллективное построение структуры рассказа. (К) (П) (Р)

Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Этап создания канвы сочинения (творческий)

Предлагает парам провести соответствие между картинками и структурными элементами рассказа и подобрать художественные средства выразительности для «оживления» рассказа.

Комментирует и направляет работу учащихся.

Предлагает выбрать из списка подходящую для концовки рассказа пословицу.

« Как вы думаете, ребята, кто мог сказать эту пословицу?»

«И это можно оформить в виде диалога в заключении. А можно использовать вводную конструкцию (запись на доске: Как говорится в пословице: «Кто хвалится, тот с горы свалится»)

Дети соотносят картинки со структурными элементами рассказа, создают устное сочинение, проговаривают друг другу в парах, подбирают подходящие художественные средства выразительности.

Дети выбирают пословицу «Кто хвалится, тот с горы свалится».

« Папа, мама, одноклассники».

Задание творческого характера (Л), (П),(К)

Коррекция (Р)

Логическое мышление (Р)

Умение выбирать средства выразительности (П),(Р)

Умение создавать устное и письменное высказывание (К)

Оценочный этап

Осуществляет контроль работы пар.

Комментирует и направляет работу учащихся.

Читает у 1-2 пар (по желанию) отзывы и дает устную рецензию на написанное.

Каждый ученик пишет отзыв об устном сочинении одноклассника.

Анализ высказывания одноклассника.(Р)

Самоанализ.(Р)

Умение создавать собственное высказывание, умение выслушать собеседника (К),(Р)

Умение корректно дать оценку работе одноклассника (Л),(К).

Этап рефлексии

Организует рефлексию.

Что каждый нового узнал на уроке, на что нужное обратить внимание? Обобщает сказанное.

Оценивает ответы. Благодарит за работу.

Организация рефлексии учащихся. Учитель просит учащихся каждой группы подумать, с какими заданиями они справились легко и без затруднений, а какие вызвали у них трудности. Просит подумать в чем причины этих трудностей.

Одним предложением записать, что нового и наиболее ценного каждый узнал на уроке.

Высказывают свое мнение.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Итоговый этап

Домашнее задание.

«Дома вы напишете сочинение сначала на черновик, чтобы можно было редактировать написанное, а затем перепишите в чистовик. Принесите на следующий урок тетрадь с готовым сочинением и черновиком».

Ребята записывают в дневники.